Роль дидактических игр в речевом развитии
консультация

Савченко Татьяна Викторовна

дидактические игры, их роль в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дидактических игр для развития речи

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А.С. Макаренко      Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.      Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.      Дидактические игры развивают речь детей: - пополняется и активизируется словарь; - формируется правильное звукопроизношение; - развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.      Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется  в неразрывной связи. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.      Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.      В основу всех видов игр по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.      Виды дидактических игр:      Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.      Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.        Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей      Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии. Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются по собственной инициативе, берут на себя роли, сами определяют сюжет игры, распределяют игровой материал, выполняют те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание они берут из окружающей жизни. Отражают в игре дети те моменты, которые привлекли особый интерес, внимание. Конечно же, все это возможно лишь при условии, что дети уже в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.      Развивающее значение игры очень огромно и многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, формируются взаимоотношения между детьми, происходит становление самооценки и самосознания, развивается мышление, речь, воля, чувства, способность к моделированию. Игра обогащает детей знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.      Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться... Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед. Сюжетно - ролевая игра - обучающая игра, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение дошкольников в различных речевых ситуациях. Сюжетно - ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.      Современный мир не стоит на месте, появляются все новые и новые профессии. Окружающий мир ребенка разнообразен и интересен малышу. Поэтому необходимо уделять больше времени игре с малышом, а не занятиям, которые он успешно освоит в школе, если его научить играть. Играть необходимо с интересом и получением необходимой информации для дошкольника. Сам ребенок не научится правильно играть, говорить: всему этому должны научить мы, взрослые. Ведь для этого необходимо порой правильно, четко произнести слово, задать несложный вопрос и помочь построить ответ. Тогда у наших детей будет хорошо развита диалогическая речь, умственные способности, любовь, забота к ближнему.      Сюжетно - ролевая игра - ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра - активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими детьми осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.      Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.      «Дом - Семья», «Детский сад», «Школа», «Библиотека», «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница», «Аптека», «Магазин», «Швейное ателье», «Фотоателье», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Строительство», «Зоопарк», «Цирк», «В кафе», и другие. Заключение      Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.      Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.      Основная педагогическая задача - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребенка? Это учить его разговаривать. Говорить - это, значит, владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательными к ним. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.      Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.      Дидактическая игра, как форма обучения детей, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.      Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. В каждой игре заложен потенциал развития словарной деятельности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.      Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.      Эффективность постоянного применения дидактических игр при развитии речи детей дошкольного возраста очень высока. Теория и практика использования дидактической игры в учебно-воспитательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики дошкольного воспитания.      Применение дидактических игр на этапе развития речи не только обосновано, но и необходимо с целью всестороннего развития речи детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в познавательно-речевом развитии

Роль сказки в познавательно-речевом развитииребёнка дошкольного возраста.И снова сказка, умница и прелесть,приходит к нам на помощь.Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каж...

Роль семьи в формировании речевого развития ребенка

В условиях школы низкий уровень развития речи является одним из главных препятствий в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в полноценном общении со сверстниками и взрослыми, тормоз...

Семинар для родителей " Роль детской книги в речевом развитии ребенка"

Детская книга рассматривается как средство умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоос­новой воспитания. По словам В. ...

«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В статье речь идет об  актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...