1.24. Старшая группа. Март, 4-я неделя. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Рыбы. Звук и буква Г"
картотека на тему

Гребенникова Ирина Анатольевна

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старшая группа. Март, 4-я неделя. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Рыбы"

Новые слова-предметы: рыба, окунь, лещ, щука, карась, ерш, плотва, сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, гурами., барбус, сомик; мальки, икринки; река, пруд, озеро, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, рыбалка, хищники, крючок, червяк; вода.

Признаки: речные, аквариумные, хищные, плавающие; прозрачный, усатый, полосатый, золотистый…

Действия: спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать…

1. Подбери признаки (не менее трех признаков): щука (какая?) – … (быстрая, ловкая крупная, зубастая...)

2. Подбери действия (не менее трех действий): щука (что делает?) – …

3. Один – много (множественное число): рыба – рыбы, окунь — … щука — … плавник – … карась — … скалярия — … сомик — … малек — … чешуйка — …

4. Есть – нет (родительный падеж): корм – нет корма,  рыба –.... окунь — … плавник – … карась — … скалярия — … сомик — … малек — … чешуя — … аквариум – … щука — … вода — …

5. Посчитай: один аквариум, два …, три …, четыре …, пять одна щука, две …, три …, четыре…, пять…

6. Нарисуй или вырежи изображения рыб. Раздели их на две группы: аквариумные рыбки и пресноводные рыбки. Покажи назови их части: туловище, голова, плавники, хвост, жабры, глаза, пасть

7. Выучи любое стихотворение о рыбках, которое тебе понравится, например:

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

Любо им водой плеснуть,

Чешуей на миг блеснуть,

Рыбкам выпрыгнуть на воздух

Все равно, что нам нырнуть (Е. Стюарт)

8. Раскрасьте картинку. Выполните задания:

Найдите и покажите на картинке рыбок (сом, окунь, ерш, камбала, сельдь, акула-молот, скалярия, золотая рыбка, щука, меченосец). Разделите рыб на группы: речные, морские, аквариумные.

Обучение грамоте. Звук  и буква Г.

1.        Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

Галя и Гоша гусей стерегут,                                                                                        Гуси гуськом на лужайку бегут.

  1. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Г] из этого стихотворения (Галя, Гоша, гусей, стерегут, гуси, гуськом, бегут).
  2. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звуков [Г] и [Г'] (Гаврила, Гриша, Гера, Гена).
  3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звуков [Г] и [Г'] (груша, гусь, гном, гриб, голубь, грабли, гиря, гимнастика).
  4. Предложите ребенку дать характеристику звуков [Г] и [Г'], рассказать, гласные они или согласные, звонкие или глухие, твердые или мягкие.

•  Звук [Г] — согласный твердый звонкий. Звук [Г'] — согласный мягкий звонкий.

Поупражняйте ребенка в различении этих звуков, поиграйте в игру «Хлопки»: пусть он хлопает в ладоши, услышав в слове твердый согласный [Г]. Для игры используйте ряд слов: гамак, гиря, голубь, голубой, загибать, гладить, погон, вагоны, сапоги.

  1. Вырежьте полоски разной длины из цветной бумаги и сложите из них большую и маленькую буквы Г г. Пусть ребенок объяснит, чем они отличаются друг от друга, какие звуки обозначает буква Г.
  2. Поупражняйте ребенка в выкладывании большой и маленькой букв Г г из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы на бумаге и в воздухе, в лепке из пластилина.
  1. Для подготовки ребенка к чтению слогов и слов с новой буквой проведите игру «Что получится?»
  2. Предложите изобразить на магнитной доске или бумаге схемы слогов и слов: га, гу, ги, губа. Пусть ребенок подробно комментирует:

• В слоге га всего два звука; первый звук [Г], он твердый согласный, обозначу его синим кружком; второй звук [А], он гласный, обозначу его красным кружком.

  1. Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, в названиях которых есть звуки [Г] и [Г']. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Г в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.
  2. Поупражняйте ребенка в различении согласных звуков [К] и [Г]. Проведите игру «Хлопни»: пусть ребенок хлопает в ладоши, услышав звонкий согласный [Г]. Для игры используйте ряд слов: грабли, краб, горло, красить, ковать, грести, каблук, горох, красный, горький.

12.        Крупно напишите фломастером:
га го гу ги

год дог нога губа ноги доги гном Инга дуга У Инги дог. У дома гном.

Поупражняйте ребенка в чтении слогов, слов и предложений с новой буквой. Пусть он выкладывает слоги и слова с этой буквой на магнитной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты