Словарный запас и грамматическое оформление речи
консультация на тему

Триллер Наталья Робертовна


Этот материал поможет родителям сориентированться в подборе детской художественной литературы  и игр для занятий с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnyy_zapas_i_grammaticheskoe_oformlenie_rechi.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словарный запас и грамматическое оформление речи

Первые лепетные слова появляются у ребенка в конце первого — начале второго года жизни. Сначала это одно- и двусложные слова: «дай», «на», «мама», «ляля» (двусложные состоят из серии одинаковых слогов) и т.п. При попытке воспроизвести трехсложное слово малыш обычно опускает один из слогов: «мако» — молоко, «синя» - машина и т. п 

 В возрасте от 2-х до 3-х лет у ребенка вызывают трудности приставки с- перед согласным звуком и на- : «пать» - спать, «лить» - налить. При произнесении многосложных и незнакомых слов малыш тоже испытывает затруднения.

К 4 годам он произносит все слоги в знакомых словах, приставки и окончания «не глотает». При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики, их обобщения и практического закрепления их в собственной речи. В формировании грамматического строя речи выделяется несколько периодов.

Первый период (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.) - период предложений включает два этапа: этап однословного предложения («Бух», «Би-би», «Мяу» и пр.) и этап предложений из нескольких слов-корней: «Ля-ля бух», «Дай мако». К концу второго этапа ребенок начинает объединять в предложение до 3-х слов: «Баба, ниси сину» - Бабушка, принеси машину

Второй период (до 3 лет) - период усвоения грамматической структуры предложения. Усваиваются падежные окончания существительных, различные формы глаголов и т. д. Происходит расширение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения: «Придет моя бабушка, пойдем гулять». В возрасте от 2,5 до 3 лет в предложениях, используемых ребенком, появляются союзы, предлоги: «Мама, положи на стол куклу и книгу».

Третий период (от 3 до 7 лет). К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой грамматики, что позволяет ему перейти к освоению грамматических закономерностей при изучении русского языка 

Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дети с такой речевой патологией понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Употребление же слов в речи вызывает большие затруднения. Формирование грамматического строя при общем недоразвитии речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Усвоение грамматических форм, типы предложений появляются у таких детей примерно в той же последовательности, что и в норме, но в более медленном темпе. Наблюдается дисгармония развития всех систем языка, искажение общей картины речевого развития

Примерный тематический активный и пассивный словарь

детей раннего возраста

Этот словарь поможет родителям сориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с детьми

 ОСЕНЬ 

Существительные: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт.

Прилагательные: холодная, красивая, дождливая, теплая (одежда); цвета (листьев и травы) - зеленый, желтый, красный, коричневый (сухой).

Глаголы: наступила (осень), похолодало; желтеют, краснеют, засыхают, опадают (листья); идет (дождь), дует (ветер).

Литература: стихотворение 3. Александровой «Дождик», М. Ходяковой

«Осень»: Дождик

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице - смотри, смотри! –

Он пускает пузыри...                 3 . Александрова

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.        М. Ходякова

Овощи 

Существительные: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа - овощи, то, что растет на грядке на огороде; салат, щи, пища.

Прилагательные: цвета (основные) - красный, зеленый, желтый, черный, коричневый; вкус - кислый, сладкий, горький; форма - круглая; размер - большой, маленький.

Глаголы: расти, зреть, брать, мыть, чистить, резать, варить, есть.

Числительные: один, много. Литература: сказка «Репка», стихотворение А. Прокофьева «Огород»:

Огород

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит круглый год. 

 

ФРУКТЫ 

Существительные: яблоко, лимон, апельсин, груша, слива - фрукты, то, что растет на дереве в саду; компот, варенье, сок.

Прилагательные: сочный, вкус - кислый, сладкий; цвет - зеленый, желтый, красный, синий, оранжевый; форма - круглый, овальный; размер - большой, маленький. 

Глаголы: расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать, есть, варить, резать.Ч 

ислительные, один, много,

Литература: считалка «Апельсин», стихотворение В. Волиной «Осень добрая пришла...»:

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла. 

ИГРУШКИ 

Существительные: машина, мишка, зайка, кукла, кубики, мяч, юла, матрешка и др. - игрушки.

Прилагательные: цвет - красный, зеленый, синий, желтый, коричневый, черный; форма - круглый, квадратный; поверхность - мягкий, твердый, чистый, грязный; размер - большой, маленький; новый, старый, любимый, красивый.

Глаголы: играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать, мыть, качать, убирать.

Литература: стихи А. Барто из цикла «Игрушки».

ОДЕЖДА 

Существительные: майка, трусы, носки, колготы, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, паль-то, куртка, шуба, плащ, варежки - одежда; рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс.

