Родительское собрание
методическая разработка (6 класс) на тему

Рахмангулова Регина Сабирьяновна

Как воспитать патриота своей Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия г.Советский.

Родительское собрание

"Воспитание патриота своей Родины"

        

                     Составила: Рахмангулова Р.С., классный руководитель   6 «а» класса

                                                             

г. Советский

2016 год

Родительское собрание

"Воспитание патриота своей Родины"

«Любовь к Родине начинается с семьи»

Ф. Бэкон

Цель родительского собрания: Актуализация проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании граждан страны, уважающих ее законы, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться своими правами и свободами.

Задачи родительского собрания:

- формировать у родителей гражданско-правовые знания;

- Познакомить с задачами, которые ставит перед учителями, родителями (законными представителями) учащихся концепция духовно-нравственного развития детей, ФГОС второго поколения.

-показать родителям роль семьи в патриотическом воспитании детей;

- выработать согласованные действия школы и семьи по вопросам гражданского патриотического  воспитания;

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint, итоги анкеты, памятка «Патриотическое воспитание в семье».

Подготовка родительского собрания:

  • анкетирование родителей (Приложение 1, 2),
  • анкетирование детей  (Приложения 3);
  • подготовка памятки для родителей (Приложение 4);
  • Вопросы для обсуждения: нужно ли говорить с ребенком о патриотизме, Родине;  обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся; с чем необходимо бороться родителям, воспитывая в ребенке патриотизм; объединение усилий семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и гражданственности.

Форма проведения: круглый стол, проектирование.

План собрания:

I.        Вступительное слово учителя.

II.        Анализ анкет.  

III.        Выступление учителя, который восполняет выявленные пробелы. Воспитание патриотизма в семье.

IV.        Проектирование праздника семьи (работа в группах).

V.        Советы, памятки родителям.        

VI.        Подведение итогов. Решение собрания.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово учителя:

В преддверие празднования Победы в Великой Отечественной войне я посчитала  необходимым провести собрание на тему «Воспитание патриота своей Родины».

Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Изменения в обществе не могли не отразиться и на таких общественных организациях как школа. Государство стало понимать, что вопросы гражданского образования и патриотического воспитания должны стать ключевыми в образовании наших детей. И начинаться патриотическое воспитание должно уже в дошкольном возрасте, а в школе иметь свое  продолжение. Участниками этого процесса должны стать не только педагоги, но и родители, и наше общество.  Вопрос этот сложный и многогранный. Поэтому сегодня мы с вами постараемся разобраться, что включает в себя понятие «Патриотическое воспитание», выработать единые принципы в  решении  вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т.е. в воспитании наших детей.

  1. Анализ анкетирования родителей (законных представителей), учащихся. Выступление председателя родительского комитета.

Когда я начала изучать предмет нашего сегодняшнего разговора, то для меня было очень важно узнать  то, что вы думаете по данному вопросу, и что знают дети. Мной было подготовлено несколько анкет, на вопросы которых вы по желанию ответили. Обработкой анкетирования  занимался родительский комитет. Результаты анкетирования  представит председатель родительского комитета.

Уважаемые родители, вы отвечали на вопросы 2-х анкет.

Первая анкета

 1 вопрос:  приоритетные ценности для ваших семей.

Вы выбираете главными ценностями семью, здоровье и образование; В этом вопросе цели  школы и семьи совпадают. (Более подробно познакомимся позже)

 2 вопрос был связан с тем, на что должна делать акцент школа. Было предложено на выбор три ответа: на обучение, на воспитание, на сочетании обучения и воспитания. Результаты были следующие:  вы уверены в том, что обучать и воспитывать должна и семья, и школа.  

3 вопрос касался того, что должна давать ребенку школа, а что семья. Вариантов ответов было множество. Но главное, что я отметила – вы не проводите четкую границу между воспитанием в школе и в семье. Это значит, что мы с вами должны сотрудничать и направлять наши совместные усилия на образование (обучение и воспитание) наших детей, что от нас и требует ФЗ от 29.12.2012 «Закон об образовании в Российской Федерации» № 273(ред. от 25.11.2013) и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования  (Приказ МО РФ № 373   от 06 октября 2009 года)

Вторая анкета касалась вопросов патриотического воспитания.

Давайте рассмотрим результаты этого анкетирования

1 вопрос касался того, как вы понимаете термин «патриотизм». Ваши ответы  были достаточно близки друг  к другу.  Так вот объединив все ваши ответы в один, можно получить следующее высказывание

«Патриотизм – это любовь к своей Родине, преданность традициям, вера и служение Отечеству, чувство уважения и гордости за свою страну, людей, определенные взгляды и убеждения и умение жить интересами своей страны».

А теперь уточним это понятие, обратимся к толковому словарю Ожегова С. И.

«Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу»  В других источниках можно увидеть такое определение «Патриотизм – это любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.

2 вопрос касался того, считаете ли вы себя патриотом. Подавляющее большинство ответило утвердительно.

Кто же такой патриот?

Ожегова С. И. «Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». 

