Взрослые и дети: трудности взаимоотношений
презентация к уроку на тему

Улыбышева Ирина Александровна

Выступление на родительском собрании на тему взаимоотношений родителей и подрастающих детей.

«Не лезьте в мою жизнь!», «Не ваше дело!», «Да что вы понимаете?!» – еще вчера беспроблемный ребенок вдруг становится неуправляемым и агрессивным подростком. Слова родителей вызывают резкое сопротивление или вовсе остаются без внимания. Попытки поговорить, надавить, наказать воспринимаются в штыки и только усиливают напряжение в семье.

Все знают, что это называется «переходный возраст», но мало кто понимает, переход откуда и куда и как найти общий язык с ребенком. Ведь несмотря на свое резкое взросление, он все еще ребенок и нуждается в помощи и контроле со стороны родителей, чтобы выжить. Ребенок может попасть в плохую компанию, начать употреблять наркотики, да и мало ли опасностей его поджидает в условиях современного ландшафта. Найти общий язык с ребенком – не просто, но нужно обязательно. Как это сделать? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzroslye_i_deti._trudnosti_vzaimootnosheniy.docx21.18 КБ
Файл vzroslye_i_deti.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Взрослые и дети. Трудности взаимоотношений.

«Не лезьте в мою жизнь!», «Не ваше дело!», «Да что вы понимаете?!» – еще вчера беспроблемный ребенок вдруг становится неуправляемым и агрессивным подростком. Слова родителей вызывают резкое сопротивление или вовсе остаются без внимания. Попытки поговорить, надавить, наказать воспринимаются в штыки и только усиливают напряжение в семье.

Все знают, что это называется «переходный возраст», но мало кто понимает, переход откуда и куда и как найти общий язык с ребенком. Ведь несмотря на свое резкое взросление, он все еще ребенок и нуждается в помощи и контроле со стороны родителей, чтобы выжить. Ребенок может попасть в плохую компанию, начать употреблять наркотики, да и мало ли опасностей его поджидает в условиях современного ландшафта. Найти общий язык с ребенком – не просто, но нужно обязательно. Как это сделать?

Педагоги  и психологи считают , что до наступления переходного возраста (или периода пубертата – 12-15 лет) самым важным для ребенка является чувство защищенности и безопасности , которое он получает от родителей (в первую очередь – от матери). Когда у ребенка есть это ощущение, его врожденные психические свойства получают благоприятную среду для развития.

Развитие заложенных природой свойств происходит до окончания подросткового периода. За этот период ребенок получает навыки, которые он будет применять во взрослой жизни. От степени развитости свойств зависит, как у него будут складываться отношения с людьми, сможет ли он состояться в парных отношениях, завести семью, детей, насколько он будет устойчив к стрессу и многое другое.

Когда ребенок чувствует, что родители его понимают и поддерживают, считаются с его мнением, когда в семье царит спокойная и доверительная атмосфера, то маленький человек спокойно растет и развивается. Если же в семье постоянно ругаются, на ребенка кричат или даже могут поднять руку, то он не чувствует себя защищенным, и это затормаживает его развитие.

Еще худшие последствия могут быть, когда родители не понимают, как устроена психика ребенка, требуют от него невозможного или не дают развиться тому, что заложено природой. Например, если чрезмерно баловать и все позволять шустрому, непоседливому ребенку, то в будущем он не сможет организовать ни себя, ни других. Ведь именно он больше других нуждается в дисциплине и разумных правилах.

Если же постоянно торопить и дергать медлительного и усидчивого ребенка, то он никогда не научится идеально выполнять свою работу, хотя в потенциале мог бы стать настоящим профессионалом.

Быть взрослым непросто

К началу подросткового возраста ребенок подходит уже с тем уровнем развитости (или неразвитости), который сформировался до этого и окончательно сформируется к концу переходного возраста (примерно к 16-17 годам). Для любого подростка это непростой период, когда он начинает пробовать брать на себя ответственность за свою жизнь. Чувство защищенности и безопасности, которое до этого ему обеспечивали родители, он пробует получить самостоятельно.

У девочек и мальчиков это происходит по-разному. Женщина чувство защищенности получает от мужчины, поэтому девочки начинают «брачеваться», «невеститься» (ведь одна из основных задач женщины – сохранить себя и потомство, и делают они это через мужчину), пробуют себя в создании отношений и нередко приводят в шок родителей своим первым выбором.

