Как сохранить спокойствие при любом конфликте
консультация (7 класс)

Елышева Вера Ивановна

Консультирование родителей, особенности поведения в конфликтных ситуациях, типичные конфликтные ситуации у подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК СОХРАНИТЬ СПОКОЙСТВИЕ ПРИ ЛЮБОМ КОНФЛИКТЕ

         Если вас оскорбляют, унижают или высмеивают, вспомните этот совет, и негативные эмоции не смогут взять над вами верх.

         Одна восточная мудрость гласит: «Чтобы хлопнуть в ладоши, нужны две руки». Чтобы конфликт разгорелся, нужно два и более человек. Если один из них будет сохранять спокойствие, то инцидента не будет. Проверено. Но как именно сохранить спокойствие?

         Есть такой анекдот:

— Как вы все успеваете и остаетесь оптимистом?

— Я просто ни с кем не спорю.

— Но это же невозможно!

— Невозможно так невозможно.

         Таким человеком легко стать, если знать один секрет. Все, что говорит вам собеседник, — проекция его внутреннего конфликта. К вам это не имеет отношения. Вы просто попались под руку.

         Когда любой человек говорит что-то наподобие «Ты неряха», «Ты грубиян», «Ты не разбираешься в том, о чем говоришь», «Тормоз, смотри, куда едешь», нас это задевает до глубины души. Какое право он имеет так говорить? Что он о себе возомнил? Почему он считает меня таким? Мы либо обижаемся, либо начинаем конфликтовать и отстаивать свою невиновность.

         А теперь представьте себе другую ситуацию. Подходит к вам этот же человек и кричит: «Я неряха», «Я грубиян», «Я не разбираюсь в том, о чем говорю», «Я тормоз, не вижу, куда еду». Подобное поведение ничего, кроме улыбки, не вызывает.

         Так вот, любое обвинение в чем-либо другого человека проистекает из внутреннего конфликта говорящего. Если у него нет на эту тему пунктика, мысленной борьбы, то он и не заметит этого в вас.

         Человек всегда говорит только о том, что волнует лично его. К собеседнику это имеет весьма опосредованное отношение. Любое подшучивание или обвинение говорит только о том, что человеку не нравится в самом себе или с чем он не может примириться. Это не про вас, это про него. Общение с вами лишь обнаруживает это.

         Занимаясь конфликтологией, исследованием зарождения и развития конфликта последние несколько лет, я ещё ни разу не видела исключения из этого правила.

         Поэтому посмотрите на свою реакцию. Замените «ты» на «я». И улыбнитесь. Как если бы человек сам только что прилюдно обвинил самого себя.

         Согласитесь, после понимания этого вопроса спокойно реагировать станет проще. Только не пытайтесь это объяснить вашим собеседникам! Это не только бессмысленно, но ещё и опасно: люди порой не готовы воспринимать информацию о собственных внутренних конфликтах. Просто выслушайте, просто улыбнитесь. У многих людей после осознания внутренних конфликтов и их внешних проявлений жизнь меняется, улучшаются отношения в семье и на работе.

         Но обратите внимание: обратная сторона вопроса тоже существует. Понаблюдайте, о чем говорите окружающим вы сами. По какому поводу вы готовы конфликтовать? Почему именно так вы сейчас выражаете свои мысли? Что вы кричите миру?

         Если вы говорите детям о компьютерной зависимости, посмотрите, от чего зависимы вы сами и почему это вам причиняет боль. Если вы говорите об эгоизме окружающих — значит, не примирились с собственной эгоистичностью. Наше поведение в конфликте — это всегда крик внутренней боли.

         Знание этого вопроса существенно изменило мою жизнь, надеюсь, поможет и вам.



Предварительный просмотр:

Конфликты родитель-ребенок

В современном обществе у людей возникают различные проблемы. Но у молодых людей 12-14 лет эти проблемы часто связаны с нарушением детско-родительских отношений.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.

Мы провели исследование «Особенности поведения подростков в конфликтах с родителями». Эта тема возникла не случайно. Проблема взаимоотношений с родителями - основная проблема, возникающая у подростков. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Поскольку родители еще не готовы признать своего ребенка взрослым, достойным уважения.

Кроме того, в этом возрасте эмоциональная сфера ребенка имеет определенные особенности: повышенная возбудимость и реактивность, резкие смены настроения, что связано с перестройкой гормональных и физиологических процессов, присущей периоду полового созревания. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечаются в «трудном» возрасте (12-14 лет). Неустойчивость эмоциональных реакций подростка обусловлена не только гормонально-физиологическими сдвигами, но и условиями воспитания, которые нередко оказываются решающими.

