Дидактические игры в работе учителя-логопеда
консультация по теме

Носова Алина Евгеньевна

Игра для детей - учёба, труд, серьёзная форма воспитания, спсоб позхнания окружающего мира это ли не универсальное средство воздействия на детей? Данная консультация - подсказка родителям, как можно в игровой форме развивать ту или иную сторону речи его чада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt._igra_dlya_detey.docx801.95 КБ

Предварительный просмотр:

                   КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Игра для детей - учёба, игра для детей - труд,                

игра для детей — серьезная форма воспитания.  

Игра для дошкольников —

                                                                                                                 способ познания окружающего.

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Играя, ребёнок  изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями,  учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д.».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:


Дидактическая игра -  одно из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

        

                                                                            Перед детьми кладутся по 2-3 пары картинок и объясняется: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые предметы, чем-то отличающиеся друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой ты. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и ты назовёшь только цвет; если я  скажу, какой формы у меня предмет, то и ты должен определить форму  предмета».

        На моей картинке – рубашка.                На моей – тоже рубашка.

        У меня рубашка с длинными рукавами.         У меня рубашка с короткими рукавами.

Она для осенне-зимнего сезона                Она для весенне-летнего сезона.

Моя рубашка клетчатая.                        А моя полосатая                                      И т.д.

                

                                                                       

                                                                            Перед ребёнком картинки, например, со снеговиками: «Перед тобой шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».

                                                               Вместе находим различия:

Посмотри на лица снеговиков. Они?        Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.

На головах?        У одних снеговиков вёдра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.

В руках?        Мётлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.

        

                                                                              Перед ребёнком 2-3 плоскостных домика и предметные картинки.  «Для зверей и птиц построили домики. Давай, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить животные, в названии которых есть звук К, во втором – те, у кого в названии есть звук З.  В каждом домике четыре квартиры. Найди четырёх животных и пересели в домик».

        

        

        Приготовленные  картинки с изображениями цветов проговариваются. Рассматриваются числовые карточки. Предлагаю «посадить цветы на клумбу»: к первой – цветы, названия которых делятся на две части (два слога), ко второй – цветы с названиями из трёх частей, к третьей – с названиями из четырёх.

                                                                                                                                   Повторяю с детьми знаки звуков, выученных на занятиях.

                                       - А                  - У                        - И                              - М                              - П

        И т.д.

Предлагаю подгруппе детей ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

                                                                                                             Рассматриваем с ребёнком  картинки с изображением

моря 

леса

огорода

улицы                                                                                    и пр.

Рядом кладётся определенный знак.  Произношу стихи:

Я слова найду везде,

В доме, в городе, в воде,

В огороде и в саду

Постараюсь и найду.

Вспоминаем предметы, которые могут находиться в указанном месте и содержат в своем названии обозначенный знаком звук.

        

                                                                                                                         

                                                                                                                          Предлагаю детям прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово. Чтобы облегчить подбор слова, показываю знак соответствующего гласного или согласного звука, на который начинается задуманное слово.

* Аист Алику принес апельсин и (абрикос).        

* В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

* Алый арбуз все ребята едят, аист зовет на амбар (аистят).

* Август, алеет над лесом закат, алые аисты к лесу летят,

белые астры вдруг заалели на покрасневшей от солнца (аллее).

* Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).

* Детишки плавать на виду у мамы не хотят,

   Устала утка на пруду учить своих (утят).

* Улитка просит уточку : «Закинь-ка в воду (удочку)».

— Куда бежишь по улице?

— Кричит улитка курице.

— Куд-куда, куда бегу? Крылья гладить к (утюгу).

* — Уф ! — сказал утюг и встал. — До чего же я (устал).

* Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

* Давно и в наши времена имеют дети (имена).

* Из трубы над домом быстро вылетают дым и (искры).

* Есть у Петеньки-Петюшки в доме разные (игрушки).

* Иван достал из новой миски икру, инжир, изюм, (ириски).

* Ослик любит очень золотую (осень).

* Очень больно жалит в нос стая полосатых (ос).

* Облако, похожее на ослика, видели мы с маленького острова,

долго был тот ослик рядом, около, а потом уплыло это (облако).

* Мая мыла не любила, мама Маю мылом (мыла).

* Машут маками медведи — мчится мышка на (мопеде).

* Гномы сели на машину, гномы едут к (магазину). 

* Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).

* Вот малиновка с корзиной прилетела за (малиной).

Прилетели мотыльки — Дайте нам мешок (муки).

                                                                                                     

                                                                                                                 Выразительно рассказываю сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных изображений. Таким образом, складывается сюжетная картинка, опираясь на которую дети  пересказывают  услышанную сказку.

ЗЕЛЁНАЯ СКАЗКА.

Утром Аришка проснулась и увидела, что комната вся зеленая. Под окном комнаты росли кусты сирени,                             солнышко светило сквозь ее зеленые листья и окрашивало все в

зеленый цвет.

Аришка надела зеленый сарафанчик                                          и выбежала на крылечко. Ей

показалось, что она попала в зеленую сказку. Двор был покрыт шелковой зеленой травой,

под окнами дома шелестели зелеными листьями кусты сирени, вдоль забора качались на ветру зеленые клены.

Вдруг Аришка услышала, что в траве у крыльца кто-то прострекотал:

— Доброе утро!

Аришка присела и увидела на тонкой зеленой травинке зеленого кузнечика.

— Здравствуй, кузнечик! Почему сегодня все такое зеленое?. —спросила она.

— Просто наступило лето,— ответил кузнечик.

— А лето — зеленое время года? — недоверчиво спросила девочка.

— Конечно, зеленое. Посмотри на яблоню. Видишь, яблоки на ней зеленые.

Загляни в теплицу.

                                                                                  Там на кустиках висят зеленые помидоры

и зеленый перец,                                                                         — уверенно сказал кузнечик.

— Да, я вижу, что лето — зеленое время года, — сказала Аришка.

И как раз в то время мама позвала ее завтракать.

Учитель-логопед ГКДОУ «Детский сад              

компенсирующего вида № 3 «БЕРЁЗКА»

город-курорт Ессентуки

Носова Алина Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...