Анкета "Родитель глазами подростка"
материал (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Анкета
«Детско-родительские отношения
в подростковом возрасте.
Родитель глазами подростка»
Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.
Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.
1 – если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
2 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
3 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
4 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
5 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.
В вопросах № 109–116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место. Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца.
ОПРОСНИК ДРОП
(предваряется инструкцией)
1. Приветлив(а) и доброжелателен(а) со мной.
2. Понимает, какое у меня настроение.
3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
4. Помогает мне, если я его прошу.
5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.
6. Затевает ссоры по пустякам.
7. Уважает мое мнение.
8. Поручает мне ответственные дела.
9. Знает о моих интересах и увлечениях.
10. Проверяет, как я выполнил(а) поручение.
11. Я должен получить разрешение на любое свое действие.
12. Благодарит меня за помощь.
13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.
14. Сомневается в правильности своих действий и решений.
15. Находит для меня время, если это мне нужно.
16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.
17. Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.
18. Мне нравятся наши отношения.
19. Я уверен(а), что он(а) любит меня.
20. Угадывает мои желания.
21. Если он(а) чем-то расстроена, я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.
22. У нас есть общие дела и интересы.
23. Не выслушивает мое мнение при споре.
24. Сердится и кричит.
25. Позволяет мне самому решать, как проводить свое свободное время.
26. Считает, что я должен(а) выполнять все его (ее) требования.
27. Знает моих друзей.
28. Проверяет мой школьный дневник.
29. Требует моего подчинения во всем.
30. Умеет проявлять свою благодарность.
31. По-разному ведет себя в похожих ситуациях.
32. Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.
33. Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.
34. Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.
35. Строит свои планы, независимые от планов мужа/жены.
36. Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.
37. Я нравлюсь ему (ей) таким(ой), какой(ая) есть.
38. Может развеселить меня, когда мне грустно.
39. Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.
40. Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.
41. При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.
42. Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.
43. Передает мне ответственность за то, что я делаю.
44. Требует большего, чем я способен(а) сделать.
45. Знает, где я провожу свободное время.
46. Пристально следит за моими успехами и неудачами.
47. Прерывает меня на полуслове.
48. Обращает внимание на мои хорошие поступки.
49. Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.
50. Долго откладывает принятие решения, предоставляя событиям идти своим чередом.
51. Заботится о том, чтобы у меня было все необходимое.
52. Я не понимаю его слова и поступки.
53. Ссорится с мужем/женой из-за мелочей.
54. Когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком.
55. Интересуется тем, что меня волнует.
56. Умеет поддержать меня в трудную минуту.
57. Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.
58. Могу обратиться к нему (ней) за помощью.
59. Учитывает мое мнение при принятии семейных решений.
60. При решении конфликта всегда старается быть победителем.
61. Если я заработаю деньги, позволит мне самому ими распорядиться.
62. Напоминает мне о моих обязанностях.
63. Знает, на что я трачу свои деньги.
64. Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».
65. Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).
66. Наказывая, может применить силу.
67. Его (ее) требования противоречат друг другу.
68. Предпочитает, чтобы важные решения принимал кто-то другой.
69. Покупает мне те вещи, о которых я прошу.
70. Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.
71. Заботится о муже/жене.
72. Я горжусь тем, какие у нас отношения.
73. Рад(а) меня видеть.
74. Сочувствует мне.
75. Мы испытываем схожие чувства.
76. Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.
77. Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.
78. При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.
79. Поддерживает мое стремление самому принять решение.
80. Учит меня, как надо себя вести.
81. Знает, во сколько я приду домой.
82. Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).
83. Отвергает мои предложения без объяснения причин.
84. Считает, что хорошие дела и так видно, а на проступки надо обратить внимание.
85. Его (ее) легко переубедить.
86. Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.
87. Охотно отвечает на мои вопросы.
88. Неверно понимает причины моих поступков.
89. Приходит на помощь мужу/жене, даже если это требует жертв.
90. Наши с ним (ней) отношения лучше, чем в большинстве семей моих сверстников.
91. Прощает мне мелкие проступки.
92. С уважением относится к моим мыслям и чувствам.
93. Я чувствую себя неуютно, если долго не вижу его (ее).
94. Участвует в тех делах, которые придумываю я.
95. При принятии решения у нас равные права.
96. При решении конфликта уступает мне.
97. Уважает мои решения.
98. Обращает мое внимание на существующие правила.
99. Знает о моих успехах и неудачах в школе.
100. Если я задерживаюсь, проверяет, где я.
101. Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.
102. Несправедливо меня наказывает.
103. На его (ее) отношение ко мне влияют дела на работе.
104. Боится дать мне неправильный совет.
105. Выполняет свои обещания.
106. Своими действиями или словами ставит меня в тупик.
107. Прислушивается ко мнению мужа/жены в различных ситуациях.
108. В будущем мне бы хотелось сохранить наши отношения неизменными.
