Главные вкладки

    ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ
    материал (11 класс) по теме

    порядина татьяна михайловна

    Занятие в "Клубе старшеклассников",

    основными задачами которого я вляются:

    1.  Установление связи между самооценкой и лидерскими качествами;

    2.   Мотивация на повышение самооценки;

    3.  Технологии повышения самооценки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trening_povysheniya_samoocenki.doc123 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ.

    Цель:  повышение самооценки старшеклассников.

    Задачи:

    Установление связи между самооценкой и лидерскими качествами;

    Мотивация на повышение самооценки;

    Технологии повышения самооценки.

    Группа №1

    •        Знакомство

    Упражнение «Снежный ком»: каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо, следить за тем, чтобы определения не повторялись. Участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое.... и т.д.

    Упражнение «Круг знакомств»: участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест. свойственный ему или придуманный, затем возвращается в круг. Все игроки повторяют его имя и движение.

    Упражнение «Расскажи мне обо мне»: участники делятся на пары. В течении 2-х минут они общаются и стараются рассказать о себе как можно больше информации. Затем по сигналу ведущего все возвращаются в круг и представляют друг друга: партнер становится за спину другого, кладет руки на плечи и говорит о партнере как о себе.

    •        Создание благоприятной психологической атмосферы

    Упражнение «От 1 до 20»: группа встает в круг. Необходимо сосчитать до 20. Если какое-то число одновременно произносят несколько человек, счет начинается сначала. Число счета можно увеличивать. Когда группа справилась с заданием, его можно усложнить. Необходимо всем присесть. Если одновременно пытаются присесть несколько человек, все начинается сначала.

    Упражнение «Ворота из глаз»: группа образует круг. Один из участников остается за дверью. Остальные договариваются, что двое рядом стоящие будут «воротами». Задача оставшегося за дверью, выйти из круга через «ворота», но сначала по глазам угадать кто из членов группы эти «ворота». Все члены группы, кроме «ворот», стараются равнодушно посматривать на того кто стоит в центре круга. Все участники, в том числе и «ворота», должны сохранять нейтральное выражение лица, однако «ворота» взглядом приглашают идти. Если он ошибается его не выпускают, если угадал, «ворота» открываются.

    •        Влияние самооценки на физическое состояние (профессиональную эффективность)

    Кинесиология - это метод тестирования мускулов, используемый в косметологии и медицине для установления диагноза.

    Цель: Это занятие демонстрирует власть позитивного и негативного мышления над нашим телом.

    Процесс:

    1. Попросите участника найти себе партнёра примерно такого же роста и комплекции и рассредоточиться по комнате. Пусть они решат кто будет «экспериментатором», а кто «объектом исследования» для первого этапа упражнения. Предупредите, что потом они поменяются местами.

    2.Перед началом упражнения дайте каждой паре следующие рекомендации:

    «объекту исследования»:

    а)        Подними руку в сторону до уровня плеча параллельно полу.

    б)        Не поднимай плечо, когда «экспериментатор» будет надавливать на запястье, иначе результат будет неверным.

    в)        Не открывай глаза во время упражнения и проговаривай фразы с как можно большей уверенностью.

    «Экспериментатору»:

    а)        Положи руку на запястье партнёра.

    б)        Сначала надавливай не сильно, постепенно увеличивай воздействие до тех пор, пока его рука не начнёт слегка двигаться.

    в)        Резко не дёргай его руку вниз, пытаясь одолеть партнёра. Это не
    принесёт результатов и может потянуть мышцы.

    3.Предложите им проделать следующий эксперимент друг на друге:

    а)        «Экспериментатор» медленно надавливает на запястье, усиливая давление до тех пор, пока она не начнёт двигаться. Это так называемая «обычная сила». Она будет эталоном для сравнения с другими результатами.

    б)        После этого «объект исследования» закрывает глаза и начинает про себя повторять следующую фразу: «я плохой».

    в)        Через 10-15 секунд «экспериментатор» опять начинает давить на запястье, а «объект исследования» сопротивляться давлению. В 99 случаях из 100 рука «объекта исследования» будет значительно слабее, чем во время «эталонного» теста, и ему будет сложно выдержать давление «экспериментатора».