Прилагательные: основные цвета; короткая, длинная, чистая, грязная, красивая.

Глаголы: шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, повесить, стирать.

Литература: народная потешка, стихотворение В. Кудлачева «Подарок»:

Настя, Настенька,

Шубка красненька,

Шапка боброва,

Сама черноброва.          Русская народная потешка (Здесь нужно объяснить ребенку, что «красненька» в данном случае означает «красивая»).

Подарок

Подарю я бабушке —

Голубые варежки.

Я из ниток шерстяных

Десять дней вязала их,

Пусть она их носит,

Руки не морозит. 

 

ЧАЙНАЯ ПОСУДА 

Существительные: чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, хлебница - посуда; с полосками, с цветочками; чай, кофе, молоко, компот, хлеб, сахар.

Прилагательные: чайная, красивая, чистая, грязная, одинаковая, разная, большая, средняя, самая маленькая; деревянная, железная, керамическая, стеклянная, пластмассовая, глиняная (пассив).

Глаголы: мыть, вытирать, сушить, класть, положить, наливать, есть, пить, размешивать, разбивать. Числительные: один, много.

Литература: потешка «Ладушки», сказки «Три медведя», К. Чуковский «Федорино горе», С. Маршак «Кошкин дом».

Дом 

Существительные: дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица - много домов,

Прилагательные: основные цвета; высокий, низкий, сказочный, красивый, разный, разноцветный.

Глаголы: строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться.

Числительные: один, много.

Литература: сказка «Теремок», С. Маршак «Кошкин дом».

МЕБЕЛЬ

Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф.

Прилагательные: мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый. 

 Глаголы: сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать.

Литература: сказка «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом».

ЧЕЛОВЕК 

Существительные: человек, мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот.

Прилагательные: правая, левая.

Глаголы: бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, нить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать.

Числительные: один, два, много.

Литература: народные потешки:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ

 

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

(Рекомендуется изучать каждое отдельное животное с его детенышем в течение одной недели).

Кошка с котенком 

Существительные: животное, кот, кошка, котенок; знать их части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; знать, что живут в доме; знать, что питаются молоком, рыбой, мясом, покрыты шерстью.

Прилагательные: домашняя, пушистая, мягкая, теплая, серая (рыжая), длинный (хвост), большая, маленькая.

Звукоподражания: мяу - мяу, кис - кис.

Глаголы: ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить (мышку), играть, мяукать, пищать. Числительные: один, много.

Литература: С. Маршак «Усатый - полосатый», потешка «Киска»:

Киска, киска, киска, брысь!

На ступеньку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.           Русская народная потешка

Собака со щенком 

Существительные: животное, собака, щенок, шерсть; уточнить название частей тела: голова, морда, уши, тело, лапы, хвост; конура (будка), крыша, стена, миска; знать, что ест: мясо.

Прилагательные: домашняя, пушистая, мягкая (шерсть), большая, маленькая, разные.

Звукоподражания: ав-ав.

Глаголы: ходить, сидеть, бежать, лежать, спать, есть, играть, лаять; гладить, кормить. Числительные: один, много.

Литература: В. Сутеев «Кто сказал мяу?», стихотворение А. Барто «Пес»:

ПЕС У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит,

А попробуй сунься вор –

Вмиг залает на весь двор.            А. Барто 

Корова с теленком

Существительные: животное, корова, теленок; знать их части тела: голова, уши, рога, ноги, копыта, хвост, шерсть; знать, что ест сено, траву; стадо, луг, пастух, загон, молоко.

Прилагательные: цвета окраски коровы: черная, рыжая, белая; домашняя, добрая, большая, парное (молоко),

Звукоподражания: ту-ру-ру, му-му.

Глаголы: ходить, бегать, лежать, есть, щипать (травку), мычать, пасти, созывать, играть (в рожок), давать (молоко).

Числительные: одна, много.

Литература: потешки «Раным-рано поутру..», «Уж как я ль мою коровушку люблю...»:

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, буренушка, ступай

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

 

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты до сыта, буренушка моя.

Уж как я ль свою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Лошадь с жеребенком 

Существительные: животное, лошадь, жеребенок; знать их части тела: голова, тело, морда, уши, ноги, грива, копыта, шерсть; сено, конюшня,

Прилагательные: домашняя, белая, черная, гладкая, блестящая (шерсть), большая, маленькая.

Звукоподражания: но, цок-цок, тпру, иго-го.

Глаголы: ходить, скакать, спать, есть, пить, ржать; кормить, поить, ездить, скакать, кататься, причесать.

Числительные: одна, много.

Литература: стихотворение А. Барто «Лошадка», потешка

«Цок, цок, цок, цок!»:

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка — серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка - серый бок!      Русская народная потешка

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ 

Существительные: зима, снег, сосульки, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка.

