Здоровье учащихся -первоочередная задача учреждения
статья по теме

марина 1964

Здоровье учащихся -главная задача педагогического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Общеизвестно, что здоровье  - одна из величайших человеческих ценностей, что «здоровый нищий счастливее  больного короля» и что «беречь здоровье  надо смолоду, а охранять – в течение  всей  жизни».

  Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по – разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучат в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников  как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия  «образование» и «здоровье».

      Слово «образование», если отказаться от бюрократического значения этого понятия как системы организации обучения, происходит от слова «образ». В этом смысле слово «образование», очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Можно ли представить образование ребенка  как процесс, отстраненный  от его телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций. Очевидно, нет. Образование – процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как  средство достижения «высокой гармонии», и к тому же как индикатор правильности выбора пути.

      Ещё в начале  40-х годов XX  столетия  понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться  человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической  и социальной среде. Здоровье, не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

   То, что происходит сегодня в России  со здоровьем  населения, иначе как  кризисом не назовешь. Естественная убыль населения (смертность) превышает рождаемость почти на 1млн. человек в год или в 1,6 раза. 70% населения живут в экологически неблагоприятных территориях. 50% употребляют  несоответствующую санитарным нормам  питьевую воду. В последние годы  всё чаще  отмечаются задержки в физическом и психическом развитии детей, 80% детей рождаются с различными отклонениями от нормы. При таком развитии событий через каждые 5-7 лет 95% школьников будут страдать хроническими заболеваниями, причем если  данная тенденция будет продолжаться, то лишь 54% подростков, которым сейчас  по 16 лет, доживут до пенсионного возраста. Из общего количества студентов, поступающих в ВУЗы РФ, до 30% составляют лица с ослабленным здоровьем, причем половина из них требует полного освобождения от занятий физкультурой. Итак, приведенные факты свидетельствуют, что в жизнь вступает «больное поколение».

    В сложившейся ситуации деятельность по сохранению и укреплению здоровья должна рассматриваться как условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке.

     Поэтому проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой.

   Во 2-ой статье Федерального закона «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Каждое образовательное учреждение  призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормативному развитию учащихся и охране их здоровья. Это четко оговорено в ст.51 того же закона «Об образовании».

     В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:

  • Физическое здоровье –текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.
  • Психическое здоровье – состояние психической деятельности человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
  • Духовно-нравственное здоровье  связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты  и в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческими законам.

  Как и в воспитании нравственности и патриотизма, воспитание  уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное-это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?  

   Воспитывая ребенка в семье  и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое, о чем сегодня будет ещё  рассказано. Но мы, взрослые, не задумываемся  над тем, что в основе  вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Привычка не формируется в семье и поэтому  у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

 Давайте  задумаемся над этой проблемой.  Очень часто родители в семье говорят: «Будешь плохо кушать –заболеешь» Не будешь тепло одеваться –простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку –не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом –трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

Видимо, поэтому многие учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, но их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, то и результат от такой активности большой пользы не дает. Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли?   Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два-три уроки физической культуры в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной  часа в неделю занятий физкультурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои  проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

     Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что  у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают  накапливаться по мере развития  собственной бездеятельности, становятся зачастую злым  и агрессивным. Родители начинают бить тревогу и искать пути  выхода из кризисной ситуации, совсем не думая  о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решить назревшую проблему совместно. Цифры, связанные с проблемой здоровья говорят сами за себя. Родители зачастую  отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жизни есть более важные проблемы. И как жаль, когда за эти проблемы человек платит жизнью.

   Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют её ещё глубже. «Неважно, что  ты полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься», такие или похожие фразы слышат подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой  сложной ситуации, но и от отношения родителей к данной проблеме.

Проблема разрастается, она захватывает ребенка целиком, не дает ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привязанностей к друзьям и может привести к трагическому исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать, что они могут сделать почти невозможное, поддержав своего ребенка личным примером. Но зачастую они идут другим путем: покупают ребенку игрушки, вещи, делают дорогие подарки и т.д. Проблема не решается, на какое-то время она «засыпает», но, проснувшись, она превращается в лаву, которую просто невозможно остановить.    

Ещё одна проблема - проблема отсутствия мотивов учения школьников. Все чаще в домах появляются чудо современной техники - компьютер, за которым ребенок проводит по несколько часов в день, упиваясь компьютерными играми. Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят,  всё время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера. А существуют нормы пользования компьютером. Малоподвижный образ жизни становится  нормой  существования взрослых  и детей.

  Все перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который  ведет такой образ жизни, имеет не только  проблемы со здоровьем, но у него и появляются стойкие  трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти,  запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.

   Вопросам здорового образа жизни необходимо уделять все большее внимание. Хочется привести факты, которые должны стать нормой жизни для каждого из нас.