    г)        Теперь «объекту исследования» предлагается повторять другую
    фразу: «Я хороший!». И эксперимент повторяется снова. В 99
    случаях из 100 «Объект исследования» будет, по меньшей мере, так же силён, как и в начале упражнения, если не больше.

    4.Обсудите, что происходило.

      5.Этапы эксперимента:

    а)        «Я плохой!»

    б)        «Я хороший!»

    в)        Неудачный опыт

    г)        Удачный опыт

    д)        «Я ненавижу ...»

    е)        «Я люблю ...»

       6.После проведения эксперимента, спросите кто из участников почувствован
      ослабление организма, когда представлял себя и других в негативном
      свете.

    Некоторые не заметят никаких изменений. Если это произойдёт, просто признайте, что это может быть. Если вас попросят объяснить этот факт, скажите, что эксперимент не оказывает подобного эффекта на некоторых людей, но концентрация на положительных эмоциях в отношении себя по меньшей мере позволит чувствовать себя лучше, и даже может способствовать личностному росту.

    Рефлексия.

    Группа №2

    •        Бодряк.

    «Белые медведи»: 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов».

    •        С+Р-П

    С - события в нашей жизни Р - реакция на эти события П - последствия, из которых мы извлекаем опыт

    Для того чтобы изменить сумму, т.е. «П», нужно изменить одно из слагаемых. Зачастую мы пытаемся изменить «С», внешние события. Часто мы это делаем в следующей форме «если бы только ...». «Если бы только учитель больше понимал меня ... Если бы только мой отец больше любил меня ... Если бы только мой парень понимал, что я чувствую ... Если бы только ...» Дело в том, что «С» - обстоятельства и окружающий нас люди - редко меняются так, как мы этого хотим. Это возможно, но не случается очень часто. Чтобы получить другие, более желанные последствия, мы должны изменить своё собственное поведение и реакцию.

    •        «Освобождаясь от прошлого»

    Цель: помощь в подведении черты под прошлым и в создании новой реальности для себя. Процесс:

    Найдите место, где вы бы могли остаться на какое-то время наедине со своими мыслями и чувствами.

    Прочитайте вопросы приложения «Подведение итогов», ответьте на них письменно или просто обдумайте. Определите чувства, которые возникают у вас и попробуйте в них разобраться (вы можете также делать эти
    упражнения в парах).

    Постарайтесь жить настоящим:

    о    на данный момент вы можете только обдумывать произошедшее;

    о   что случилось - то случилось; вы не можете изменить прошлое, но можете изменить сове отношение к нему:

    о   сейчас у вас есть возможность как-то влиять на то, что происходит в настоящий момент, не тратьте время на переживания по поводу прошлого, а сконцентрируйтесь на текущих событиях.

    4.        Когда вы почувствуете, что с помощью этих советов вы добились
    положительных результатов, не забывайте о достигнутом в будущем.

     

    «Ответственность» (Р.ГТ.В.)

    Реактивность - это реакция на то, что уже случилось. Ваше внимание сконцентрировано

    на прошлом. Реагируя, вы тратите энергию на внешнее воздействие. Проактивность - способность предвидеть потенциальные проблемы прежде, чем они возникнут, и вести себя в соответствии с создавшейся ситуацией. Ваше внимание сконцентрировано на будущем.

    Взаимодействие - способность жить настоящим и вести себя в соответствии с происходящим (то есть с тем, что согласуется с поставленной вами целью). Вы сконцентрированы на настоящем.

    Цель: научиться занимать наиболее эффективную позицию в различных ситуациях. Процесс:

    1.Разбейте группу на микрогруппы по 3 - 4 человека.

    2.Каждая микрогруппа выбирает реальную ситуацию, произошедшую в классе или школе, когда учитель отреагировал на чьи либо действия.

    3.Каждая микрогруппа представляет остальным участникам свою ситуацию в виде миниатюры.

    4.Обсудите ситуации и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

    Есть ли у вас «слабые места», которые ваши ученики могут использовать, чтобы заставить вас реагировать?

    Что делает вас уязвимым?

    Что вы можете сделать для того, чтобы больше взаимодействовать, чем быть реактивным?

