Эмоциональный контакт мамы и малыша
статья

Огиренко Екатерина Валерьевна

В статье раскрывается важность установления эмоциональной связи мамы и новорожденного

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://agulife.ru/uploads/media/content/0001/04/6104f9605fedfcb2ef0446854027ea447e1557b3.jpeg

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ С МАЛЫШОМ

Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания.

Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни. Вынашивая малыша, она ведет мысленный диалог со своим сыночком или дочуркой, придумывает имя, разговаривает, читает книги, слушает музыку. Правильно питаясь и поддерживая позитивный настрой, мама передает малышу крепкое здоровье и оптимистичное отношение к жизни. Готовить вещи для новорожденного, обустраивать детскую комнату — это тоже канал общения с ребенком, который еще не появился на свет, но уже всецело занимает мысли будущих родителей.

И наконец, рождение ребенка закрепляет эмоциональную связь, делает ее реальной. 

Установление контакта после рождения — это возврат к тому единству, которое было у женщины и будущего ребенка в их общей вселенной. В «прежней» жизни малыш получал питание от мамы через пуповину; теперь, после того как она перерезана, в «этой» жизни мама начинает давать ему молоко, заботу, уход и все свое внимание.

ОБЩЕНИЕ С МАЛЫШОМ СРАЗУ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ

В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций.

В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.

Реакцией мам на такое поведение было резкое возрастание уровня окситоцина (гормона привязанности и удовольствия). Исследователи сделали вывод, что новорожденные используют доступные им двигательные навыки для стимуляции выработки окситоцина у матери и, как следствие, для налаживания первого контакта. Поскольку окситоцин отвечает за эмоциональное состояние, после родов он позволяет женщине расслабиться и отдать молоко, которое начинает вырабатываться под воздействием другого гормона — пролактина, выделяющегося, когда малыш сосет грудь. Окситоцин также вызывает сокращения матки и уменьшает послеродовое кровотечение, что ускоряет наступление восстановительного послеродового периода.

Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ ПОСЛЕ РОДОВ

https://agulife.ru/uploads/media/content/0001/04/thumb_3679_content_small.jpeg

  • Ребенок успокаивается, считается, что впоследствии он будет меньше плакать.
  • Устанавливаются и остаются стабильными температура тела малыша (в норме — 36,5 – 37,5 °С), уровень глюкозы в крови, сердцебиение и кровяное давление.
  • Организм малыша заселяется бактериями, обитающими на теле мамы; в комплексе с грудным вскармливанием это считается важной профилактикой аллергии.
  • Становится возможным первый контакт глаз, что, как полагают, важно для установления крепкой эмоциональной связи.
  • Стимулируется поисковый рефлекс: выложенный на живот мамы малыш через некоторое время начинает искать грудь и прикладывается к ней.
  • У недоношенных малышей снижается потребность в кислороде и стабилизируются другие показатели общего состояния.
  • Дети, которые находятся в кожном контакте с матерью с самого рождения, с большей вероятностью смогут правильно взять грудь без посторонней помощи.
  • Повышается вероятность длительного грудного вскармливания.

ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ КАК СПОСОБ НАЛАДИТЬ КОНТАКТ

Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.

Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.

Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.

Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:

  • Возьмите ребенка на руки;
  • Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
  • Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
  • Поддерживайте контакт глаз;
  • Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.

ПРИВЯЗАННОСТЬ МАМЫ И РЕБЕНКА

Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека. Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими. Привязанность создается постепенно.

  • Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз.
  • Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама).
  • Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение.
  • Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.

Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.

Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАМЕ

Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания. Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви.

  • Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира.
  • По некоторым данным, существует зависимость между тем, сколько времени ребенок проводит в контакте с мамой, и частотой его плача в последующие два года, а также некоторыми проблемами психологического порядка в подростковом и старшем возрасте.
  • Дети с глубокой привязанностью к маме (если это чувство взаимно) успешнее социализируются в будущем, демонстрируют более высокие показатели по сравнению со своими сверстниками, если сравнить такие аспекты, как успеваемость в школе, познавательная активность в раннем детстве, интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.

Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.

ДИАЛОГ МАМЫ И МАЛЫШАhttps://agulife.ru/uploads/media/content/0001/04/thumb_3680_content_small.jpeg

Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.

При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».

Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.

Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.

  • «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими.
  • Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность.
  • Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.

Процесс узнавания друг друга, привыкания друг к другу — взаимный, малыш не является пассивным объектом манипуляций мамы. Своими реакциями он регулирует материнское поведение — инициируя контакт, поддерживая его или прекращая. Можно говорить о том, что не только мама социализирует младенца, но и младенец обучает и воспитывает маму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком

Сенсорные игры являются эффективным средством  для установления эмоционального контакта  с аутичным ребенком при условии ориентации на его структуру уровневой эмоциональной регуляции и...

Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни

В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым

В методической разработке даются показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Тренинг положительного эмоционального контакта

Этот материал поможет психологу в проведении занятия на ознакомление с эмоциональным общением обучающихся старших классов....

Памятка для родителей "6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребенком"

Памятка для родителей "6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребенком"...