Музыкальные занятия с детьми раннего возраста глазами психолога.
учебно-методический материал на тему

Коршунова Наталья Владимировна

Рассматриваются основные психологические законы детства, позволяющие активно и всесторонне развивать малышей посредством музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Многочисленные исследования учёных всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трёхлетнему возрасту. Современное образование предлагает различные типы групп для детей от года до трёх лет. Это могут быть группы, ориентированные на развитие какой – то одной сферы деятельности ребёнка (йога для малышей) или комплексные занятия.

Группы раннего развития сами по себе являются инновационным направлением в дополнительном образовании так как соответствуют основным инновационным характеристикам. Они основаны на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и позволяющие нивелировать кризисные моменты в их жизни. Изменение содержания воспитания предполагает новые способы деятельности педагога, в частности, ему необходимо знать основные законы психологии детства, и на их основе планировать свои занятия. Прежде всего, должны учитываться социальная ситуация развития и ведущая деятельность данного периода.

Научившись ходить, ребёнок обретает некоторую самостоятельность и активно начинает исследовать окружающие его предметы. Однако, как писал Д. Б. Эльконин, «ребёнок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит…». Только в совместной деятельности со взрослым, дети приобретают навыки целевого использования объектов предметного мира.

Выделяется три этапа в развитии предметного действия в этом периоде:

  1. Этап совместного действия: на стороне взрослых – и ориентация, и исполнение, и оценка действия;
  2. Этап частично – совместного действия: взрослый только начинает действие, а ребёнок его заканчивает;
  3. Этап самостоятельного действия: взрослые выполняют функцию стороннего наблюдателя и корректировщика процесса.

До Эльконина подобные мысли высказывал Л. С. Выготский. Помощь взрослых в определении назначения предмета и операций с ним, учёный презентовал в виде «зоны ближайшего развития», размеры которой определяют степень самостоятельности ребёнка в будущем.

Взаимодействие детей и взрослых служит источником формирования языковой способности ребёнка. К трём годам речь становится средством коммуникации. Развитие речи в раннем детстве проходит по двум направлениям: совершенствуется понимание речи и формируется собственная активная речь малыша, причём пассивная речь опережает активную, так как фонематический слух опережает развитие артикуляции.

Становление речи в основном зависит от способа общения детей со взрослыми, но не только.

В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, где находятся сенсорная и двигательная речевые зоны. Описанные данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.  Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи.

Речь имеет чрезвычайное значение для развития других когнитивных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. В раннем периоде доминирующим является восприятие.  Оно аффективно окрашено и тесно связано с практическими действиями «здесь и сейчас».

Позитивные эмоции стимулируют повышение метаболизма в областях головного мозга, связанных с вниманием и памятью. Оба этих процесса в раннем детстве непосредственны и непроизвольны.  Преобладающими видами памяти являются двигательная и эмоциональная. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно – действенным. Оно развивается в процессе практической деятельности, то есть ребёнок, манипулируя с предметами, начинает улавливать связи между ними.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными интересами ребёнка. Причём в раннем возрасте отсутствует соподчинение мотивов, поэтому все желания обладают одинаковой силой, неустойчивы и быстро переходящие.  Поведение детей в этом возрастном периоде импульсивно, малыши не могут соблюдать правила и удерживать поставленную цель, особенно долговременную. У них обнаруживается достаточно широкий диапазон страхов; некоторые проходят с возрастом и по мере накопления опыта, с некоторыми необходимо терпеливо работать. Близкие взрослые служат гарантом безопасности, общение с ними носит частично эмоциональный характер, частично характер сотрудничества.

Общение с другими детьми  в раннем возрасте обычно только появляется и не является полноценным. Дети  играют «рядом», но ещё не «вместе». Так как каждый ребёнок зависит от своих желаний и потребностей, не учитывая интересы другого, то в процессе игры очень вероятны проявления агрессивности.

К трём годам у детей развивается первичная половая идентичность, хотя ещё неустойчивая, и осознание «я» как индивида. Причём самооценка в этом возрасте исключительно положительная, что бы ребёнок ни совершил.

Осознание себя открывает возможности большей самостоятельности.

Знание и применение на практике вышеперечисленных психологических особенностей детей от года до трёх лет позволяет оптимизировать процесс деятельности групп  раннего развития в условиях требований современного образования.

На занятия дети приходят с близким взрослым, что соответствует социальной ситуации развития и создаёт комфортные условия для лучшей динамики когнитивных процессов.

Ритмичная смена спокойных и  подвижных частей занятия, как и общее время его проведения, зависят от степени сосредоточения внимания малышей. В случае превышения необходимого предела, усталость спровоцирует негативные реакции.

При подборе репертуара для занятий с детьми раннего возраста необходимо ориентироваться и на текст и на музыкальную составляющую произведения. Стихи должны быть понятны ребёнку, называть знакомые предметы и предлагать действия с ними. Хорошо, если сюжет песни может быть продемонстрирован детям с помощью игрушки или картинки. Консонансные созвучия вызывают положительное эмоциональное состояние, которое стимулирует внимание и память.  

Желательно включить в план занятия пальчиковую гимнастику и лепку, что в первую очередь способствует развитию речи, а так же повышает ловкость мелких групп мышц пальцев. Общим укрепляющим физическим действием обладает игровой массаж, кроме того, он продлевает эмоциональное общение между матерью и ребёнком. Хороводные игры, участие в которых обязательно принимают и мамы, формируют общение детей с ровесниками.

Часть занятия рекомендуется посвятить ритмике, в которую входят как усвоение основных танцевальных движений, так и «шумовой оркестр», где малыши смогут расширить свои представления о мире звуков, а так же о новых способах употребления некоторых предметов.

Таким образом, эгоцентричный по своей природе ребёнок, занимаясь в группах раннего развития, планирование которых осуществляется с учётом психологических законов детства, не только получает массу впечатлений, влияющих на его развитие, но и становится более самостоятельным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста

  Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей»  Е.А.Стребе...

Под ред. С.Л. Новоселовой, Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, Москва, 1977

В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего возраста. Материалы даны в соответствии с «Программой воспитания в ...

занятие с детьми раннего возраста "Путешествие с Колобком"

Цель: 1. Развитие эмоциональной сферы ребёнка. 2. Активизация внимания.  3. Развитие интонационной выразительности. 4. Развитие длительного выдоха. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6....

http://music-mydream.com/Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.

Обоснование необходимости и пользы регулярных музыкальных занятий с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками.«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.»В. С...

Комплексные занятия с детьми раннего возраста в детско-родительских группах

Общение с родителями является источником развития личности ребенка раннего возраста. Однако многие родители считают, что их собственного опыта недостаточно для планомерного и гармоничного развития реб...

Применение арт-терапевтической технологии на музыкальном занятии с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития.

Цель:Развитие музыкальных способностей детей на основе применения арт–терапевтической технологии.Задачи:-научить правильно выполнять дыхательные упражнения- чисто интонировать звук-формировать вокальн...