    Как бы вы могли прореагировать иначе?

    5.Инсценируйте новый выход из данной ситуации.

    •        Рефлексия

    Группа №3

    •        Бодряк.

    «Дракон»: Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний «хвост». Голова должна поймать хвост.

    •        «Внутренняя улыбка»

    Цель: внутренняя улыбка - это простой, но очень действенный способ расслабления. Искренняя улыбка способна преобразовать энергию организма и направить её на объединение и оздоровление себя и окружающих. Когда вы «улыбаетесь себе», то тем самым поднимаете свой энергетический уровень и подготавливаетесь к максимальной отдаче, что помогает вам положительно настроиться по отношению к себе.

    Процесс:

    Дайте группе следующие указания: «Сядьте прямо на стуле. Поставьте ноги на ширине плеч. Положите руки на колени так, чтобы вам было удобно,
    закройте глаза и
     дышите как обычно.

    Постепенно расслабьте мышцы лица. Представьте, что вы находитесь в каком-нибудь очень располагающем к релаксации месте - возможно там, где вы чувствовали себя наиболее комфортно.

    Теперь представьте, что вы видите своё улыбающееся лицо. Ваши глаза излучают        в энергию. Почувствуйте, как улыбка расслабляет и

    разогревает ваше лицо.

    Улыбайтесь сами. А теперь перенесите эту чистую энергию на челюсти и почувствуйте, как напряжение, сковывающее их, тает от тепла вашей улыбки.

    Направьте тепло улыбки на шею, и почувствуйте, как любые неприятные ощущения исчезают.

    А теперь улыбнитесь вашему сердцу и поблагодарите его за его постоянную и необходимую работу, которую оно совершает для вас ежесекундно.
    Согрейте его теплом улыбки, и вы почувствуете, что ему стало намного легче работать. Пусть энергия вашей улыбки заполнит сердце любовью и радостью,

    Теперь улыбнитесь своим лёгким, поблагодарите их за то, что они снабжают сердце кислородом. Когда вы в очередной раз вдохнёте в лёгкие воздух, почувствуйте, как они наполняются добротой и силой.

    Теперь улыбнитесь печени и почкам, за то, что они следят за чистотой вашего организма. Вы почувствуете, что избавляетесь от злости и страха, которые испытывали.

    Теперь направьте энергию улыбки в желудок и поблагодарите его за работу, которую он делает, переваривая пищу, которую вы едите.

    Распространите тепло улыбки на мышцы ног и рук, расслабляя их.

    Ваша внутренняя улыбка расширяется и распространяется,    

          заполняя вас целиком. Вы полностью расслаблены.

    А теперь ощутите каждую частичку вашего тела.

    Прекрасно. Когда будете готовы, медленно откройте глаза и посмотрите на меня... Замечательно! Сейчас, если хотите, то можете потянуться перед тем, как мы продолжим».

    14. Проведя это упражнение вместе с группой, вы можете предложить им практиковать его дома с утра или в любое другое время, когда они просто хотят расслабиться или повысить чувство самооценки.

    • «Должен / Выбираю»

    Цель: помочь участникам осознать, что всё, что они делают в жизни, зависит от их собственного выбора, даже то, что они бы предпочли не делать. Существует много всего, что они, как им кажется, должны делать, но всё же, в большинстве случаев, у них есть выбор. Всё дело в отношении. Это упражнение может помочь участникам тренинга осознать, что они могут выбирать своё отношение.

    Процесс:

    Начните с вопроса: «Можете ли вы назвать то, что обязаны делать, но делать вам это совсем не нравится? Давайте составим список этих вещей на ватмане».

    Запишите «недовольства» участников группы на ватмане. Сделайте две колонки: «Я должен ..,», «Это вызывает во мне ...».

    После того как вы закончите список, спросите участников: «Как вы думаете, те эмоции, которые мы здесь перечислили положительные или отрицательные?»
    (Ответ:
    «Отрицательные»)

    Спросите: «Какая фраза может быть противоположна фразе «Я должен?»
    (Ответ: «Я хочу
    »)

    Спросите участников: «Что в вашей жизни, связано со словами «я хочу»? Существует ли то, что вы делаете только потому, что хотите это делать?»

