Повышение стрессоустойчивости методами арт-терапии: "Мандалы"
методическая разработка по психологии на тему

Тамара Васильевна Лисина

Методическая разработка практического занятия для педагогов "Повышение стрессоустойчивости методами арт-терапии: "Мандалы"" представляет собой конспект занятия для учителей общеобразовательных организаций, направлена на профилактику профессионального выгорания, обучению навыкам саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stressoust._mandala.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского  (юношеского) технического  творчества

Кировского  района  Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

«Повышение стрессоустойчивости методами арт-терапии: «Мандалы»»

Составили: педагог-психолог

Яровинская Анна Владимировна,

методист Лисина Тамара Васильевна

2015

Пояснительная записка.

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с использованием арт-терапии для учителей по теме «Мандалы». Разработка включает материалы для развития у преподавателей представлений о методе, упражнение, направленное на его практическое использование, рекомендации по его применению для профилактики стресса и развития навыков решения проблемных ситуаций. К методической разработке прилагается flash-ролик.

Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу для проведения занятия с педагогическим коллективом по темам профилактики профессионального выгорания, преодоление стресса, саморазвития и решение проблемных ситуаций.

Актуальность. В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения хронических стрессовых состояний у учителей, и как следствие, психосоматических расстройств и заболеваний. В то же время известно, что педагогические коллективы – это закрытые группы, преимущественно однородного гендерного состава, в работе с которыми необходимо использовать продуманный подход и тщательно подобранные  методы.

 Предлагаемая методическая разработка ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки учителям, испытывающим психоэмоциональные перегрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данной разработки помогут преподавателям не только познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния,  но и освоить нестандартный подход к решению проблем.

Тема мероприятия: Повышение стрессоустойчивости методами арт-терапии: «Мандалы».

Цель мероприятия - способствовать профилактике и сохранению психологического здоровья педагогического коллектива.

Задачи:

  • познакомить учителей с методом «Мандала»;
  • отработать навык применения метода с помощью упражнения;
  • познакомить со способами интерпретации рисунков.

Форма организации мероприятия: семинар-практикум.

Наглядный и раздаточный материал: листы белой бумаги, краски, карандаши, распечатанные приложения, буклеты.

Участники мероприятия: учителя (группа до 10 человек), педагог-психолог.

Продолжительность мероприятия: 45 минут

План проведения мероприятия.

Этап мероприятия

Содержание

Участники

Время

1.Вступительная часть

Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, цель и ожидания участников.

психолог

2 мин

2.Теоретическая часть

Мини-лекция: «Мандалы в культуре и арт-терапии»

психолог

5 мин

3. Практическая часть

1. Медитация-актуализация проблемы.

2. Рисование мандал.

3. Знакомство с цветотерапией и символикой мандал.

психолог, учителя

3 мин

20мин

10 мин

4. Подведение итогов

Обсуждение результатов

психолог, учителя

5 мин

Литература:

  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006г.
  2. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга рабочего психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1998г.
  4. Интерпретация мандал : http://highway14.ru/psixologiya/rabota-s-mandalami.html
  5. Ковалева В. Магия Мандалы. Режим доступа: http://thelib.ru/books/kovaleva_valentina/magiya_mandaly-read.html
  6. Эжени МакКвин. Мандала-круг жизни. Режим доступа: http://www.indao.info/index.php/eugenie-mcqueen-books/mandala-life-circle
  7. Картинки: Шри-янтра: https://yandex.ru/search/?text=%D1%88%D1%80%D0%B8%20%D1%8F%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0&lr=2&clid=2101081

Юнг К.: https://yandex.ru/search/?text=%D1%8E%D0%BD%D0%B3&lr=2&clid=2101081

Стоунхендж: https://yandex.ru/images/search?stype=image8&noreask=1&source=qa&text=%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%83%D0%BD%D1%85%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B6

  1. Вступительная часть

Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с арт-терапевтическим методом снижения стресса «Мандала». Я расскажу о том, что-такое мандала, как метод  используют в психологии, затем мы поработаем с собственным опытом, обсудим, что получилось. Наше занятие будет длиться 45 минут.

Есть ли вопросы по регламенту?

Давайте вспомним имена, и, называя по кругу свое имя, ответим на  вопросы: «Что я хочу узнать на занятии?, и второй вопрос – «Что я хотел бы получить от занятия?».

Ведущий проговаривает ожидания участников, затем знакомит с правилами группы (см. Приложение № 1).

  1. Теоретическая часть

«Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения».
Joan Kellogg

Мини-лекция: «Мандалы в культуре и арт-терапии».

