Организация коррекционно-речевой работы с ребенком дома.
консультация

Мартыненко Людмила Александровна

Именно индивидуальная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду, но занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-речевой работы

с ребенком дома.

Уважаемые родители, помните:

Во-первых, каждый ребенок индивидуален: один запоминает на слух, другой усваивает визуально, третий через тактильные ощущения, а четвертому нужно все в комплексе, поэтому к каждому ребенку нужен дифференцированный подход, т.е. задания, предъявляемый материал должны соответствовать возрасту, индивидуально-психическим особенностям ребенка.  Например, с гиперактивным ребенком  - повторять чистоговорки прыгая; с медлительным, робким, спокойным - устраивать соревнования, воодушевлять, хвалить за разученную считалку, за правильно выполненные упражнения.

Во-вторых, все упражнения, речевой материал, который дается в индивидуальной тетради ребенка, должен повторяться ежедневно по нескольку раз. Только многократными тренировками можно добиться положительного результата.

Именно индивидуальная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду, но занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в домашних условиях.

 

         Индивидуальную работу родителей можно разделить на три этапа:

  1. развитие моторных навыков;
  2. автоматизация и дифференциация поставленного логопедом звука;
  3. введение звука в свободную, самостоятельную речь ребенка.

          Первый этап самый знакомый – это развитие моторики. Он включает в себя артикуляционную, пальчиковую гимнастику и общие физические упражнения, направленные на координацию речи с движением. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, развито речевое дыхание, а так же если он умеет владеть своим голосом. Для этого и выполняются артикуляционные упражнения. Выполнять их эффективней перед зеркалом. Взрослый может сесть рядом с ребенком и, глядя в зеркало, играть в лягушат, обезьянок, бульдогов, котят. Игры и упражнения, которые способствуют согласованию артикуляционных движений, движений пальцев рук, общей моторики помогают ускорить процесс постановки звуков речи.

          Этап автоматизации и  дифференциации  является зачастую самым трудным и длительным. Как правило, гораздо быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей. Поэтому обязательный контроль со стороны родителей за произношением ребенка крайне необходим. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкнет к новым звукам с правильной артикуляцией. Для этого правильный звук проговаривается в слогах, словах, чистоговорках, словосочетаниях и предложениях, звучалках, считалках, в рифмованных миниатюрах, потешках, скороговорках максимально насыщенных изучаемым звуком. Слоговые цепочки, рифмованные строчки способствуют развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти. Ритмичные строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий, начинают сами экспериментировать со словами и фразами. Роль скороговорок, как речевого материала, велика, и справедлива мысль о том, что «скороговорки – этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка». Скороговорки построены на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего насыщены одинаковыми звуками, поэтому с успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков во фразе, их различении, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции), но и в качестве упражнений для тренировки и  совершенствования голосового аппарата (повтори скороговорку тихо, громко), для выработки умения пользоваться различным темпом (медленно, умеренно, быстро).

         При введении звука в самостоятельную речь ребенка большую роль играют сюжетные картины, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, фантазирование детей на заданную тему. В процессе наблюдений за природными явлениями, за социально-приемлемыми отношениями в быту, в процессе посильной трудовой деятельности дети постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие вокруг них, а также  с помощью взрослых закрепляют полученные речевые навыки и умения.

Таким образом, систематическое выполнение упражнений и переход от более простых к более сложным видам речевой деятельности, от элементарного повторения слогов и слов к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, изображенных на картине, воспроизведению по памяти стихов, загадок далее – к развернутому ответу на вопросы, рассказу по серии картин, и, наконец, к свободному разговору – все это требует огромного терпения, опыта и искусства не только от логопеда, но и от родителей.

                  Л.А. Мартыненко,

учитель-логопед МАДОУ №75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Живой звук" организация единого коррекционно- речевого режима в логопедической группе и в семьях воспитанников.

Совместная работа педагогов логопедической группы с семьями воспитанников....

Домашнее задание и организация индивидуальной помощи ребенку дома.

Домашнее задание нужно для того, чтобы ученики закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самосто...

Инновационный проект «Живой звук» организация единого коррекционно-речевого режима в логопедической группе и в семьях воспитанников.

Чтобы получить положительные результаты по формированию правильной речи ребенка дошкольника, требуется установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединяя их в одну ком...

Рекомендации по организации предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома.

Рекомендации по организации предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома....

Памятка для родителей "Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему пользу, а не вред"

Памятка для родителей "Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему пользу, а не вред"...