    Ещё раз, запишите всё, что они ответят, на доске. Например: «Я хочу ...», «Это вызывает во мне ..,». После того как вы закончите писать это список, спросите участников: «Эти чувства положительные или отрицательные?» (Ответ: «Положительные»)

    Спросите участников: «Является ли то, что вы перечислили здесь (все «я хочу») выбором? А все «я должен», которые записаны на ватмане, это тоже выбор?
    Каким образом мы
     можем расценивать их как выбор? Имеем ли мы право выбора в том, «что должны делать»?»

    Исследуйте (на уровне чувств или действий) эту тему с участниками группы. Акцентируйте внимание на том, что мы, на самом деле, вообще не обязаны ничего делать, у нас всегда есть возможность обдумать негативные и положительные последствия какого-либо действия, а затем решить: совершить его или нет. Например: (Т - тренер, У - участник)

    Т:        Сергей, существует ли что-нибудь, что тебе совсем не нравится, но ты обязан делать?

    У:       Ходить в школу.

    Т:        А как ты думаешь, что бы случилось, если бы ты бросил школу? Какие были бы последствия?

    У:       Моим родителям сообщили бы об этом, и они бы очень рассердились.

    Т:        И что бы произошло?

    У:       Отец наказал бы меня, возможно, не выпускал бы из дома, не

    разрешил бы смотреть телевизор но выходным и давал бы меньше

    карманных денег.

    Т:        Какие другие последствия это могло бы повлечь за собой?

    У:       Ну, я бы не смог больше встречаться со своей девушкой, и она бы обиделась на меня.

    Т:        И если бы это случилось, что бы произошло с тобой?

    У:       Не знаю, наверное, впал бы в депрессию.

                   Т:        Тогда мог бы ты сейчас сказать, что ты скорее выберешь:  

                   идти в школу, или остаться под домашним арестом, потерять свою  

                    девушку и впасть в депрессию?

                   У:       Ну, конечно, идти в школу.

    9.        Объясните цель упражнения:

    Видите, в какой-то мере, наш выбор зависит от последствий действия, от которых нам не хотелось бы страдать, например: если бы вы решили бросить школу , то получили бы:

    Родительское неодобрение;

    Потерю возможности видеться с друзьями;

    Невозможность дальнейшего образования и, соответственно, устройства на хорошую работу;

    Домашний арест.

     Если же вы решаете идти в школу, то получаете положительные последствия:

    Возможность видеться с друзьями;

    Участие в интересных занятиях;

    Обучение новым навыкам;

    Занятия спортом;

    Достижение какой-либо цели.

    В любом случае выбор остается за вами.

    10.        Некоторые участники группы могут не согласиться: «Фактически это не выбор. Меня вынуждают поступать такВы можете парировать с помощью следующего наглядного примера. Задайте одному из несогласных участников следующий вопрос:

    Т:       Кроме тебя самого, кто для тебя дороже всего в жизни? Человек,

    Которого ты больше всего всего любишь и о котором больше всего заботишься? Кто это для тебя?

    У:      Моя сестра.

    Прекрасно. Теперь давай представим, что я привязал твою сестру к креслу за правую руку замкнул в устройство, похожее на наручники, к которому        прикреплен пистолет, дуло которого направлено прямо в голову сестры. Ты не можешь убрать пистолет. Он прикреплён. Другой пистолет находится в моей руке и его дуло направлено на тебя. Я приказываю тебе нажать на курок и выстрелить в сестру, иначе я убью тебя. Что бы ты сделал в этом случае?

    У:      Я бы не стал стрелять.

    Т:       Даже, если бы дуло моего пистолета было бы направлено на тебя?

    У:      Да, я никогда бы не убил свою сестру.

    Т:       Таким образом, даже под дулом пистолета, под угрозой смерти, у тебя всё же остаётся выбор, не так ли? Последствие того, что ты не выполнишь мой приказ, очень печально, но у тебя всё равно есть выбор. Никто не может заставить тебя делать что-либо, Теперь ты понимаешь это?

