Стрессы
методическая разработка (10 класс) по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Родительское собрание в 10 классе "Стрессы". Цель: Определить принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie._stressy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Паначёва И.Е.                       Родительское собрание в 10 классе

Родительское собрание «Стрессы»

« Жизнь  отнюдь не так проста».

Цель: Определить принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

  1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по возникновения детских неврозов как следствия стрессов.
  2. Убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой проблемы в семье.

План проведения занятия.

  1. Что такое стресс.

  2. Синдром хронической усталости.

3. Неврозы – последствия стрессов.

4. Психосоматические последствия неврозов.

5. Признаки стресса
6. Как бороться со стрессом

 

                         Стрессы

Юные годы – время тяжелое. Подростки испытывают и физическое и психологическое напряжение – то есть стресс, и гораздо более мощный. Чем во взрослой жизни. Перед ними постоянно стоит проблема выбора, одолевают новые ощущения, они по-новому оценивают своё тело, других людей, осознают, что такое секс, что такое будущее. Каждый  шаг вперед заставляет их с тоской оглядываться назад – в то безопасное, надежное время детства. В школьном возрасте ребятам  присуще постоянное чувство страха и беспокойства.

В нашей сегодняшней жизни полно совершенно реальных вещей, которые могут быть причиной стресса: общество стало более мобильным, люди чаще покидают родной дом, чтобы продолжить учебу или найти работу; мир стал более враждебным. Все  это очень остро воспринимается подростками. И хотя подростки более подвержены стрессам, чем взрослые, природа также отпустила им большие энергетические запасы, они позволяют им быстрее, чем взрослым, справляться со стрессом.

Что же такое стресс?

 Стресс – состояние негативной нервно-психической напряжённости, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации.  

    Среди многочисленных сложностей жизни  имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие четыре группы:

     1.  Стрессоры активной деятельности. Их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать её. Это могут быть:  

        а) экстремальные стрессоры – участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском; 

        б) производственные стрессоры – работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т.д.

    в) стрессоры психосоциальной мотивации – разног рода соревнования и конкурсы. 

     2.     Стрессоры оценок. Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

а) старт-стрессоры и стрессоры памяти – предстоящие состязание, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.                                                                                                            

  б) стрессоры побед и поражений – успехи в карьере. Искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребёнка, поражения, неуспехи, непризнание в деятельности, болезнь близкого человека.

  в) стрессоры зрелищ – спортивные зрелища, фильм, театральные представления, изобразительное искусство и т.д.

     3.     Стрессоры рассогласования деятельности.

    а) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и т.д.

   б) стрессоры ограничений – психосоциальных и физиологических – заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и т.д.

      4.    Физические и природные стрессоры:

    а) мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и т. д.

            Синдром хронической усталости.

       Следствием всех вышеперечисленных стрессов, которые имеются в изобилии, стал так называемый синдром хронической усталости (СХУ), который медики уже окрестили новой чумой  ХХ века.

        По данным американских исследований, в США этим заболеванием страдает от 3до 10 миллионов человек. По данным немецких учённых, в Германии три процента населения страдают этим заболеванием, а потенциальными носителями этого заболевания являются около 90% жителей.  

Первоначально выдвигались гипотезы, что причины СХУ вызывают особые разновидности вирусов, неблагоприятная экологическая обстановка. Но, в конце концов, большинство исследователей пришло к выводу, что в основе заболевания лежат чрезмерные нагрузки на организм, попросту говоря – стресс. 

         Болезнь начинается, как банальный грипп, и её симптомами на физиологическом уровне являются:

* небольшое повышение температуры;

* боль и першение в горле;

* увеличение лимфатических узлов на затылке и подмышками;

* боли в мышцах и в суставах;

* расстройство сна.

На психологическом уровне возникают:

* чувство непреходящей усталости и слабости;

* депрессия;

* снижение интеллектуальных возможностей;

* быстрая утомляемость;

* раздражительность.

 Все эти признаки очень похожи на простудные и инфекционные заболевания. Поэтому другое название синдрома хронической усталости – «грипп молодых карьеристов».

        Неврозы – последствия стрессов.

       Психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, т.е. стресса, становится невроз, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю вкуса к жизни и моральную неспособность заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями – профессиональными, семейными, межличностными.  