Ма́ндала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

Существует множество значений и толкований  слова, представленных в древнеиндийской литературе:

  • на санскрите «мандала» означала  Диск, Колесо, Орбиту, Сферу, Кольцо, Область, Страну, Совокупность, Общество, Шар…
  • в Китае «мандалой» называли  блюдо для ритуальных нужд, на котором изображалась сакральная диаграмма как символическое изображение Вселенной.
  • в эзотерике «мандалой» считается изображение, означающее мир, измерение, в котором присутствуют пути  в мир спасения.

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж.

Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, шанырак юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз - мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала, снежинка под микроскопом – и радужка человеческого глаза – также мандалы.

Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. 

Размер мандалы может быть любым – от небольшой картинки в несколько сантиметров до архитектурного сооружения.

Существуют древние мандалы, изображение божеств, а также мандалы для церемоний и ритуалов. На Тибете создавались мандалы из цветного песка или крашеного риса. После ритуала или медитации они намеренно разрушались, символизируя жизненный цикл.

Одна из самых известных мандал – тантрическая Шри-Янтра, в представлении древних олицетворение устройства Космоса. На кафедре высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ под руководством Д.М. Рамендик было проведено экспериментальное исследование воздействия Шри-Мандалы на человека. Эксперименты сопровождались записью энцефалограммы. Изображенные в Шри-Янтре решетки, треугольники, звезды, параллелограммы распознаются и воспринимаются как ритмические световые вспышки, вызывающие активацию  альфа-ритма в нейронной активности коры головного мозга, что идентично для предгипнотического состояния и неглубоких стадий сна.

Первым, кто стал использовать мандалы в психологии, был Карл Густав Юнг. Аниэла Яффе, коллега Юнга говорила: «Где бы не появился символ круга: в примитивном культе солнца или в современной религии, в мифах или снах, в мандалах, нарисованных тибетскими монахами, в градостроительных планах городов или в сферических построениях древних астрономов, — он всегда указывает на единственный наиболее существенный аспект жизни — ее абсолютную завершенность».

Как считают психологи, все беспокойства и душевные трудности происходят из-за нехватки единства или из-за потери собственного центра. Творческая работа с мандалами из-за их концентрической структуры привносит нужную энергию для восстановления спокойствия, чтобы мы чувствовали себя такими же «круглыми» и цельными, как мандала.

По сути силы мандалы являются  нашими собственными силами, которые раскрываются в процессе медитации. Поработав с моделью, мы бессознательно уравновешиваем наш внутренний мир, находим баланс внутренних и внешних сил и, кроме того, развиваемся.

Что же дает работа с мандалой?

Умственное и телесное расслабление. С помощью рассматривания или создания мандалы вы можете познать самого себя и мир вокруг вас.

Сочетание работы с мандалой и медитации дают большую концентрацию, внутренние процессы более направлены, ориентированы на цель медитации (это может быть и расслабление, и визуализация, и работа с иными задачами).

Когда можно использовать мандалы:

  • невозможность сосредоточиться на чем-то
  • слишком частые ошибки в работе
  • ухудшение памяти
  • слишком часто возникает чувство усталости
  • мысли часто улетучиваются
  • довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  • повышенная возбудимость
  • работа не представляет прежней радости
  • потеря чувства юмора
  • резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
  • пристрастие к алкогольным напиткам
  • постоянное ощущение недоедания
  • пропадает аппетит, потерян вкус к еде
  • невозможность вовремя закончить работу

Таким образом, мандалы можно использовать для снижения уровня стресса и психоэмоционального напряжения. Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость и отношение к этой ситуации.

И сейчас мы попробуем использовать мандалы для решения наших задач.

  1. Практическая часть

3.1. Медитация-актуализация проблемы.

Сядьте так, как Вам удобно,………………..закрываем глаза……….почувствуйте, как ноги удобно стоят на полу, спина опирается на спинку стула…..стул поддерживает вас. Вы слышите все звуки, которые приходят…… Представьте, что вы оказались в мягком белом тумане……….он окутывает вас с ног до головы. Сделайте мысленно кувырок вперед……….еще один……….и еще один. Туман рассеивается, и вы оказываетесь в кинозале. На экране – ваша ситуация, вызвающая у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние. Это м.б. личная жизнь, взаимоотношения, поиск своего места в творчестве, духовном пути, ситуация, которая кажется вам неразрешимой, чувство, которое не можете описать или отпустить, человек, позвольте ей появиться…..проявиться…., если можно заполнить вас….

Если можете вы входите в нее и растворяетесь в ней. Вы чувствуете запахи, цвета, время года, вашу одежду.

Вы полностью окунаетесь в эту ситуацию, вы в ней находитесь. Не теряя этого состояния, чувства, когда вы будете готовы, открываете глаза и в своем темпе начинаете рисовать свою мандалу.

