Повышение самооценки ребенка методами арт-терапии
консультация

Шапошникова Наталья Григорьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_samootsenki_rebenka_metodami_art-terapii1.doc619.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Повышение самооценки ребенка

методами арт-терапии»

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.

Дети с низкой самооценкой по своим интеллектуальным способностям ничем не отличаются от других детей, но во многих ситуациях внутренняя скованность, неуверенность в себе не позволяет им проявить себя. Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы неуверенностью в себе, внутренним напряжением Ребенок с низким уровнем самооценки не может проявить себя, показать хорошие результаты, свою состоятельность.

        Центральное место в работе с такими детьми занимает арт-терапия. Основным преимуществом является то, что данная форма терапии очень комфортна для клиента.

В своей работе я использую следующие виды арт-терапии, в основе которых лежат различные виды творческой деятельности.

  • Изотерапия
  • Сказкотерапия
  • Игротерапия.

ИЗОТЕРАПИЯ

Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами, где вербальный контакт затруднен.

Пальчиковая живопись

Задачи: работа с синдромом «не умею рисовать», снятие эмоционального напряжения, развитие творчества. Возраст с 2-3 лет

Ребенок опускает в гуашь пальчики или ладошку и делает отпечатки на бумаге.

Мозаика

Задачи: повышение самооценки, развитие творчества.

Для работы понадобится любая нескользящая основа, например, ласкуты фланели. Можно дать детям заготовки, например, ствол дерева, для которого  дети выкладывают пуговицами цветущую крону, или тельце павлина, для которого нужно выложить хвост. Чем младше дети, тем конкретнее подсказка. Для работы берутся доступные материалы: пуговицы, пробки, ракушки, камушки.

Рисование нитками

Задачи: повышение самооценки детей с симптомом «не умею рисовать», развитие креативности.

Взрослый, разматывая нить, показывает ребенку, каким образом, создавая на полу или столе определенные фигуры, можно с её помощью «рисовать». Затем клубок передает ребенку и просит его продолжить «рисование». После того как «рисунок» будет закончен, взрослый обсуждает с ним то, что получилось.

Каракули

Она не требует наличия художественных способностей или навыков.

Задачи: работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.

Ребенок свободно двигает карандаш по листу бумаги без цели. Получается сложный «клубок» линий, в котором следует увидеть какой-либо образ и развить его. Детей спрашивают, что происходит на рисунке, каков его сюжет. Предлагается на основе этого придумать какую-нибудь историю

Рисование пластилином

Дети могут делать с пластилином все, что угодно: рвать, катать по ладони, сплющивать. Затем пластилин размазывают по листу бумаги. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал.

Монотипия

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления

Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Изображение дорисовывается любым материалом, придается объем, дополняется коллажом.

Рисование по кругу

Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.

Ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и большой лист бумаги. Первый человек рисует голову, передает лист другому, и тот рисует тело, не глядя на голову. Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги…

Рисование в паре

Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.

Группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию.

СКАЗКОТЕРАПИЯ 

Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости, преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.

Коррекционные сказки: «Роза и ромашка» К. Киселевой, «Гадкий утенок» Г. Андерсен, «Разноцветная звездочка», «Туча», «Верить и стараться» О. Хухлаева, «Купец»

Медитативные сказки: «Гномик» В. Сперанская, «О деревьях-Характерах».

Работа над сказкой:

  • Рисование по мотивам сказки с последующим ее анализом
  • Рассказывание сказки от первого или от третьего лица.
  • Сочинение сказки: С опорой на куклы-персонажи, С опорой на слова, С опорой на детские рисунки, Сказки-перевертыши: Добрая баба-Яга, Приписывание волшебных свойств обычным предметам, Сказка по кругу (дети говорят по одному предложению, с опорой на игрушки, которые лежат на столе).
  • Постановка сказок с помощью кукол. 
  • Разыгрывание по ролям.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Для повышения самооценки используются следующие игры: «Я – король», «За что меня любит мама», «Похвалилка», «Ромашка успеха», «Комплимент со шляпой», «Главная роль», «Волшебный стул».