Патриот, по В. Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

 

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

  • постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  
  • хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,
  • имеющего нормальную семью,
  • почитающего своих предков,
  • растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,
  • содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),
  • постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,
  • работающего во благо своего Отечества,
  • участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

3 вопрос касался необходимости воспитывать патриотические чувства  детей

Вы, родители, прекрасно понимаете и осознаете важность этого вопроса. Стараетесь уделять внимание воспитанию патриотизма в собственных детях. 

Теперь мне хочется показать, что думают и знают об этом наши дети. С детьми 3 класса была проведена  анкета, которая была построена на методике «Незаконченных предложений», т. е. им надо было закончить предложение своими словами.  Самые яркое и запоминающееся высказывания я хочу вам представить.

  • Родина – это поле, где много деревьев. (Моя гордость)
  • Малая Родина – это когда мало места. (Кусочек сердца)
  • Защищать Родину – это значит не бросать бумажки. (Честь)
  • Достопримечательность – это то, что принадлежит человеку. (Отечество)
  • Гражданин – это дяденька. (Проживающий человек)
  • Гражданин имеет право на машину. (На свободу слова)
  • Конституция – это училище. (Права)
  • Гражданин имеет право кричать. (На вероисповедание)
  • Гражданин имеет право ходить, пить, глядеть.
  • Гражданин имеет право ходить на дискотеку и слушать музыку.

Часто встречаются предложения, где ученик ничего не написал, или написал «Не знаю». Такую же анкету я провела в нашем классе. Представляю вам их ответы. Точностью определения понятий и глубиной они не отличаются.

Таким образом, можно сделать вывод, что наши дети очень плохо осведомлены в этих вопросах, что не владеют терминологией, очень мало знают, и большого интереса к этим вопросам не проявляют.

Итак, давайте подведем  итоги нашего анкетирования. Мы выяснили, что вопросы воспитания и обучения неразделимы, что заниматься этим должна и школа, и родители, что патриотическое воспитание и гражданское образование являются важнейшей частью общего процесса воспитания и обучения детей,  что знания в этих вопросах дети имеют недостаточные.

 Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитанию патриотизма в наших детях следует уделять пристальное внимание, определить основные задачи в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся:

  1. Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
  2. Приобщение к боевым и трудовым традициям народа. Российской армии.
  3. Формирование чувства гражданского долга.
  4. Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.
  5. Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.
  6. Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.

Воспитание патриотизма в семье – выступление учителя.

Сегодня мы рассмотрим первое направление: воспитание любви к Родине.  Как научить детей любить свою Родину? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти? Т.е. быть патриотом.

Ни для кого не секрет, что любовь к Родине  закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям,  к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.

Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.

Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.

Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.

  1. Проектирование праздника семьи (работа в группах)

Но семье и школе необходимо, конечно, действовать сообща, объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу.

Поэтому сегодня на родительском собрании мы спроектируем внеклассное мероприятие «Праздник семьи в школе» - 15 мая в международный день семьи, целью которого будет наладить теплые, дружеские, партнерские отношения между семьями класса и школой; пропагандирование семейных ценностей.

Цели:

1)

2)

3)

Домашнее задание для семьи: 

1)

2)

3)

Ход праздника: 

1)

2)

3)

Творческая презентация семьи (формы): 

1)

2)

3)

     V.  Предъявление  памятки для родителей.

  1. Подведение итогов. Решение собрания:
  1. Объединить усилия семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и гражданственности;
  2. Провести в Праздник семьи в классе  15 мая, в международный день семьи.

 Приложение 1

Анкета для родителей № 1

Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи?  Подчеркните. Ответов может быть несколько.

  • Семья
  • Нравственность
  • Родина
  • Здоровье
  • Образование
  • Дружба
  • Творчество
  • Карьера
  • Другое (допишите)………………………………………………………………………

Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?

  • на обучение
  • на воспитание
  • на сочетание обучения и воспитания

Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?

Школа должна:

  • обучать
  • воспитывать
  • обучать и воспитывать
  • другое (допишите)………………………………………………………………………

Семья должна:

  • обучать
  • воспитывать
  • обучать и воспитывать
  • другое (допишите)………………………………………………………………………

  Приложение 2

Анкета для родителей №2

Я считаю, что патриотизм  это………………………………………………………...

...........................................................................................................................................

Считаете ли Вы себя патриотом? ………………………………………………………………………………….

Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.

Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните:  семья, школа, общество, никто.

Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют  формированию  патриотических чувств ребенка: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность учащихся?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственностиучащихся?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Приложение 3

Анкетирование учащихся «Что такое Родина?»

Фамилия, имя……………………………………………………………………….

Что такое Родина?

Родина – это…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Что такое малая Родина?

Малая Родина – это …………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Как называется твоя Родина?

Моя Родина называется ……………………………………………………………………………

Как называется твоя малая Родина?

Моя малая Родина называется ……………………………………………...................

Какие чувства ты испытываешь к Родине?

Свою Родину я …………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Что значит «любить свою Родину»?

Любить свою Родину – это значит……………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

Что значит «защищать свою Родину»?

Защищать свою родину, значит ……………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

Какой должна быть твоя Родина?

Моя Родина должна быть ………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

Чем ты можешь быть полезен своей Родине?

Для своей Родины я могу ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....