Мальчики же обеспечивают чувство защищенности и безопасности через свой вклад в стаю – общество. Уже с 6 лет, участвуя в выборе своего окружения в школе, мальчик делает первые шаги к взрослой жизни.

Подросток тоже ищет свое место в обществе, используя тот уровень развитости психических свойств, который получился к этому моменту. Он бессознательно нащупывает, в чем же его предназначение, и когда он ощущает, что ему есть, что предложить обществу, то уверенно идет во взрослую жизнь. Именно в этот период становятся видны плоды воспитания.

«Мне плохо!» Когда нет опоры

Если же подросток не получил необходимого развития, рос в психологически неблагоприятных для него условиях, то переходный возраст становится для него тяжелым испытанием. Отсутствие необходимых навыков для успешной социализации плюс полученные психотравмы не позволяют ему в полной мере взять ответственность за свою жизнь. Ему плохо, он не понимает, куда ему двигаться. Непонимание и давление со стороны родителей отнимает у него последнюю надежду на адаптацию и еще больше расшатывает его и без того неустойчивое состояние.

Так, в случае неблагополучия…

Подростки, которым в детстве ставили диагноз «синдром гиперактивности» становятся крайне раздражительными, не могут себя контролировать, склонны «качать» права, могут прогуливать уроки, воровать, приходить домой за полночь.

Ребята, которые в детстве были медлительные и спокойные, могут проявлять жестокость и упрямство, спорить со взрослыми, выражаться грязными словами.

Впечатлительным подросткам свойственна истеричность и демонстративность, в тяжелых случаях вплоть до эмоционального шантажа суицидом (например, режут себе вены).

Молчаливые дети, наоборот, закрываются от окружающего мира, игнорируют взрослых и сверстников, нередко погружаясь в виртуальный мир и избегая реального общения. В их случае легко пропустить тяжелую депрессию…

Крик о помощи

Многим родителям кажется, что ребенок так себя ведет назло им, они разочарованы, что отдали ему все, а он, неблагодарный, не оправдал их ожиданий. На самом деле такое поведение – это неосознанный крик о помощи. Человек выносит наружу то, что у него внутри. Когда нам плохо, мы реагируем на окружающий мир ненавистью и неприязнью.

Давлением, скандалами, попытками наказать, подчинить мы делаем только хуже. Подросток своим поведением показывает, что мы действуем неверно. В таком возрасте ребенка поздно воспитывать, с ним нужно научиться взаимодействовать. Чтобы помочь подростку пройти нелегкий путь взросления, нужно понять его психику, узнать, чем он живет и на что способен. И уже на этом понимании строить доверительные отношения.

Ключ – в понимании

Если родители будут отталкиваться не от своего видения проблемы, а поймут, как ребенок сейчас воспринимает окружающий мир, особенности его внутреннего мира, желаний, то он почувствует, что его понимают и принимают. Это уже будут первые, самые важные, шаги к налаживанию отношений с подростком.

О ЧЕМ ДЕТИ БУДУТ ПОМНИТЬ ВСЕГДА?

Чем дополните список?

Если мы хотим, чтобы у наших детей в будущем были яркие воспоминания о детстве, то нам нужно делать не так уж и много:

1. Читать им. Да, это красиво уже само по себе, но в чтении ребенку есть и своя магия. Книги создают мир, частью которого становится каждый читающий. Поэтому не важно, сколько лет ребенку, нужно читать ему, читать вместе с ним, просто читать…

2. Слушать их. В современном сумасшедшем мире так легко сказать: «Подожди секунду, мне некогда!», а реальность такова, что ничего не изменится ни через секунду, ни даже через минуту, и ребенок так и остается без желаемого внимания. А когда мы вроде бы готовы выслушать, то ребенок уже или перехотел рассказывать или даже забыл, что хотел сказать. Дети просто хотят поделиться с родителями какими-то своими моментами. Да, для взрослых это все кажется неважным и ненужным, но для малышей это является приоритетным! Поэтому, прежде чем сказать ребенку подождать секунду, нужно подумать о том, что телефон, компьютер, социальные сети и телевизор не обидятся, не получат душевные травмы и ничего не забудут. А дети – да.