       В зависимости от характера и личностной акцентуации это может быть неврастенический невроз, истерический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний.

      При неврастеническом неврозе человек, как правило, желающий заявить о себе и сделать карьеру, не справляется с тем объёмом работы и с теми непосильными задачами, которые он сам на себя взвалил. В результате появляется утомлённость, подавленность и раздражительность. Про таких людей можно сказать восточной пословицей: «Сама себя сгубила маленькая птичка, когда задумала большое снести яичко». Слишком сильная мотивация стать лучше или в чём-то превосходить других до добра не доводит.

При истерическом неврозе наблюдается перевес требований личности к окружающим над требованиями к себе. Истерик хочет от других слишком многого, а от себя – слишком малого. Обладая малыми заслугами, он, тем не менее, мнит себе пупом земли, вокруг которого всё должно вращаться. Глядя на мизерные заслуги истерика, окружающие не хотят или просто не могут дать ему то, что он хочет. Неосуществлённое желание вызывает истерику. У детей она проявляется в энурезе, заикании, анорексии (отказе от еды). У взрослых – в виде рвоты, поноса, истерической слепоты или глухоты.  

 Невроз страха развивается после тяжёлых травм и потерь, среди которых чаще всего – разлука с близкими, их болезнь или смерть. Навязчивые состояния страха определённых ситуаций называются фобиями. Это могут быть страхи открытых и закрытых пространств, страх покраснеть или быть раздавленным толпой. В последнее время в связи с известными событиями, стали появляться страхи нападений и террористических актов.  

 При неврозе навязчивых состояний человек оказывается раздираемым внутренними противоречиями между чувством и долгом, между непосредственными желаниями и моральными принципами. Не разрешаемое противоречие приводит к сомнениям, колебаниям, нерешительности, тяжёлому психологическому раздвоению личности, в которой одна часть хочет чего-то одного, а другая – противоположного. Причины таких колебаний и сомнений – вопросы, связанные с женитьбой или разводом, переменой места работы, сокрытие правды и страха, что про это узнают и т.д.   

         В состоянии такого конфликта и возникают всякого рода навязчивые мысли и представления. Например, проворовавшемуся чиновнику всё время кажется, что за ним кто-то следит.

        

            Психосоматические последствия неврозов.

К «болезням стресса» относят инфаркт, инсульт, стенокардия, некоторые злокачественные опухоли и даже кариес и атрофия дёсен Особенно часто возникают под влиянием стресса язвенные болезни желудка и гипертонии вкупе со многими формами сосудистой патологии.  

Признаки стресса
  1. Вспотевшие ладони
  2. Сильное сердцебиение
  3. Повышенное потоотделение
  4. Спазмы в желудке
  5. Пересыхание глотки
  6. Затрудненное глотание и дыхание
  7. Покраснение лица и расширение зрачков
  8. Повышение кровяного давления, напряжение мышц
  9. Ощущение подавленности, бессонница.

Как бороться со стрессом?
  1. Главное – не копить дурные эмоции.
  2. Не зацикливаться на своих обидах.
  3. Не подогревать злобу до состояния взрыва.
  4. Не подкармливать свои проблемы, не думай о них.
  5. Крикни во всю глотку, завопи, заплачь.
  6. Выдели в своей жизни те моменты, которые ты в силах изменить.
  7. Постарайся сосредоточиться на том, что есть в твоей жизни хорошего.
  8. Займись спортом, сажай цветы.
  9. Переключись на другое дело.
  10. Встреться с товарищами.
  11. Послушай музыку.
  12. Пусть вашим девизом станут слова

« Господи, дай мне спокойствие принять то, что я не могу изменить,  дай мне волю и силу изменить то, что я могу изменить  и дай мне мудрость отличить одно от другого».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар №4 "Стресс-менеджмент или Приемы профилактики и преодоления стресса"

Данная работа продолжает цикл занятий по теме "Навыки профессиональной и личной эффективности". В ней рассматриваются вопросы:1. Что такое "стресс".2. Факторы стресса.3. Стадии стресса.4. Реакции на с...

Стресс.Первая помощь при стрессе.

Понятие стресса,стрессовой ситуации.Виды помощи по преодложения стресса....

Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума «Психологический аспект урока» для педагогов, учителей Братского района. По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»

Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте...

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже ...