Главные вкладки

    Вместе с мамой.Игры, развивающие речевое дыхание.
    консультация по теме

    Игра на дыхание занимает времени немного, но очень хорошо настраивает детей на рабочий лад, раскрепощает, способствует развитию интереса и улучшению запоминания лексического материала, а главным образом такие упражнения направлены на коррекцию речевых расстройств и выработку воздушной струи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_razvivayushchie_rechevoe_dyhanie.docx18.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры, развивающие речевое дыхание.

    В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

    Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

    Игра на дыхание занимает времени немного, но очень хорошо настраивает детей на рабочий лад, раскрепощает, способствует развитию интереса и улучшению запоминания лексического материала, а главным образом такие упражнения направлены на коррекцию речевых расстройств и выработку воздушной струи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

    «ПОДУЙ СИЛЬНЕЕ»

    Цель игры: развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

    Возраст детей: от 1,5 года. 

    Инструкция и ход игрывзрослый дует на вертушку, та крутится. Обращает внимание ребенка, что чем сильнее дуть, тем быстрее вращается вертушка. Просим малыша подуть на нее, контролирует плавность его выдоха.

    «ТАНЦУЮЩИЕ СУЛТАНЧИКИ»

    Цель игры: развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

    Возраст детей: от 1,5 года. 

    Инструкция и ход игрыУ взрослого и ребенка в руках по султанчику. Взрослый дует на свой султанчик и показывает малышу, как султанчик распушился. Затем ребенок дует на свою игрушку. Так они дуют поочередно, отмечая, чей султанчик больше распушился.

    «ОДУВАНЧИК»

    Цель игры: развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

    Инструкция и ход игры

    Инструкция и ход игрыигра проводится на улице. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.

    Одуванчик, до чего ж

    Ты на облачко похож.

    Страшно даже и взглянуть:

    Как бы облачко не сдуть.

    (Г. Виеру)

    «ПУЗЫРЬ»

    Цель игры: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и в сопровождении стихов, произносимых взрослым, надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

    Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

    Оставайся такой, да не лопайся!

    Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с»). Игра возобновляется.

    «СНЕЖИНКИ»

    Цель игры: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: возьмите несколько рыхлых кусочков ваты или сделайте небольшую снежинку из бумажной салфетки, покажите их ребенку. При этом скажите: «На улице падает снежок. Там снегопад. Давай устроим снегопад дома». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Действия малыша можно сопровождать стихами. Упражнение выполняется 2-3 раза.

    Снегснег кружится,

    Белая вся улица!

    Собралися мы в кружок,

    Завертелись, как снежок.

    (А. Барто)

    «ЛИСТОПАД»

    Цель игры: развитие умения делать плавный, свободный выдох.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: заранее приготовьте вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья. Взрослый объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

    Разноцветные листочки

    В вальсе радостном летят.

    Ветер с осенью танцует,

    И кружиться листопад….

    « ПТИЧКА»

    Цель игры: развитие умения обеспечивать длительное, направленное, плавное движение воздуха при ротовом выдохе, активизация мышц губ.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: возьмите фигурки птиц, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные. Двух птичек посадите на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Малыши садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!» дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек, они не должны сильно напрягаться.

    « БАБОЧКА»

    Цель игры: выработать длительный непрерывный ротовой выдох.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: приготовьте 2-3 бумажные ярко окрашенные бабочки. К каждой бабочке привяжите нитку длиной 50 см и прикрепите их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натяните между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Затем взрослый предлагает ребенку подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Действия ребенка можно сопровождать стихами.

    Важно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздуха, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

    Бабочка-коробочка,

    Полети на облачко,

    Там твои детки 

    На березовой ветке!

    (Русская народная поговорка)

    «КОРАБЛИК»

    Цель игры: выработать длительный, направленный, плавный ротовой выдох, активизировать мышцы губ.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: возьмите таз с водой и бумажные кораблики. Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Действия ребенка можно сопровождать стихами.

    Ветерок, ветерок,

    Натяни парусок!

    Кораблик гони

    До Волги-реки!

    (Русская народная поговорка)

    «ЛЕТАЮЩИЕ ШАРИКИ»

     Цель игры: выработать длительный, направленный, плавный ротовой выдох, активизировать мышцы губ.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: 

    Один ребенок (или взрослый) пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия

    Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...

    Вместе с мамой.Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

    Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, начиная с 2-3 летнего возраста его необходимо научить пользоваться умеренным темпом...

    Вместе с мамой.Игры со счетными палочками

    Развитие мелкой моторики рук и познавательных способностей посредством универсальной развивающей игрушки — это всем нам давно знакомые счетные палочки, которые мы используем с детьми с самого ран...

    Вместе с мамой.Игры, формирующие правильное звукопроизношение.

    Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляются тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их н...

    Вместе с мамой. Игры с сюжетными и предметными картинками для детей 2-3 лет

    Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, с...

    Вместе с мамой.Игры с пальчиками.

    Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

    «Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

    Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...