Семейная демократия
статья по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

Мы, родители, приступаем к исполнению своих обязанностей с появлением ребенка на свет и по мере того, как он растет, делаем все это более осознанно; руководим им, решаем за него, поскольку он часто становится в тупик перед выбором. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynaya_demokratiya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейная демократия

Мы, родители, приступаем к исполнению своих обязанностей с появлением ребенка на свет и по мере того, как он растет, делаем все это более осознанно; руководим им, решаем за него, поскольку он часто становится в тупик перед выбором. Известно, что детям трудно решать самим, даже если они строптивы и как будто не расположены прислушиваться ни к чьему мнению (возможно, это проявление слабости воли, желания во что бы то ни стало самоутвердиться). Здравый смысл подсказывает, что с возрастом необходимо предоставлять детям возможность принимать все более серьезные решения, брать на себя все большую ответственность. Это предполагает глубокое знание своих детей и их склонностей, что само по себе большое достоинство. Немногие родители наделены подобной добродетелью.

Хорошо воспитать детей — значит выработать у них привычку учитывать право окружающих, научить следовать принципу: «Веди себя, как хочешь, но не злоупотребляй свободой во вред другим».

Мы часто декларируем, что предоставляем своим детям полную свободу мнения. Но при этом почему-то хотим, чтобы их мнение не слишком отличалось от нашего. Даже если мы читаем специальную литературу и в курсе различных направлений педагогики, мы часто забываем о свободе мнения, как только ребенок выскажет суждение, не соответствующее нашим установкам. И тогда сыплются обвинения; «Не говори глупостей!», «Думаешь, ты умнее нас?», «Пренебрегаешь нашим опытом?» и т.д. Но давайте признаем, что наш опыт для ребенка ничто в сравнении с тем, что он приобретает сам, действуя по-своему, по-новому, с его точки зрения, правильно! Предпосылка свободы мнения — в уважении к чужому мнению. У ребенка, чьим мнением не пренебрегают, развивается раскованное, активное мышление, недоступное ребенку, запуганному нескончаемым одергиванием и порицанием.

По мере взросления детей выслушивать их мнение особенно полезно. Они, например, должны представлять себе, что такое последняя мировая война, что такое фашизм и нацизм, тем не менее, многие дети избегают таких разговоров. Либо они впечатлительны и не могут спокойно воспринять заключенные в этих понятиях зло и жестокость, либо по инфантильности избегают осознания реальных факторов и вытекающей из этого необходимости высказать собственное суждение, занять определенную позицию. Или попросту им это скучно. В таком случае бесполезны попытки убедить, остается запастись терпением и помочь ребенку повзрослеть. Что касается сексуальных тем, можно посодействовать ему в прочтении хорошей книги. Единственное, что мы обязаны осуществлять регулярно, — это цензуру над художественным уровнем произведения; даже будучи чисто развлекательным, оно не должно опускаться ниже определенного уровня, в противном случае книга угрожает испортить вкус ребенка. Здесь нам помогут рецензии в газетах и журналах. И достаточно. Больше никакого диктата, предоставим детям предельную свободу выбора, полагаясь на то, что мы их правильно воспитали.

Семейная демократия базируется не только на равенстве прав, но и на равенстве в выполнении обязанностей без различия пола, возраста и успехов в школе.

Ребенок должен чувствовать себя активным, постоянным участником семейной жизни. И это придет к нему, если он видит, что семья объединена теплыми, дружескими отношениями, взаимопомощью. Трудно добиться, чтобы дети помогали по дому, но если вы заболеете, ваши дети будут содержать дом в полном порядке и соблюдать режим дня. Необходимо настойчиво и систематически направлять детей, поскольку привычка не считаться с другими может перешагнуть границы семьи и стать тем более опасной и предосудительной. Чтобы предотвратить зло, недостаточно взывать к ответственности, которую дети проявляют в аварийном случае. Родители должны заражать их личным примером, помогать друг другу преодолевать повседневные трудности, возникающие, например, при попытках по возможности стабилизировать время еды. Видя, что родители придерживаются определенных правил, дети тоже постепенно приучатся их соблюдать, но важно, чтобы это были именно правила, а не бесконечные нововведения.

Нельзя забывать, что детям нужна среда увлекательная и налаженная, в ней они чувствуют себя увереннее и свободнее.

Ребята любят привычки и упорядоченность! И даже если из-за лени не соблюдают их, признают в них твердую основу складывающейся традиции.

В семьях, где отец помогает матери по дому, где родители вежливы с бабушками и дедушками, подают пример в преодолении трудностей и конфликтных ситуация, процветает человечность, гуманность детей. Они привыкают присматриваться, не нужно ли кому помощь, здороваться со стариками, уступать место в трамвае — все это становится их второй натурой, а не вымученным проявлением галантности поневоле.

Присутствие в семье дедушек и бабушек может стать в высшей мере воспитательным фактором... особенно когда они очень стары и больны, нуждаются в особом уходе. Ребенок быстро привыкает к некоторым элементам самопожертвования, поймет долг сильного в отношении к слабому, приучится естественно отказываться от вкусной еды в пользу дедушки, будет следить, чтобы в часы послеобеденного отдыха кресло было свободно, считать своей обязанностью сбегать за скамеечкой для ног, за газетой, за очками. Научится помогать ближнему, учитывать потребности других, уважать чужой отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демократия в древней Греции.

Материал для проведения дополнительных занятий и внеклассных мероприятий по предмету история....

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"

Разработка  содержит презентацию и конспект урока...

"Демократия и гражданское общество".

Презентацию можно использовать для работы на уроках обществознания в 10-11 классах по темам:"Демократия", "Становление гражданского общества"....

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Интегрированный урок по теме "Демократия - будущее человечества или явление западной демократии?"

Данный урок-дискуссия - это интегрированный урок, который даёт возможность как учителю,  так и ученикам  проверить знания, полученные на уроках обществознания и основ правоведения. Кроме тог...