Речевая готовность к школьному обучению (для родителей)
методическая разработка по теме

Соколова Ирина Олеговна

Речевая готовность - это один из важных компонентов школьной готовности к обучению. Не всегда родители могут найти время для поиска специалистов, которые помогли бы им определить уровень речевой готовности к школьному обучению у  ребенка. Мы предлагаем экспресс -диагностику, которая состоит из шести заданий. Задания понятны, доступны и не выходя из дома можно провести обследование речи у будущего первоклассника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика  речевой  готовности к школьному обучению

(Составитель: учитель-логопед Соколова И.О.)

Ваш ребенок идёт в школу! Обучение в первом классе  – это важный этап в  становлении учебной деятельности. И для успешной адаптации ребенка в школе необходим достаточный уровень речевой готовности к школьному обучению.    Готов ли дошкольник  к школьному обучению? Для этого мы предлагаем выполнить некоторые задания вместе с ребенком и, не выходя из дома, определить уровень речевой готовности к школьному обучению. Выполнение каждого задания оценивается определенным количеством баллов, которые в конце диагностики суммируются.

Первое задание направлено на обследование звукопроизношения.

Ребенку нужно за взрослым повторить следующие предложения:

Коза ест хлеб. Шапка да шубка – вот и вес Мишутка. Саша сушила мокрое белье на веревочке. Дети слепили снеговика.  К  нам во двор пробрался крот.

Оцените выполнение:

3 балла – ребенок повторил всё правильно, не допуская ошибок.

2 балла -  нарушено произношение двух звуков, ребенок допускает замены звуков.

1 балл – нарушено более двух звуков, искажается слоговая структура слов.

Второе задание направлено на изучение фонематического слуха. Именно он позволяет в дальнейшем ребенку овладеть письмом.

Ребенку предлагается повторить за взрослым цепочки слогов, слов:

та-да-та, па-ба-па,  са-ша-са,  са-за-са-за,  кот-год-кот, том-дом-ком,  удочка-уточка

Оцените выполнение:

3 балла – повторение слогов было точное, ошибок ребенок не допускал.

2 балла -  ошибки  отмечались в цепочке из четырёх слогов.

1 балл – ошибки отмечались практически во всех цепочках слогов, слов.

Третье задание направлено на изучение  навыков звукового анализа и синтеза. Ребенку предлагается  определить место звука в словах.

Первый звук  в словах:  утка,  палка, танк, каша.

Последний звук в словах: мак,  крот,  ноги, цветок. 

Далее предлагается определить количество звуков в следующих словах: кот, мак, стул.

Оцените результат:

3 балла – ребенок безошибочно выполнил все задания.

2 балла – ребенок испытывал трудности при выполнении половины заданий.

1 балл – ребенок трудности испытывал при выполнении всех заданий, не понимал инструкции, ему требовалась постоянная помощь взрослого.

Четвертое задание направлено на изучение словарного запаса.

Ребенку предлагается несколько понятий  обозначить  одним словом.

Помидор, кабачок, редиска, огурец (овощи).

Кузнечик, муха, жук, стрекоза (насекомые).

Повар, шофер, воспитатель, врач (профессии).

Туфли, сапоги, валенки, ботинки (обувь).

Оцените результат:

3 балла – ребенок выполнил все задания, называл дополнительно слова, относящиеся к данной группе слов.

2 балла -  испытывал трудности при назывании обобщающего слова или не назвал более двух.

1 балл – не справился с заданием, не понял инструкции.

Пятое задание направлено на изучение грамматического строя речи.

Ребенку предлагается назвать детенышей животных: у кошки ____, у козы____, у собаки_____, у волка______, у  свиньи_______, у коровы________, у льва____. 

Назвать из чего сделано:   варенье из вишни (какое?)________, из яблок_____, из сливы_____, кисель из клюквы (какой?)_____, салат из моркови______,суп из грибов_____, лист дуба___ кукла из соломы (какая?)_____,

Оцените выполнение:

3 балла – все задания выполнил хорошо, допустил не более двух ошибок.

2 балла – не справился с половиной заданий.

1 балл – испытывал трудности при выполнении всех заданий.

Шестое задание направлено на изучение связной устной речи.

Ребенку предлагается составить рассказ по любым  картинкам, имеющимся дома или пересказать хорошо знакомую сказку.

Оцените выполнение:

3 балла – рассказ полный с последовательным перечислением событий, предложения  распространенные.  Ребенок проявляет активность, придумывает продолжение по собственной инициативе. Сюжет рассказа понятен.

2 балла -  рассказ получился «некрасивый», ребенок путался, ему приходилось постоянно помогать, предложения короткие, содержание не передал.

1 балл – трудности в составлении связного высказывания. Рассказ носил характер перечисления, сюжет не понятен. Инициативы в пересказе не было.

Итак,  теперь  подсчитайте общее  количество баллов за все шесть заданий. Соотнесите  результаты со следующими уровнями:

Достаточный уровень (от 16-18 баллов) -  у вашего ребенка достаточно хороший уровень речевой готовности к  школьному обучению.  

Средний уровень (от 12 до 15 баллов) – вам нужно пристальное внимание обратить на развитие речи ребенка. В ближайшее время обратиться за консультацией к логопеду поликлиники, школы для более полной диагностики.

Низкий уровень (меньше 12 баллов) – ваш ребенок не готов к школьному обучению, вам необходимо обратиться к специалистам (логопеду, психологу) для проведения более точной диагностики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.

Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Консультация для родителей.

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮКонсультация для родителей         Некоторые родители всерьез думают, что для подготовки ребенка к школе вполн...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школьному обучению"

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.Наша речь – процесс общения,...

Речевая готовность к школьному обучению

Информационный листок для родителей...

Рекомендации для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников....

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе

Что должно насторожить родителей будущего первоклассника?...