Работа с родителями.Консультация №3
консультация

Девайкина Наталья Васильевна

Педагогическое просвещение родителей, расширение знаний о специальных методах и приемах активизации внимания у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_no3.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация №3 Беседа -практикум

"Как помочь ребенку стать внимательным"

Цель: 

  • формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.

Задачи:

  • изучить  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;
  • повышение психолого-педагогического уровня развития родителей.

Анкета для родителей
1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к обучению. И это вполне понятно, потому учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Внимательно слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись. Но для начала давайте выясним, что же такое «внимательный ребёнок?»

3. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: “Внимательный ребёнок - это …”. (Время для выполнения задания - 3 минуты)

4. Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу.

Классный руководитель обобщает мнение участников.

Что же такое внимание?

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.

7. Практикум.

Учитель группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми.

Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах “Занимательное азбуковедение”, “Игры-шутки, игры-минутки”, “От игры к самовоспитанию”, “От игры к знаниям”.

Игры для первой группы

Игра «Не собьюсь»

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп».

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 15-20 сек. Найти вокруг себя как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т.д.

Игры для второй группы

Игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: паро-ход, звез- да. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Упражнение «Ладонь-кулак».

Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.

Игры для третьей группы

Игра «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторили за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите».

Далее идет быстрый диалог- «перестрелка».

  • Ну, начали! Повторите - «стол»
  • Играющие говорят: «стол»
  • Повторите – «окно»

Играющие говорят: «окно»

Игра «Кто быстрее соберёт»

Ведущий раскладывает на столе, стульях, полках, подоконнике 5 различных предметов. Водящий с закрытыми глазами должен быстро собрать все вещи в том порядке, который укажет ему ведущий. (! Мин)

2. Игровые упражнения.

Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).

- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

- Зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1 мин.).

Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

После завершения демонстрации игр предложить родителям проверить и их внимание. Для этого учитель предлагает провести игру на внимание. Выбирается ведущий, который будет читать небольшой рассказ. Пятеро участников по очереди должны его повторить максимально близко к тексту, не искажая факты. Выигрывает тот, кто точнее повторит этот рассказ:

Жил в одной северной деревушке столяр по имени Андерсон, искусный мастер. Однажды, перед самым Новым годом, в то время как жена и дети наряжали елку, Андерсон выскользнул потихоньку из дому. У него в сарае был приготовлен мешок с подарками, хлопушками, конфетами — разными игрушками, и он хотел нарядиться Санта-Клаусом, постучать в дверь и обрадовать таким неожиданным появлением своих Петера, Марту и Олафа.

Столяр уложил подарки на санки и потащил их к крыльцу. Дом стоял на пригорке, склон был крутой, Андерсон торопился и вдруг поскользнулся, упал прямо на санки и вниз покатился. И — хлоп! — налетел с разгона на человека, который шел по дороге, — и в сугроб, не понять, где теперь руки, где ноги.

— Очень прошу извинить меня! — сказал Андерсон, выбираясь из снега.

Памятки родителям

- помогите вашим детям стать внимательными;

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют “школой внимания”;

- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

1. В заключении  я предлагаю представителям каждой рабочей группы продолжить фразу: “Сегодня  мы поняли, что внимание…”.

- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие и желаю вам успехов в воспитании детей!

Список использованной литературы

1. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.

2. Занимательное азбуковедение / Сост. В.В Волина М., 1991.

3. Минским Е.М От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. М., 1982.

4. Пекелис В.Д. Как найти себя. М., 1989.

5. Познавательные процессы личности и методика их развития/Под ред. Е.Н Степанова. Псков, 1994.

6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М., 1993.

7. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....

Работа с родителями.Консультация №1

Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма....

Консультация для родителей «Консультации для родителей по пожарной безопасности»

Консультации для родителей по пожарной безопасности Расскажите детям о пожарной безопасностиНе секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительн...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

видео-материалы для родителей (консультации , советы психолога)

открытого занятия:Урок толерантности (круглый стол” с элементами сюжетно-ролевой игрыСсылка на ресурс: https://disk.yandex.ru/i/loZxpgaFZ3uO4A Мастер-класс ««Современная цифрова...