  • Минимальная норма количества шагов за день для человека - 10тысяч шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.
  • В 13 лет повышение давления до 130/80 –распространенное явление.
  • Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже.
  • Для того, чтобы сохранить баланс двигательной  активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов.
  • Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.
  • По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60.
  • У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

Школа  делает все возможное, чтобы  ребенок рос здоровым.  Во-первых,  соблюдается световой, тепловой и питьевой режимы. Все есть для организации питания учащихся: электроэнергия подается бесперебойно, с водой также перебоев нет, если иногда случаются прорывы, то благодаря местной администрации, они быстро ликвидируются.  Администрация школы старается выполнять все требования и предписания государственного санитарно-эпидемиологического надзора. По результатам контрольных замеров, в школе освещенность, влажность воздуха соответствуют нормам. Парты расставлены в соответствии с ростовкой учащихся. Дважды в году санитарно-эпидемиологическими службами делаются замеры воды, результаты которых  также  соответствуют нормам. В школе работает столовая.  80% детей питаются за счет родительских средств, а учащиеся начальных классов получают дополнительное питание (соки, фрукты) из средств областного бюджета. Проводится витаминизация третьих блюд, в меню обязательно входят иодированные соль и  батоны. Ежегодно летом проводится косметический ремонт  на средства, выделенные  местной и областной администрацией, за что им огромное спасибо, и, конечно же, спасибо вам, дорогие родители, за оказанную помощь в подготовке школу к началу учебного года.

Не остаются без внимания администрации школы и такие вопросы, как дозировка домашнего задания,  в школе вместо третьего часа физической культуры введено детское объединение или по старому кружок «Общая физическая подготовка»,  на который ребята ходят с большим удовольствием, даже в условиях отсутствия спортивного зала. На уроках учителя постоянно уделяют внимание  элементам сохранения здоровья ребенка. Это проведение физкультминуток, музыкальных пауз, гимнастики для глаз, ежедневно после 1-го урока проводится для всех учащихся зарядка. Ежемесячно, согласно годового календарного учебного  плана графика школы,  проводятся дни здоровья. Особо важным моментом в сохранении здоровья ребенка является школьное расписание. У нас оно составлено в соответствии  с требованиями Санэпиднадзора,  замечаний к его составлению при проверке никаких не было. В школе создана  комфортная  среда, работники школы стараются, чтобы было уютно,    в классах – зелено.

 В рамках реализации национального проекта «Образование» школа получила 2 компьютера, теперь школа насчитывает  их целых 4. Работа, которая проводится на компьютерах, идет не в ущерб здоровью ребенка, а во благо: дети получают нужную информацию, у них создается пространство, что влияет на продолжительность жизни. В школе с  сентября месяца 2007 года подключен Интернет, это также дает большую возможность развития ребенка,  повышает интеллектуальное развитие, учит ориентироваться

   Реализуя национальный проект  «Здоровье», учащиеся школы ежемесячно медицинским работником фельдшерско-акушерского пункта проходят профилактический медицинский осмотр, также они ежегодно проходят углубленный медицинский осмотр работниками муниципального учреждения здравоохранения «Белёвская районная больница». Результаты  медицинского осмотра таковы: из 24 учащихся школы

Заболевание

Кол-во человек

%

Зрение

4

18,2

Кариес

8

36,4

Сколиоз

5

22,7

ДЖВП

5

22,7

Увеличение щитовидной железы

2

9,1

плоскостопие

2

9,1

здоров

4

18,2

 

Из 24 учащихся школы  только 27,3% отнесены к I  группе здоровья, а по   36,4%  - ко  II и  III группам здоровья. Сравнивая результаты  медицинского осмотра предыдущего, 2006 года, здоровье детей ухудшилось и сейчас, прослушав мой доклад, можно  сказать: «Ваша работа не стоит и ломаного гроша, уважаемые педагоги».  Можно, если будем все свои обязанности сваливать только на школу. Вы не забывайте о своей роли в воспитании здоровой личности, будьте примером для подражания.

Уважаемые мамы и папы! Если вам дороги дети, если хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашей семье здоровый образ жизни стал бы нормой, а занятия физкультурой и спортом неотъемлемой частью совместного досуга.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника....

Перспектива формирования культуры здоровья учащихся в образовательном учреждении.

В статье раскрываются направления по формированию культуры здоровья детей в образовательных учреждениях...

Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении

Содержание:Введение. Проблема сохранения здоровья обучающихся.1. Теоретические основы педагогического управления здоровьем ребёнкаа)Понятия здоровья, здорового образа жизни, здоровьесберегающего...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЛАТОРУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Формирование здоровой школьной среды, способствующей реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов сохранения, укрепления и развития физического, психологического, социального здоровь...

Консультация «Формирование учебной мотивации в условиях учреждения как одна из первоочередных задач педагогического сопровождения участников образовательного процесса»

Неуспеваемость - извечная «головная боль» педагогов. Проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся не у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают м...

Авторская программа : "Развитие физического и психического здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения Карасукского района"

     Цель данной методической программы сопряженных воздействий - сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников путем воспитания культуры собственног...