Прилагательные: белый, холодный, снежная (баба), большой - маленький, средний, мягкий - твердый, зимний, прозрачная (сосулька).

Глаголы: идет (снег), выпал, лежит, висит (сосулька под крышей), лепить, кататься, ходить (на лыжах), де-ать (горку), расчищать.

Литература: стихотворение И.Сурикова «Зима», А. Барто «Снег», потешка «Мороз»:

ЗИМА 

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом П 

оле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы,

И зима настала.               И. Суриков 

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки - самокаточки.         Русская народная потешка

 

СНЕГ 

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.             А, Барто

ДЕРЕВЬЯ. ПРАЗДНИК ЕЛКИ

Существительные: дерево, елка; ствол, ветки, иголки; елочные игрушки: шар, фонарик, гирлянда, хлопушка, Снегурочка, Дед Мороз и т. д. (по выбору взрослого рассматривается 5-7 игрушек); лес, праздник, треугольник.

Прилагательные: зеленый, черный, коричневый, острый, колючий, длинные - короткие (ветки), верхние - нижние (ветки), елочные (игрушки), стеклянные, разноцветные

Глаголы: расти, пахнуть, украшать. Числительные: один, много.

Литература: песенка «В лесу родилась елочка», отрывок из стихотворения А.Барто «Машенька»:

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой елке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елка, 

Пусть горит всегда!                 А. Барто 

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

(Петушок с семьей)

Существительные: птица, петух, курица, цыпленок, зернышки; голова, туловище, крылья, хвост, перья, клюв, глаз, гребешок, бородка, лапки; яйцо.

Прилагательные: домашняя, красный, желтый, разноцветный, круглый, большой - маленький, птичий (двор).

Звукоподражания: ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку.

Глаголы: ходить, клевать, пищать, звать, клевать, кукарекать, взлетать, пить, щипать, грести.

Литература: сказка «Курочка Ряба», сказка К. Чуковского «Цыпленок», стихотворение Т. Волгиной «Цыплята», потешка «Петушок»:

ЦЫПЛЯТА

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко –

Не ходите далеко. Л 

апками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы

Полное корытце.               Т. Волгина

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Что ты громко поешь,

Детям спать не даешь?        Русская народная потешка

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

(Рекомендуется изучать каждое отдельное животное с его детенышем в течение одной недели).

ЗАЯЦ С ЗАЙЧАТАМИ 

Существительные: животное, заяц, зайчонок, шубка; знать части тела: голова, туловище, лапы, хвост, уши; знать, чем питается: морковка, кора.

Прилагательные: дикий, белый, теплая (шубка), длинные (уши), короткий (хвост),

Звукоподражания: прыг-скок.

Глаголы: прыгать, грызть, бояться (лисы), прятаться (за куст).

Числительные: один, много.

Литература: стихотворение А. Барто «Зайка», потешка «Зайчишка-трусишка»:

Зайчишка- трусишка По полю бежал,

В огород забежал,

Капустку нашел,

Морковку нашел,

Сидит, Грызет,

Хозяин идет!              Русская народная потешка

ЛИСА С ЛИСЯТАМИ 

Существительные: животное, лиса, лисенок, лисичка-сестричка; знать части тела: мордочка, туловище, лапы, уши, хвост; знать, что живет в лесу, в норе, питается мышами.

Прилагательные: дикая, оранжевая, пушистая, хитрая; вытянутая (мордочка), острые (уши), пушистый (хвост).

Глаголы: жить, бегать, питаться, охотиться, ловить (зайцев, мышей).

Числительные: один, много.

Литература: русские народные сказки «Колобок», «Лиса и волк», «Кот, лиса и петух», стихотворение А. Александровой «Лисята»:

Лисята 

Под кустом играют в прятки

Шаловливые лисятки,

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей.              3. Александрова 

МЕДВЕДЬ С МЕДВЕЖАТАМИ 

Существительные: животное, медведь, медвежонок; знать части тела: голова, морда, уши, туловище, лапы, хвост; знать, что живет в лесу, любит мед и малину.

Прилагательные: дикий, коричневый, косолапый, неуклюжий, толстые (лапы), большой, маленький.

Глаголы: ходить, спать, есть, пить.

Числительные: один, много, три (медведя).

Литература: сказки «Три медведя», «Колобок», «Теремок», стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол».

ВОЛК С ВОЛЧАТАМИ

Существительные: животное, волк, волчонок; знать их части тела: голова, туловище, спинка, живот, лапы, уши, хвост, пасть, зубы; знать, что живет в лесу.

Прилагательные: дикий, серый, злой, зубастый, сердитый, голодный.