По желанию ведущего можно включить музыкальное сопровождение (см. Приложение № 2).

  1. Знакомство с цветотерапией и символикой мандал.

Когда работа с мандалами подходит к концу и у большей части группы готовы рисунки, психолог выводит на экран или вешает на доске значение цветов в мандале:

Красный

Это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия.

Много красного цвета в мандале показывает нам, что много гнева и агрессии накопилось, и им надо дать приемлемый выход через трансформацию, направить эту энергию на творчество и реализацию.

Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения. Желательно, чтобы он присутствовал хотя бы в сложных цветах. Например, в розовом, фиолетовом, оранжевом.

Синий (голубой)

Голубой цвет отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это принятие и символ доброй матери. Он обычно говорит о возрождении и расширении. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией. Тёмный, мутный синий цвет — это пожирающее материнское начало, конфликтные отношения с матерью и негативное отношение к своей женской энергии, женскому началу.

Жёлтый

Жёлтый цвет — это индивидуальность, наша миссия. Для женщин, это Анимус. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами.

Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества:

Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.

Персиковый — чувственность, телесность, телесная сексуальность.

Розовый — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь.

Лавандовый — духовное пробуждение, добродетель, возрождение.

Фиолетовый (яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери.

Лилово-фиолетовый — развитие, идентификация, центрированность на себя, жизнь, живущая для себя.

Оранжевый — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом.

Зелёный — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе.

Коричневый — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий.

Серый — безнадёжность, депрессия, вина.

Белый — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Белый — это все цвета, ещё не проявленные на свои спектры.

Чёрный — тайна, смерть-возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса.

На что следует обратить внимание на рисунке

Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. (Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности.) Незаполненный, пустой центр говорит о готовности к переменам.

Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Благоприятный̆ признак – граница обведена цветной линией. Отсутствие границ – возможно, человек испытывает внутреннее беспокойство.

Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

Пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

Симметрия внутри круга говорит о внутренней̆ гармонии с самим собой.

Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

Дополнительную интерпретацию можно получить, соотнеся рисунок со стадией архетипического круга Джоан Келлог (см. Приложение № 3).

 

  1. Подведение итогов

Итак, наше занятие подошло к концу. Мы познакомились с понятием мандала, ее символикой, значением, узнали, в каких случаях и как можно использовать, а также затронули свой личный опыт.

Сейчас я попрошу Вас поделиться своими впечатлениями, сказать, с каким настроением вы уходите, есть ли представление о том, как можно использовать эти знания в вашей жизни.

Приложение № 1

ПРАВИЛА ГРУППЫ

  1. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
  2. Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  3. ЗДЕСЬ-И-ТЕПЕРЬ
  4. STOP
  5. НЕ ПЕРЕБИВАТЬ
  6. БЕЗОЦЕНОЧНОСТЬ
  7. АКТИВНОСТЬ

Приложение № 3

Стадии архетипического круга Джоан Келлог

Необходимо учитывать, что любой символ или цвет в мандале  двояк. Он может означать как «хорошее», так и «плохое». Интерпретация в ту или иную сторону зависит от контекста рисунка, опыта, интуиции и… здравого смысла))).

Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит: Мандалы как таковой – нет. Вместо рисунка мандалы – кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Впрочем, любого цвета, на любом фоне. У рисунка отсутствует «тело круга», повторю, видна только окружность.

Расшифровка: В данный момент вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующие рождению», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чёрнозём. Зерна, которое очень скоро «взорвётся» зелёным ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит: Появляется «тело круга», но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной круг на цветном фоне. Белый круг на чёрном фоне. Чёрный круг на белом фоне. Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся также мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка: Возвращение «на землю», ощущение единения с материей, с землёй, с матерью. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземлённости. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит: Любые рисунки типа «американский флаг», то есть – обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный геральдическими линиями, снежинки, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой – россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блёстки. В то же время, главное ощущение от такой мандалы – текучесть или лёгкость, мерцание и переливы.

Расшифровка: Ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство. (Регресс может быть как «хорошим», так и «плохим»).Вы готовы к полному принятию мира, вы готовы доверять. Мироощущение: «Всё связано со всем и отражается во всём». Тяга к мифологическому мышлению, отказ от рациональности, бытие в противоположность «деянию».

Третья Стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»

Как выглядит: Очень простая мандала. Выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница. Пуповина.

Расшифровка: Лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта — к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости. Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого ещё не видно света.