В этом возрасте дети становятся особенно чувствительны к оценке другими своей внешности, способностей и наряду с этим излишне самоуверенны и чрезмерно критичны по отношению к окружающим, подчеркнуто независимы, не признают авторитетов и общепринятых правил. Таким образом, проблема конфликтов подростка со взрослыми выходит на первый план, изучение таких конфликтов стало целью нашего исследования, которое проводилось в школе в конце учебного года. В нем приняли участие 22 учащихся. Из них 13 мальчиков и 9 девочек.

Мы предположили, что главной причиной конфликтов между подростками и родителями будет «плохое» поведение дома и в школе, которое обусловлено возрастными особенностями подростков. В качестве методов исследования мы использовали анкетирование. Разработанная нами анкета была анонимной, для получения более искренних ответов опрашиваемых, она позволила получить минимальные сведения об испытуемых (пол и возраст). Кроме того, она включает вопросы, которые позволяли выявить частоту конфликтов с родителями, их причины, некоторые особенности поведения подростков в конфликтах.

Хотелось бы привести некоторые результаты исследования

Отвечая на вопрос о том, как часто у подростков происходят конфликты с родителями, 85% опрошенных отмечают, что эти конфликты происходят редко, периодически. Только 10% учащихся ответили, что эти конфликты происходят постоянно и лишь у 5% - таких конфликтов не бывает «никогда».

Рейтинг причин конфликтов с родителями:
- учеба, плохие оценки в школе – 56,5%;
- плохое поведение дома и в школе – 34,8%;
- позднее возвращение домой – 28,3%;
- увлечение компьютерными играми – 23,9%;
- другие причины (выполнение домашних обязанностей, споры с родителями, изменение в характере, покупка одежды) – 28 %;

После конфликта первыми на примирение пойдет 56,5% подростков, у 26 % учащихся инициативу проявят родители, у остальных школьников конфликт прекращается сам собой или на примирение идут обе стороны в равной степени.

Сравнивая результаты опроса мальчиков и девочек, следует отметить, что в качестве причин конфликтов - «увлечение компьютерными играми» чаще встречается у мальчиков; мальчики чаще, чем девочки не признают свою вину и ведут себя так, будто ничего не произошло; в числе уклонившихся от ответа на вопрос о желаемых отношениях с родителями большинство мальчики.
Завершалась анкета вопросом о том, какими ребята хотели бы видеть свои отношения с родителями. Интересно, что только 15 % подростков устраивают сегодняшние отношения, 13% не захотели отвечать на это вопрос. Остальные хотели бы видеть отношения с родителями теплыми, нормальными, хорошими, взаимоуважающими, добрыми, спокойными, понимающими, честными и т.п.

Таким образом, большинство учащихся испытывают потребность в более теплых отношениях с родителями.
В этой связи хотелось бы напомнить родителям, бесконечно занятым житейскими проблемами, что самое ценное в нашей жизни - наши близкие. И как никто более именно дети нуждаются во внимательном взгляде, терпеливой беседе, чуткости и понимании в отношениях с родителями. Именно взаимоотношения в семье закладывают фундамент взрослой жизни детей, определяют значимость их социальной роли и отражаются на отношениях взрослеющих детей со своими родителями в будущем. Желаем всем добра и взаимопонимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главное - спокойствие!

8.jpg«Спокойствие, только спокойствие!» - так говорил Карлсон. Толстый, смешной и очень мудрый Карлсон. Спокойствие ума помогает телу быть счастливым. Как же научиться сохранять спокойствие? РА...

Литературная гостиная "Приют спокойствия, любви и вдохновенья"

Литературная гостиная посвящена жизни А.С.Пушкина в лицее....

Развитие качеств выдержки и спокойствия.

Развитие качеств выдержки и спокойствия Упражнение направлено на формирование благоприятного психического состояния, снятие отрицательных эмоций.  Упражнение проводиться в свободной форме, б...

Классный час «Сохранить книгу, сохранить цивилизацию, сохранить себя…»

Классный час посвящен значимости книг в истории человечества на примере современной литературы....

Спокойствие, только спокойствие

Занятие с элементами тренинга направлено на формирование психологической готовности обучающихся 11 класса к сдаче государственной итоговой аттестации.Методическая разработка завоевала диплом лауреата ...