    11.        Нарисуйте следующую схему на ватмане:

     Хочу (положительное отношение)

    Выбор                                Должен (отрицательное отношение)

    12.        Объясните, что главное различие между «я должен» и «я хочу» заключается в вашем отношении к тому, о чём вы говорите; вы вольны определить своё отношение. Это то немногое, что есть у нас. Никто не заставляет нас выбирать для себя негативные эмоции: стыд, страх или скуку. Мы регулируем свою реакцию! Если бы вам предстояло выбрать отношение «я хочу», продолжая заниматься тем, что бы вы делали с отношением «я должен», жизнь стала бы веселее!

    Приведите пример из жизни.

    Итак, для того, чтобы изменить отношение, вам необходимо:

    Осознать то что. вы обладаете правом выбора;

    Необходимо узнать преимущества, которые вы получите для себя за сделанную работу; вознаграждение может быть как внешним (чистая кухня), так и внутренним (чувство удовлетворения).

    15.        Попросите участников поделиться тем, что, по их мнению, может выступать в роли вознаграждения за то, что они делают с отношением «я должен».

    16.        Напомните ещё раз основные моменты этого упражнения:

    Вы можете выбирать отношение к чему-либо в жизни;

    Вы можете концентрироваться на выгоде или вознаграждении

    своей работы, нежели чем на том, чего вам будет стоить её

    выполнение;

    Если. вам всё-таки предстоит выполнить какую-то работу, то

    почему бы вам не настроиться положительно и не выполнить её с радостью?

    «Я люблю себя, даже когда...»

    Цель: выполняя это упражнение, участники поймут, что необходимо хорошо

    относиться к себе при любых обстоятельствах, разграничивая два аспекта: самих себя и действия, которые они совершают. Это упражнение даёт возможность участникам признать то, что им в себе не нравится. Затем они определят, что их не устраивает и найдут способ принять себя такими, какие они есть.

    Необходимые материалы: листы бумаги (А4), цветные маркеры или карандаши.

    Процесс:

    Предложите участникам нарисовать в центре листа (А4) самого себя.

    Затем дайте следующие инструкции:

    а)        Рядом со своим рисунком маркером или карандашом напишите одну вещь, которая вам нравится в себе, то чем вы гордитесь. Речь может идти о чём угодно: о внешности, личных качествах и т.д.

    б)        Теперь переверните лист. На обратной стороне напишите одну вещь, которая вас не устраивает.

    в)        Переверните лист обратно. Напишите ещё одну вещь, которая вам нравится в себе (используйте любимый цвет). Затем переверните лист и напишите вторую вещь, которая вам не нравится в себе (используя нелюбимый цвет).

    г)        Продолжайте писать то, что вам нравится в себе на стороне с
    рисунком и то, что вам не нравится в обратной стороне, используя соответствующие маркеры для каждого пункта.

    д)        После того, как вы написали всё плохое о себе, о чём только могли подумать, прочитайте это и затем напишите над этими словами: «Я люблю себя, даже когда ...».

          е) Признайте, что вы привлекательны даже с учётом того, что вам в  

             себе не нравится. Недостатки касаются ваших действий, а не вас  

             как человека. Помните, что при любых обстоятельствах вы    

            достойны быть любимыми.

     Попросите участников вернуться в одну группу Пусть они покажут свои рисунки всем и объяснят, что им нравится в себе, а что нет.

    Когда все закончат, вы можете попросить их повесить свои рисунки на стену так, чтобы всем была видна только «положительная» сторона. Можно предложить им взять рисунки домой и повесить там.

    •        Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.

    По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведени...

    Повышение самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья

    Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Низкая самооценка детей является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не в...

    Повышение самооценки

    игры на повышение самооценки...

    ДЕВЯТЬ РЕЦЕПТОВ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ

    рекомендации по повышению самооценки...

    Тренинг повышения самооценки «Время для себя»

    Формирование позитивного принятия себя...

    Р.А.Дощинский, М.С.Смирнов ВПР Тренинг Контроль Самооценка

    Рабочая тетрадь для учащихся 5 классов для подготовки к всероссийской проверочной работе по русскому языку. Тренировочные упражнения позволяют отработать выполнение каждого из заданий ВПР. Оценить уро...