Четвёртая стадия «Начало»

Как выглядит: Любой рисунок с чётким символом, расположенным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг; любой символ в центре, треугольник, точка, «запятая», «человечек», глаз, сердце, цветок. Эмбрион в чреве. Готическая «розетка», роза.

Расшифровка: Картина, отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако – в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто «никогда не имел своего Я».

Пятая Стадия «Мишень»

Как выглядит: Мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали – мандала часто выглядит «объёмной».Серии концентрических кругов.

Расшифровка: Высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим — чёткими ритуальными действиями оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос, искусственно упорядоченной структурой. Поиск сильного покровителя.«Магическое мышление», невроз навязчивых состояний, попытка вести упорядоченный образ жизни, закрытость. Внешний мир воспринимается как угроза. Стремление «всё объяснять», сводить к простым формулам.

Шестая стадия «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит: Круг мандалы разделён пополам – вертикально или горизонтально. Чёткая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделённые линией горизонта, разделённые морем.

Расшифровка: Настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут».Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит: Рисунки, на которых изображён: либо вертикально стоящий крест, либо квадрат, вписанный в круг. В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка: Мандалы с крестами: Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка — высокая и не завышенная.Поза «раскинув руки, стою на вершине горы». Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса. Мандалы с квадратом, вписанным в круг: архетип закрытого от посторонних глаз зачарованного сада или внутреннего двора —патио, где растут чудесные плоды и бьют струи волшебного фонтана. Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности, даже — своего дома, даже — покупка «клочка земли», «заземление» вообще, иногда желание и отличная возможность переселиться жить в деревню, в свою комнату, в свою квартиру. Ощущение себя «Хозяином», землевладельцем, позитивное домоседство.

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит: Пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности — прямостояние). Человек Леонардо. Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику. Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка: «Открытие тела». Человек с удивлением узнаёт, что у него есть … тело. Период «телесности». Радость от обладания телом, радость от способности двигаться, ходить, давать телу физическую нагрузку — даже колоть дрова. Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение Действием и любой двигательной активностью. Показано начать учиться танцевать, бегать, рискнуть отправиться в турпоход.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит: Красивые, симметричные рисунки (или явно стремящиеся к симметрии и красоте – не все умеют рисовать). Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом, Солнце, многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звёзды, многолепестковые цветы, «правильные» буддийские мандалы.

Расшифровка: Вы находитесь в данный момент – в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение — устойчиво. Однако, стереотипное «зацикливание» на такой мандале – нехорошо. Если эта «супер»-мандала явно не кажется «позитивной», то она может означать следующее. Эта мандала вообще-то открывает тему «Я и Мир», «Я и социум», как вы ощущаете это в данный момент. Вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять. Либо вы находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чуждой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота Смерти»

Как выглядит:

  • «поверженныйй» Икс-образный (или — диагональный) крест,
  • перекрёсток дорог,
  • круг, разделённый на четыре (не связанных воедино центром) фрагмента,
  • треугольник вершиной вниз.

Расшифровка: Необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради…», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нём силы для нового роста, возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-Персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней Логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит:

  • Месиво, отсутствует ощущение «целостности рисунка». (Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов).
  • Капкан, зубастая пасть, vagina dentata, яма с острыми краями – в качестве центра (такой центр — исключение).

Расшифровка: Сейчас вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие – накипело. Вы – шут, юродивый, служитель культа Шивы, обмазанный человеческим пеплом. Так юродствуйте. Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации. Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?» «Какой я мельник? Я — ворон!..» Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который вы, возможно, даже не осознаёте. Фрустрация подлинных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит: Струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты; зелёные ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся» из-под земли к свету. Очень часто изображение выплёскивается за границы круга. В отличие от «звёздочек» и «блёсток» стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка: Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюблённости, влюблённости в жизнь. Стремление к «естественной красоте», неприятие всего «искусственного», «цивилизованного», «ограничивающего», обретение своего Пути, стиля, разрешение загадки-коана, «ага-эффект», понимание и обретение смысла жизни, торжество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний

В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....

Статья "Методы повышения стрессоустойчивости педагога"

В данной статье говорится об организации психологической поддержки в условиях профессиональной деятельности педагога. Сегодня не каждый педагог владеет навыками саморегуляции, однако, это самый правил...

Презентация «Инновационные технологии, методы и приёмы в формировании стрессоустойчивости школьников на уроках технологии»

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют раз...

Инновационные технологии, методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии.

Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Принципы, методы и приёмы здоровьесберегающиего урока...

Новые формы, методы и технологии повышения компетентности руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации

В статье раскрываются инновационные технологии повышения квалификации руководителя образовательной организации для успешного формирования профессионализма и компетентности в управленческой деятельност...