3. Обнимать их. Неважно, маленькие мы или большие, но мы все нуждаемся в объятиях. Каждый ребенок индивидуален, кто-то хочет быть затисканным, кому-то одного объятия будет более чем достаточно, нужно просто обратить внимание на их потребности и не отказывать детям в них. Только не нужно спрашивать, обнять или нет! Скажите: «Я хочу тебя обнять!» и обнимайте. Объятия - это символ не только любви, но еще и уверенности, защиты и просто счастья.

4. Создавать семейные традиции. Например, устраивать раз в неделю ночь или вечер кино, когда вся семья, вооружившись попкорном, смотрит вместе фильм. И поверьте, это не будет просто просмотром фильма, когда речь идет о традиции!

5. Делить трапезу. Время летит быстро, готовка занимает много времени, а работа съедает все остальное. В силу разных графиков и просто желаний членов семьи, оказаться всем сразу за одним столом становится очень сложно. В результате дети перекусывают хлопьями, хот-догами, мороженым и т.д. Но даже не это самое страшное! Важно то, что отсутствие совместных трапез самым негативным образом сказывается на отношениях в семье, на доверительности и теплоте. Поэтому нужно выбрать хотя бы один прием пищи, будь то завтрак, обед или ужин, и всегда проводить его всем вместе, без вариантов.

6. Говорить им, что они самые любимые на свете. Детям так важно знать и помнить, что для своих родителей они избранные.

7. Праздновать! Опять же, все дети разные и достижения у них разные. Кто-то в 5 лет читает лучше, чем кто-то в 10 лет. Кто-то успешен в спорте, а у кого-то просто аллергия на мяч. Кто-то лучший ученик в классе, а кто-то занимается с репетиторами. Но у каждого ребенка есть что-то, что удается ему хорошо, и чем бы это ни было, родители должны это поддерживать и праздновать все достижения!

8. Играть вместе. Все дети любят играть, но взрослым эти забавы обычно кажутся неинтересными. Но нужно просто найти то, что будет приносить удовольствие всей семье - настольные игры, походы, рыбалка, отдых на природе, игровые виды спорта, езда на велосипеде, чтение, просмотр фильмов, любая деятельность, которая обеспечит веселое времяпровождение и объединит всех, создавая воспоминания, которые дети никогда не забудут.

9. Помнить о своих обещаниях. Да, мы столько всего обещаем и так часто забываем это сделать… А жизнь детей состоит из моментов, и эти ситуации становятся очень болезненными для них… Поэтому все те мероприятия, которые исключительно важны для ребенка - собрания, дни рождения, репетиции, конкурсы, спортивные соревнования, конференции, не должны быть забыты родителями никогда! И для детей станет самым важным именно тот факт, что о нем помнят, не забыли…

10. Любить их. Любовь порождает любовь. Но мало просто сказать ребенку, что вы его любите и потом продолжить его игнорировать, пренебрегать его желаниями и рассказами, отмахиваться от просьб. Любовь нужно показывать. Потому что только любовь порождает любовь.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взрослые и дети. Трудности взаимоотношений Родительское собрание п одготовила с оциальный педагог КГЦ-ППМиСП УЛЫБЫШЕВА И. А.

Слайд 4

Чувство защищенности и безопасности

Слайд 5

Условия развития ребёнка БЛАГОПРИЯТНЫЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ

Слайд 6

Становиться взрослым непросто

Слайд 7

Мне плохо!

Слайд 8

Читать детям Слушать детей

Слайд 9

Обнимать детей Играть с детьми

Слайд 10

Семейные традиции Просмотр фильма Общий обед

Слайд 11

Праздновать! Говорить детям, что они самые любимые на свете

Слайд 12

Любить своих детей

Слайд 13

Спасибо за внимание ! Клинцовский городской Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Наш адрес: Пер. Богунского Полка д. 22 Телефон: 4-03-64 с 9.00 – 17.00 Детский городской телефон доверия: 4-12-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

ТЕМА: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания родителями и детьми, что СЕМЬЯ – это единое целое, связанное чувством любви и ответственности друг за друга. ЗАДАЧИ: Обсудить с родителями и детьми проблему по...

Конспект урока в 7 классе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры".

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художествен...

Конспект урока-игры "Моя семья и я.Проблемы взаимоотношений взрослых и детей"

Конспект урока-игры "Моя семья и я.Проблемы взаимоотношений взрослых и детей"...

урок по литературе в 7 классе. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

конспект урока "Сложность взаимоотношений взрослых и детей. (по рассказу И. И. Бунина "Цифры"".урок начинается с картины В. серова "Портрет Микки Мамонтова". содержи...