Дидактические игры в работе учителя-логопеда
консультация по теме
Игра для детей - учёба, труд, серьёзная форма воспитания, спсоб позхнания окружающего мира это ли не универсальное средство воздействия на детей? Данная консультация - подсказка родителям, как можно в игровой форме развивать ту или иную сторону речи его чада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakt._igra_dlya_detey.docx | 801.95 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игра для детей - учёба, игра для детей - труд,
игра для детей — серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников —
способ познания окружающего.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями, учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д.».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
Дидактическая игра - одно из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Перед детьми кладутся по 2-3 пары картинок и объясняется: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые предметы, чем-то отличающиеся друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой ты. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и ты назовёшь только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и ты должен определить форму предмета».
На моей картинке – рубашка. На моей – тоже рубашка.
У меня рубашка с длинными рукавами. У меня рубашка с короткими рукавами.
Она для осенне-зимнего сезона Она для весенне-летнего сезона.
Моя рубашка клетчатая. А моя полосатая И т.д.
Перед ребёнком картинки, например, со снеговиками: «Перед тобой шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».
Вместе находим различия:
Посмотри на лица снеговиков. Они? Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.
На головах? У одних снеговиков вёдра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.
В руках? Мётлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.
Перед ребёнком 2-3 плоскостных домика и предметные картинки. «Для зверей и птиц построили домики. Давай, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить животные, в названии которых есть звук К, во втором – те, у кого в названии есть звук З. В каждом домике четыре квартиры. Найди четырёх животных и пересели в домик».
Приготовленные картинки с изображениями цветов проговариваются. Рассматриваются числовые карточки. Предлагаю «посадить цветы на клумбу»: к первой – цветы, названия которых делятся на две части (два слога), ко второй – цветы с названиями из трёх частей, к третьей – с названиями из четырёх.
Повторяю с детьми знаки звуков, выученных на занятиях.
- А - У - И - М - П
И т.д.
Предлагаю подгруппе детей ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.
Рассматриваем с ребёнком картинки с изображением
моря
леса
огорода
улицы и пр.
Рядом кладётся определенный знак. Произношу стихи:
Я слова найду везде,
В доме, в городе, в воде,
В огороде и в саду
Постараюсь и найду.
Вспоминаем предметы, которые могут находиться в указанном месте и содержат в своем названии обозначенный знаком звук.
Предлагаю детям прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово. Чтобы облегчить подбор слова, показываю знак соответствующего гласного или согласного звука, на который начинается задуманное слово.
* Аист Алику принес апельсин и (абрикос).
* В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
* Алый арбуз все ребята едят, аист зовет на амбар (аистят).
* Август, алеет над лесом закат, алые аисты к лесу летят,
белые астры вдруг заалели на покрасневшей от солнца (аллее).
* Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).
* Детишки плавать на виду у мамы не хотят,
Устала утка на пруду учить своих (утят).
* Улитка просит уточку : «Закинь-ка в воду (удочку)».
— Куда бежишь по улице?
— Кричит улитка курице.
— Куд-куда, куда бегу? Крылья гладить к (утюгу).
* — Уф ! — сказал утюг и встал. — До чего же я (устал).
* Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
* Давно и в наши времена имеют дети (имена).
* Из трубы над домом быстро вылетают дым и (искры).
* Есть у Петеньки-Петюшки в доме разные (игрушки).
* Иван достал из новой миски икру, инжир, изюм, (ириски).
* Ослик любит очень золотую (осень).
* Очень больно жалит в нос стая полосатых (ос).
* Облако, похожее на ослика, видели мы с маленького острова,
долго был тот ослик рядом, около, а потом уплыло это (облако).
* Мая мыла не любила, мама Маю мылом (мыла).
* Машут маками медведи — мчится мышка на (мопеде).
* Гномы сели на машину, гномы едут к (магазину).
* Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).
* Вот малиновка с корзиной прилетела за (малиной).
Прилетели мотыльки — Дайте нам мешок (муки).
Выразительно рассказываю сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных изображений. Таким образом, складывается сюжетная картинка, опираясь на которую дети пересказывают услышанную сказку.
ЗЕЛЁНАЯ СКАЗКА.
Утром Аришка проснулась и увидела, что комната вся зеленая. Под окном комнаты росли кусты сирени, солнышко светило сквозь ее зеленые листья и окрашивало все в
зеленый цвет.
Аришка надела зеленый сарафанчик и выбежала на крылечко. Ей
показалось, что она попала в зеленую сказку. Двор был покрыт шелковой зеленой травой,
под окнами дома шелестели зелеными листьями кусты сирени, вдоль забора качались на ветру зеленые клены.
Вдруг Аришка услышала, что в траве у крыльца кто-то прострекотал:
— Доброе утро!
Аришка присела и увидела на тонкой зеленой травинке зеленого кузнечика.
— Здравствуй, кузнечик! Почему сегодня все такое зеленое?. —спросила она.
— Просто наступило лето,— ответил кузнечик.
— А лето — зеленое время года? — недоверчиво спросила девочка.
— Конечно, зеленое. Посмотри на яблоню. Видишь, яблоки на ней зеленые.
Загляни в теплицу.
Там на кустиках висят зеленые помидоры
и зеленый перец, — уверенно сказал кузнечик.
— Да, я вижу, что лето — зеленое время года, — сказала Аришка.
И как раз в то время мама позвала ее завтракать.
Учитель-логопед ГКДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 3 «БЕРЁЗКА»
город-курорт Ессентуки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дидактического синквейна в работе учителя-логопеда логопедического пункта
Описание технологии дидактического синквейна...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
" Использование ИКТ в работе учителя-логопеда. Компьютерные логопедические обучающие игры в работе с детьми с ТНР (ОНР)"
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ....
Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...