Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
консультация по теме

Кузнецова Екатерина Сергеевна

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование мотивационной готовности  дошкольников
к обучению в школе»

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника  и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации  развития ребенка.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность  складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л.И. Божович представляла  готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.

Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный.  Она выделяла 2 группы мотивов учения:

-мотивы связанные с потребностью в общении;

-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

  • под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  • под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

1. от взрослого;

2. принятой системы воспитательной работы.

Самооценка в разных видах деятельности разная:

  • в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  • в грамоте переоценивает;
  • в пение недооценивает себя.

Формирование самооценки

1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.

2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

  • Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.
  • Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.
  • Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.
  • Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

Личностная и социально-психологическая готовность

Чтобы ребенок успешно учился – он должен САМ этого хотеть! При нежелании трудно его чему либо научить.

На появление желания учиться влияет:

  • Отношение близких взрослых к учению, как к более важному, чем игра.
  • Отношение сверстников.
  • Желание сравняться по положению со старшими.

Внутренняя позиция школьника

(со временем становится содержательнее)

Детей привлекают

1.Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши и др.).

2.Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях.

3.Желание приобрести новых друзей.

4.Желание учиться, узнавать новое.

5.Получать за свою учебы похвалу.

Отношение

К учителям

К другим детям

К себе самому

  • как к непререкаемому авторитету
  • как образец для подражания: (требования учителя выполнять; его замечания принимать без обид);
  • общаться в ситуации урока после поднятия руки: отвечать на поставленные вопросы; задавать вопросы по делу.

Внимательно слушать

  • деловое общение с одноклассниками.
  • умение взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками.

Характерно кооперативно-соревновательное общение

  • адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Адекватная самооценка

Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе.

  • Индивидуальные различия – значительные
  • Постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
  • Изменение социального положения ребенка в обществе.

Особенности развития

Физического

Психического

  • Область мозга сформированы почти как у взрослого.
  • Двигательная сфера хорошо сформирована.
  • Процессы окостенения продолжаются.
  • Изгибы позвоночника еще неустойчивы.
  • Координация мышц кисти развивается интенсивно.

Личность

  • Постепенное формирование произвольности психических процессов.
  • Процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка значительно лучше, чем мышление.
  • Мышление наглядно-образное с элементами абстрактного. Мыслительные процессы сформированы недостаточно.

Затруднения:

- в сопоставлении нескольких признаков;

- в выделении существенного;

- в переносе мыслительной деятельности на решение новых задач.

Самосознание

Тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личностными.

В процессе усвоения нравственных норм формируется сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.

Формируется произвольное поведение, но его регуляция затруднена.

Импульсивность.

Ситуативность.

Самооценка достаточно правильная и устойчивая.

Возможно ее завышение, реже - занижение.

Объективное оценивают результат деятельности, чем поведение.

Психологическая готовность

к школьному обучению

Характеристики

Показатели

Мотивационное развитие ребенка

1.Познавательнная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

2.Социальнная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.

3.Способность адекватно оценивать себя.

Произвольность поведения

1.Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.

2.Умнеие ориентироваться на заданную систему требований.

3.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

4.Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Произвольность интеллектуальной сферы

1.Умнеие обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

2.Уровень интеллектуальных процессов:

  • умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
  • умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
  • умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

3.Обучаемость:

  • усвоение нового правила работы;
  • перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;
  • уровень развития обобщения (например, роза-цветок -  низкий уровень; роза - цветок - растение - живая природа - высокий уровень).

4.Сумма усвоенных знаний.

5.Речевое развитие:

  • усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;
  • развитие  фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
  • осознание словесного состава слова.

Характеристика компонентов психологической готовности к школе

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание.

Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Развитие фонематического слуха.

Личностная готовность

Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением.

Объективность самооценки.

Потеря «детскости», непосредственности.

Социально-психологическая готовность

Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Развитие «эмоционального предвосхищение» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Эмоциональная устойчивость.

Сформирлованность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Практический материал по диагностике старших дошкольников к обучению в школе....

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

Игры и игровые ситуации , как условие формирования мотивационной основы обучения иностранным языкам.

В данной работе предметом  исследования является разработка игр и игровых ситуаций на уроках английского языка для создания мотивационной основы обучения иностранным языкам....

Игры и игровые ситуации , как условие формирования мотивационной основы обучения иностранным языкам.

В данной работе предметом  исследования является разработка игр и игровых ситуаций на уроках английского языка для создания мотивационной основы обучения иностранным языкам....

Игры и игровые ситуации , как условие формирования мотивационной основы обучения иностранным языкам.

В данной работе предметом  исследования является разработка игр и игровых ситуаций на уроках английского языка для создания мотивационной основы обучения иностранным языкам....

Мотивационная готовность детей 6-7 лет к обучению в школе

Перед нашим обществом  на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки  их к обучению в шк...

Мотивационная готовность к обучению в школе как условие успешности учебной деятельности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья

Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности. Очевидно, что требуется глубокое, критическое рассмотрение с...