Коррекционно - развивающая программа
консультация

Клочко Светлана Владимировна

" Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsii_melkoy_motoriki.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ «РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»                                        

Коррекционно-развивающая программа

«Развитие мелкой моторики как основы формирования

графических навыков письма

у младших школьников с нарушением интеллекта »

Составитель: Клочко С.В.

учитель-дефектолог

Радужный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом. Это объясняется длительностью и продолжительность формирования данного процесса, а также недостаточностью развития руки, кисти, ручных умений или, мелкой пальцевой моторики, что проявляется в искажении формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанности и «заборности» письма, а несформированность навыка зрительнодвигательных  образов  буквенных знаков отражается в неумении писать буквы связно.

Ключевым понятием в системе обучения письму является «графика». Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики.

Развитие мелкой моторики (достаточность развития руки, кисти, ручных умений) является «основой» для формирования графических навыков письма младших учащихся с нарушением интеллекта.

Актуальность коррекционно - развивающей программы определяется «базовой» значимостью письма для всего дальнейшего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по развитию мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма включает в себя следующие направления работы:

  • Упражнения на развитие и коррекцию глазодвигательной координации (согласованность действия глаза и руки);
  • Упражнения на развитие подвижности пальцев  рук;
  • Упражнения на стимулирование развития речедвигательных центров;
  • Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование ручной умелости;
  • Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Упражнения для подготовки пальцев рук к правильному овладению пишущим предметом.

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма.

Программа рассчитана для учащихся с 1 по 4 классы для детей с особенностями психофизического развития. Комплексы упражнений составлены с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

Программа состоит из пояснительной записки, основной части и приложения с описанием порядка выполнения упражнений.

Основная часть включает 5 комплексов упражнений, решающие основные задачи развития мелкой моторики, а также диагностический материал для оценки уровня сформированности графических навыков.

Режим выполнения упражнений предполагает применение комплексов перед началом уроков, связанных с совершенствованием мелкой моторики. Такие как русский язык, изобразительная деятельность, трудовое воспитание.

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.

(описание упражнения и руководство к выполнению см. Приложение №1) Продолжительность около 5 мин.

                              Комплекс №1.

        1,2 классы                                     3,4 классы

  1. Упражнение с мячом-ёжиком.        1. «Ослик»
  2. «Волшебный коврик»                      2. «Нанизывание»
  3. «Засолка капусты»                            3. «Домик»

                             

                             Комплекс №2.

  1. «Карандаш»                                       1. «Засолка капусты»
  2.  «Лыжи»                                             2. «Колечко 2»
  3. «Колечко 1»                                       3. «Волшебный коврик»

                                                                     

                                  Комплекс №3.

  1. «Волшебный коврик»                           1. «Упражнение с мячом-ёжиком»
  2. «Ослик»                                                  2. «Нанизывание»
  3. «Нанизывание»                                      3. «Лыжи»

                                                                4. «Домик»

                         

                        Комплекс №4.

  1. «Упражнение с мячом-ёжиком»         1. «Карандаш»
  2. «Колечко 1»                                           2. «Колечко 2»
  3.  «Засолка капусты»                               3. «Ослик»                            

                                                               4.«Засолка капусты»

                       

                          Комплекс №5.

  1. «Лыжи»                                                  1. «Нанизывание»
  2.  «Домик»                                                2. «Волшебный коврик»
  3.  «Ослик»                                                 3. «Домик»

В ходе коррекционной работы:

Учащиеся должны знать:

Технику выполнения упражнения

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно выполнять комплексы упражнения

Выполнять упражнения по инструкции.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Для определения уровня сформированности графических навыков письма для учащихся с ОВЗ начавших обучение в учреждении, так и для тех кто использует комплексы упражнений, предлагается пройти графический тест (в начале, середине, и конце учебного года). Тест представлен в 2-х вариантах для 1,2 классов, а также для 3,4 классов:

1 вариант (1,2 класс) «Продолжить ряд»

2 вариант (3,4 класс) «Продолжить ряд»

Оценка уровня сформированности графического навыка осуществляется по следующим параметрам:

  1. Характер линий (ровный/неровный, прямой/искаженный, нажим)
  2. Размер элементов (соответствует образцу/не соответствует)
  3. Форма элементов (соответствует/не соответствует образцу)
  4. Наклон
  5. Отклонение от строчки
  6. Последовательность элементов

Приложение №1

Руководство к выполнению упражнений

по развитию мелкой моторики.

        КАРАНДАШ

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 

            «ОСЛИК»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

Зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

Упражнение с мячом-ёжиком.

Разминочное упражнение с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

             «Лыжи»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах":

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

         «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

(Разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно)

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно)

               «Волшебный коврик»

На лоскуте ткани прикреплены палочки многогранной формы на различном расстоянии друг от друга. При выполнении упражнения дети сидят на местах, указательным и средним пальцами попеременно наступают на каждую палочку, сопровождая словами:

Наши пальчики, как ноги

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.

(по окончании коврика ладонь полностью ложится на стол, имитируя падение)

«Нанизывание»

В одну руку ребенок берет палочку, а другой рукой нанизывает колечки, захватывая их «пинцетным» способом.

«Колечко 1»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца:

Медвежонок в гости шел

К рыжей белочке зашел,

И на озеро к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка.

«Колечко 2»

Речевое сопровождение то же (см. выше). Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем на пальцы правой.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)

Мы морковку трем

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитии, реализуемые в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Для детей с глубокой умственной отсталостью (4 года обучения) разработаны коррекционные программы:- социально-бытовой адаптации (СБА), на занятии СБА формируется эмоционально-волевой статус, приобрета...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...