Консультация для родителей "Рисуем музыку"
консультация

Коляда Светлана Александровна

У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_risuem_muzyku.docx20.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«В мире музыки и красок»

          Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными.
Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко».

         Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом, дошкольникам недостаточно прямого «общения» с классической музыкой. На первых этапах прослушивания музыки необходимо проживание музыкальных интонаций в словах, т.е. ребенок должен осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства вызывает. В дальнейшем это поможет найти наиболее точный и емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественн–эстетической деятельности. В первую очередь ребенок должен просто внимательно прослушать звучащее произведение. Помогите наводящими вопросами: веселая или грустная музыка звучала, какое настроение было у него в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку? Ребенок 3-4 лет в состоянии вполне связно ответить на ваши вопросы и охотно расскажет о своем впечатлении от прослушанного произведения. Сам по себе эмоционально – образный словарь малышей довольно беден. Однако освоение его не представляет больших трудностей. Стоит взрослому использовать термин, характерный для описания изобразительного языка (например, «тусклая»), как тут же появляются вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной.) Поэтому взрослому не стоит ограничивать ассоциативные ряды, воспроизводимые детьми, даже в том случае, если они уводят от характера музыкального звучания – попытайтесь совместно найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и то ощущение, которое эти цвета вызывают.

     Перед началом рисования поинтересуйтесь у ребенка, какого цвета карандаши он хочет взять для рисунка.  Естественно, во время всего процесса снова должна звучать та же музыка. Попросите малыша рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Возьмите диск с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков»«Болезнь куклы»«Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза»«Мама»«Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком.

             Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления   (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» муз. Прокофьева, балет «Золушка») ребенок может воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки. Дети постарше 5-лет могут рисовать музыку цветными пятнами (цветовое уподобление) применяя разные техники для создания образа, близкого музыкальному.

        От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, так как любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Предположим, вы выбрали музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (например, «Зимнее утро» Чайковского, «Ночь» Р. Шумана, «Баба Яга» М. Лядова). При выборе художественной техники необходимо учитывать, что само воплощение замысла будет происходить стремительно, без мелкой детализации и вырисовывания. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, сангина, уголь. Восковые мелки и уголь хорошо сочетаются с акварелью. Однако последовательность работы с помощью этих материалов различна: акварельный подмалевок предшествует угольной графике, в то время, как в ансамбле с восковыми мелками акварель лишь достраивает графический образ, внося новые цветовые оттенки.
             Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком.

                      Наверное, нет такого человека, который бы ни разу не видел на небе яркую, красочную радугу, которая радует нас разнообразной  цветовой гаммой. А есть ли у радуги звуки?  Давайте постараемся определить настроение, характер  каждого цвета и подобрать произведение классической музыки, отталкиваясь от научного исследования.

Итак…

Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер. Такому определению вполне может соответствовать сюита Г.В Свиридова «Время вперед» из одноименного кинофильма.

Оранжевый цвет представляется нам теплым, радостным, позитивным. Воспринимая данный цвет можно прослушать пьесу А.Дворжака «Юмореска».

Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый. Данной характеристике цвета вполне может соответствовать пьеса из сюиты «Пер Гюнт»Э.Грига  «Утро».

Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает. В данном случае предлагаем прослушать  пьесу «Вальс» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».

Голубой цвет – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии. Предлагаем прослушать  пьесу композитора К. Сен-Санса «Аквариум» из сюиты«Карнавал животных».

Синий  цветэто цвет упорства, настойчивости, требовательности. Характеру данного цвета можно отнести пьесу Г.В. Свиридова «Вальс», написанную композитором к повести А.С. Пушкина «Метель».

Фиолетовый цвет – несет нам чувственность, трепетность, мечтательность. Такие же чувства передает пьеса Ф. Шуберта «Ave, Maria».

    Прослушав с ребенком то или иное произведение, предложите ему перенести свои чувства от прослушанного на бумагу. Определите преобладающий цвет рисунка.

      Вы можете сами придумать такие задания, где характер музыки перескажете изображением на бумаге. Итак, действуйте, но не забывайте, что самое главное — фантазия! Постарайтесь искреннее выразить свои чувства. Не теряйтесь, если сначала получится не то, чего бы хотелось: пусть «первый блин комом». Нужно только начать, и вы наверняка станете понимать красоту, содержание и настроение музыки глубже. 

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ «ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ»

Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможнос­ти музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле.О лечебных с...

Консультация "Интерес к музыке"

Игра на детских музыкальных инструментах не только приобщает детей к занимательному и сложному исполнительству, но и хорошо подготавливает их к будущим занятиям в школе......

Консультация Роль современной музыки

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Музыка в жизни ребенка"

Консультация  для родителей о роли музыки в жизни ребенка-дошкольника...

Консультация для родителей "Музыка в жизни ребенка".

В статье рассказыкается о роли музыки в жизни ребенка дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Музыка, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста".

Цель:Познакомить с теоретическими  основами  музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....