родительское собрание " Роль чтения в успешности ребенка"
статья (5 класс)

Зайнуллина Елена Петровна

читают ли наши дети, какова роль чтения в успешности ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu_chtenie.docx103.12 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Роль чтения  в успешности ребенка»

Цель: создание условий для осмысления родителями важности и ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьника, вовлечь родителей в решение проблем детского чтения.

Форма проведения: диалог с элементами тренинга.

Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения:

  • "Учить читать – учить жить".
    С. Михалков
  • "Как читает человек – так и учится. Как читает – так и учит".
    В.Быков
  • "Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант чтения".
    С. Маршак
  • "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"
    В. Сухомлинский
  • "Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. Чехов)

Этапы подготовки:

  1. Опрос обучающихся и анкетирование родителей   на тему.
  2. Подготовка данных социологов.
  3. Подготовка памяток для родителей.

Ход собрания

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания посвящена детскому чтению. Слайд 1

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.

В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению. Слайд 2

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Немного статистики:

  • Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;
  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;
  • Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.

Слайд3

Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам.Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Слайд4

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, слайд5

 во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. “дом без книг, подобен телу, лишенному души”. Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей

Очень важно, чтобы ваш ребенок научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Но как вы поняли, за один день всего этого не добьешься. Это большой совместный труд учителей, родителей и детей. Родители постоянно должны показывать свой интерес к книгам. В семье нужно найти 20–30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного.

 Итоги анкетирования детей:

Любят читать -13 человек

Не любят читать – 7 человек

Не очень : 4

Читают ли родители:

Да- 15

Нет- 9

 Обсуждаете прочитанное сродителями

 Нет-20

Редко-4

Слайд6

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.

На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.

Итоги техники чтения ( сентябрь, ноябрь) на листочках

Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.

Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

  1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
    2. Самозамеры.
    3. Чтение перед сном.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.

. Литературная викторина для родителей

Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой 
(С.Есенин “Берёза”)

Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”.
(Н.Некрасов “Мужичок с ноготок”)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя 
(А.Пушкин “Зимний вечер”)

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой. 
(И.Суриков “Детство”)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. 
(Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”)

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки. 
(С.Маршак “Вот какой рассеянный”)

http://player.myshared.ru/4/236916/slides/slide_7.jpg

Работа в группах.

Обсудить и найти 5 причин, которые указывают на необходимость чтения книг детьми.

Варианты ответов:

  1. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма;
  2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;
  3. Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально;
  4. Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта;
  5. Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.

В преддверии собрания был проведен опрос детей и анкетирование родителей.

Вот какой результат получили:

  • Любят читать 55% детей;
  • К сожалению, каждый второй родитель отмечает, что ребенок читает больше по необходимости;
  • Порадовало, что у всех дома есть книги для детей;
  • Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвали книгу, которую читает ребенок;
  • Обсуждают прочитанное ребенком произведение – 68% родителей;
  • Считают себя активными читателями – 48% родителей.

А вот данные социологов о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%;
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, – 10% школьников;
  • Читают развлекательную литературу – 40% детей;
  • Читают познавательную литературу – 21% детей;
  • Читают для самообразования – 10 % школьников.

Представленные цифры говорят о тенденции снижения интереса к чтению младшего школьного возраста к старшему. Кем бы ни стали выпускники школ – им жить среди людей, а значит уметь понимать их, общаться с ними, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению.

Варианты ответов :

  • Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- томоментам;
  • Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;
  • Родители сами должны показывать пример чтения;
  • Использовать маленькие родительские хитрости, поощрения.

Конечно, этот список можно продолжить. А пока я предлагаю Вам памятки с полезными советами "Как привить интерес к чтению?" 

Итак, давайте помнить, что книги помогут накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книга обогащает знаниями, организует мировосприятие ребенка, дает возможность познать и выразить себя в слове.

Решение родительского собрания:

  1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей интереса к книге, направить усилия на решение следующей задачи: систематически читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное;
  2. Организовать в своей семье вечера семейного чтения;
  3. Систематически посещать библиотеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"

Выступление на родительском собрании для родителей 5-8 классов....

Родительское собрание 9 класс "Как помочь ребенку успешно подготовиться к ОГЭ"

мТема родительского собрания в 9 классе«Как помочь ребенку успешно подготовиться к ОГЭ» Приглашены – школьный психолог,учитель русского языка,учитель математики Повестка1.​ В чем кроетс...

Родительское собрание "Роль телевидения в жизни ребенка"

Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы ...

Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать успешным"

Материал для родительского собрания по данной теме...