"Особенности альтернативной коммуникации детей с ОВЗ."
статья

Общение пронизывает, объединяет и обуславливает три основополагающих вида деятельности человека: познание, учение и труд. Однако навык общения не является врожденным, поэтому овладеть им и достичь определенных успехов можно только через специально организованный процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya_dlya_detey_s_ovz.docx13.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности альтернативной коммуникации детей с ОВЗ.

Общение пронизывает, объединяет и обуславливает три основополагающих вида деятельности человека: познание, учение и труд. Однако навык общения не является врожденным, поэтому овладеть им и достичь определенных успехов можно только через специально организованный процесс обучения.

Общение предполагает как передачу информации, так и передачу эмоциональных состояний. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму. Однако для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, в том числе с доречевой коммуникации, а также должно предполагать целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации.

Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Цель коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» – формирование коммуникативных навыков с  использованием предметных, пиктографических и мануальных символов, а так же сигналов тела, средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие задачи:

  1. учить аккумулировать и актуализировать доречевой и речевой опыт;
  2. формировать и развивать речевое внимание;
  3. учить пользоваться мануальными и графическими символами;
  4. формировать и развивать умение выражать потребности, предпочтения, желания при помощи мануальных и графических символов;
  5. способствовать созданию условий для формирования и развития эмоционально-личностной активности ученика.

Данный коррекционный курс является междисциплинарным, связывающим между собой другие предметные области и коррекционные курсы, обучение по которым проходит на основе речевой организации педагогического процесса.

Программа курса направлена на овладение детьми, доступными их психофизическому развитию, средствами общения. Для обучающихся, у которых отсутствуют намеренные коммуникативные попытки, используется базальная коммуникация.  При этом организация и проведение занятий могут быть поэтапными(установление контакта, создание коммуникативной ситуации, исполнение). При реализации курса «Альтернативная коммуникация» целесообразно использовать методы поддерживающей коммуникации, позволяющие через взгляд, мимику, указательные жесты, изображения, символы, электронные средства привлечь детей к общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

Сообщение на тему: «Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с ТУО»

Сообщение на тему: «Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с ТУО» ...

«Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Логопед», методика предъявления социально - значимых жестов для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Для помощи ребенку с ОВЗ в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны,...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана ...

Методическая разработка на тему "Системы альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями".

Системы альтернативной коммуникации  у детей с тяжелыми множественными нарушениями...

Статья на тему "Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"

quot;Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"...

Опыт работы по подбору средств альтернативной коммуникации детям с отклонениями в умственном развитии

Коммуникация Альтернативная коммуникация Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен ин...