Закончите фразу:
109. Мне нравится…
110. Мне не нравится…
111. Мне хотелось бы…
112. Он(а) хочет видеть меня…
113. Ему (ей) нравился во мне…
114. Ему (ей) не нравится во мне…
115. Он(а) гордится тем, что я…
Обработка результатов опросника
«Детско-родительские отношения подростков»
Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.
В четырех шкалах схема подсчета немного отличается:
Шкала 5 «Принятие решений» (начинается с вопроса 5): в первых трех вопросах (5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов.
Шкала 6 «Конфликтность» (начинается с вопроса 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитывается.
Шкала 12 «Особенности оказания поощрений и наказаний» (начинается с вопроса 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.
Шкала 17 «Отношения с супругом» (начинается с вопроса 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.
В шкале «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.
Возрастные нормы
В приведенных ниже таблицах представлены возрастные нормы значений по шкалам для старших подростков (14–16 лет).
Шкала | Мать | Отец |
1. Принятие | 24–28 | 22–27 |
2. Эмпатия | 21–25 | 19–24 |
3. Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эмоциональной дистанции) | 17–23 | 18–22 |
4. Сотрудничество | 22–27 | 21–26 |
5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) | 18–22 | 16–21 |
6. Конфликтность | 6–9 | 6–10 |
7. Поощрение автономности | 21–26 | 21–26 |
8. Требовательность | 18–22 | 17–22 |
9. Мониторинг | 19–25 | 15–21 |
10. Контроль | 16–23 | 12–19 |
11. Авторитарность | 12–18 | 11–18 |
12. Оказание поощрений | 9–13 | 9–12 |
13. Реализация наказаний | 4–8 | 4–9 |
14. Непоследовательность родителя | 13–19 | 13–19 |
15. Неуверенность родителя | 12–17 | 11–19 |
16. Удовлетворение потребностей ребенка | 21–27 | 19–23 |
17. Неадекватность образа ребенка | 13–17 | 14–19 |
18. Враждебность по отношению к супругу | 5–9 | 6–11 |
19. Доброжелательность к супругу | 9–14 | 9–13 |
20. Удовлетворенность отношениями | 20–27 | 18–26 |
Бланк опросника ДРОП
БЛАНК (МАТЬ/ОТЕЦ)
Фамилия, имя ___________________ Возраст _______ Пол __
Класс_________Школа____________Дата___________
№ | № | № | № | № | № | |||||||||||
1 | 19 | 37 | 55 | 73 | 91 | |||||||||||
2 | 20 | 38 | 56 | 74 | 92 | |||||||||||
3 | 21 | 39 | 57 | 75 | 93 | |||||||||||
4 | 22 | 40 | 58 | 76 | 94 | |||||||||||
5 | 23 | 41 | 59 | 77 | 95 | |||||||||||
6 | 24 | 42 | 60 | 78 | 96 | |||||||||||
7 | 25 | 43 | 61 | 79 | 97 | |||||||||||
8 | 26 | 44 | 62 | 80 | 98 | |||||||||||
9 | 27 | 45 | 63 | 81 | 99 | |||||||||||
10 | 28 | 46 | 64 | 82 | 100 | |||||||||||
11 | 29 | 47 | 65 | 83 | 101 | |||||||||||
12 | 30 | 48 | 66 | 84 | 102 | |||||||||||
13 | 31 | 49 | 67 | 85 | 103 | |||||||||||
14 | 32 | 50 | 68 | 86 | 104 | |||||||||||
15 | 33 | 51 | 69 | 87 | 105 | |||||||||||
16 | 34 | 52 | 70 | 88 | 106 | |||||||||||
17 | 35 | 53 | 71 | 89 | 107 | |||||||||||
18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 |
109. _____________________________________________________
110. _____________________________________________________
111. _____________________________________________________
112. _____________________________________________________
113. _____________________________________________________
114. _____________________________________________________
115. _____________________________________________________
116. _____________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика преступлений среди несовершеннолетних в школе глазами подростков"
Данное исследование проведено ученицей 6 класса общеобразовательной школы Томиловой Алёной при сопровождении социального педагога школы Старкововй М.А. и заняло III место на XII ученических чтениях "Ш...
Анкета_Интернет глазами подростка
Анкета Интернет глазами подростка...
МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА
Проблема отцов и детей- актуально вечно...
Родительское собрание. "Культура подростков глазами взрослых". 9 класс.
В данной методической разработке раскрываются причиныконфликтов и противостояний между родителями и детьми на почве разного отношения к современной культуре подростков; рассматриваются различные субку...
Сценарий визитной карточки "Правосудие глазами подростка"
В проекте "Мир правосудия:изучаем и понимаем" предусмотрено выступление в форме визитной карточки КВН, резюмирующее представление участников проекта о проделанной работе. Представляю вашему внимаю виз...
Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья
Представлено описание проекта (мониторинга), изучения мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...
Исследовательский проект "Современная семья глазами подростков"
Опрос «Современная семья глазами подростка» проводился по анкете, составленной учащимися на основе анкет ВЦИОМ. Первое исследование проведено в 2008, второе – в апреле 20...