Глаголы: жить, бегать, есть, охотиться.

Числительные: один, много, два (волка).

Литература: сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок».

ВЕСНА. КОРАБЛИК 

Существительные: весна, солнце, ручьи, снег, вода, капель, проталины, кораблик, лодочка, парус, волны.

Прилагательные: весенний, желтый, синий, солнечный.

Глаголы: наступила, тает, бегут (ручьи), плывет (лед, кораблик, лодочка), появились (проталины), светит.

Числительные: один, много.

Литература: стихотворение А. Барто «Кораблик», отрывок из сказки А С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.                      А. С. Пушкин

ТРАНСПОРТ. ЛЕГКОВЫЕ И ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ 

Существительные: машина, автомобиль, самосвал; знать части машин: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз (песок, земля); познакомить с обобщением, что грузовые машины перевозят различные грузы, а легковые — людей.

Прилагательные: грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая; повторить основные цвета; железная, деревянная, пластмассовая.

Глаголы: ехать, перевозить, катать, прицеплять. Числительные: один, много.

Литература: стихи А. Барто «Грузовик», Н. Боева «По шоссе спешат машины...»:

По шоссе спешат машины.

Шур, шур, шур –

Шуршат их шины.

А машины разные:

Голубые, красные.

Почему спешат машины?

И куда спешат машины?

Ждут одну из них на стройке,

Ждет врача больной на койке,

Грузы важные завод

От машины тоже ждет, —

Потому спешат машины.

Шур, шур, шур –

Шуршат их шины.            Н. Боев 

ЦВЕТЫ ЦВЕТУТ ОДУВАНЧИКИ

Существительные: цветок, одуванчик, пушинка, листья, стебель, букет, венок, земля, луг, поле.

Прилагательные: желтый, белый, зеленый, дикий, луговой.

Глаголы: расти, цвести, собирать, плести (венок), дарить.

Числительные: один (одуванчик), два (одуванчика), три (одуванчика), много.

Литература: стихотворение М. Познанской «Одуванчик»: ОДУВАНЧИК

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.             М. Познанская

НАСЕКОМЫЕ 

Существительные: насекомое, жук, бабочка, божья коровка; знать их части: крылья, лапки, голова, усы; цветы, пыльца.

Прилагательные: большие, маленькие, желтые, черные, красные, зеленые, коричневые, разноцветные, красивые, полезные, вредные.

Звукоподражания: жу-жу.

Глаголы: летать, ползать, жужжать, есть, пить. Числительные: один, два, три, много.

Литература: стихотворение Н. Френкеля «Жук», русская закличка «Божья коровка...»: Жук — Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи?

— Жу, жу жу, жу Я на дереве сижу.

— Жук, жук, покажись! Надо мною покружись!

— Жу, жу, жу, жу, Я летаю и жужжу          Н. Френкель

 

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.

                Русская народная заклинка

Птицы 

Существительные: птица, воробей, голубь; знать их части тела: клюв, перья, крылья, ноги, хвост, голова; корм, насекомые, птенцы.

Прилагательные: дикие, красивые, белые, черные, коричневые, разноцветные, большие, маленькие. Глаголы: ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, сидеть, чирикать.

Числительные: один, два, три, много.

Литература: стихотворение А. Барто «Села птичка на окошко», народная потешка-игра «Воробей»:

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай.

Улетела.... Ай!            А. Барто

Воробей 

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

                 Русская народная потешка-игра

ЛЕТО

Существительные: лето, солнце, небо, дождь, гроза, радуга, молния, река, мяч, ягоды, грибы, овощи, фрукты.

Наречия: жарко.

Прилагательные: летний, жаркий, желтое, синее, белое, красивая, разноцветная (радуга), теплая (вода), надувной (круг, мяч).

Глаголы: наступило (лето), светит (солнце), гремит (гром), сверкает (молния), купаться, играть.

Литература: русские народные заклички:

Дождик, дождик, посильней,

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

И зеленые листочки!

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

Радуга-дуга,

Перекинься на луга -

Коромыслом колесом, Золотым мостом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словарного запаса и грамматического строя речи у дошкольников.

Развитие словарного запаса и грамматического строя речиПредлагаемые упражнения и игры могут быть использованы для работы с детьми от 3-х лет и варьироваться в зависимости от этапа работы и  задач...

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Игры для расширения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи

Подборка игр для совершенствования грамматического строя речи. Можно использовать как родителями так и воспитателями, на занятиях по подготовке к обучению грамоте....

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Развитие словарного запаса и грамматического строя речи

Учитывая тесную связь процессов развития лексики (словарного запаса), данные игры и упражнения включают в себя задания на  словообразование, целью которых является уточнение структуры значения сл...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...

Статья "Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка и литературы"...