Родительское собрание «В чем заключается работа логопеда? Как сделать ее эффективнее?»
консультация

Галкина Татьяна Валерьевна

Данные материалы можно использовать на первом родительском собрании с целью ознакомления родителей со сроками  онтогенеза речевого развития в норме, и работой учителя-логопеда в случае не соответствия этой нормы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила учитель-логопед

Галкина Т.В.

Родительское собрание «В чем заключается работа логопеда? Как сделать ее эффективнее?»

Цели и задачи:

1. Расширить представления родителей о речевых патологиях и путях их коррекции;

2. Нацелить родителей на взаимодействие и сотрудничество;

3. Выявить родителей, готовых сотрудничать в вопросах коррекции речи их детей.

1. Приветствие.

    Здравствуйте, уважаемые родители! У каждого из Вас лист формата А-4. На нем вы видите   таблицы, которые  в процессе работы мы  будем заполнять. Главная таблица №1 - в ней  мы будем записывать  выводы, которые сделаем в процессе нашего общения.

    Конечно же, вы любите своих детей, иначе не пришли бы сюда сегодня. Начнём с упражнения "Похвали своего ребенка". Передавая мячик соседу, охарактеризуйте своего ребенка тремя положительными качествами.

Вывод (записывают в таблицу): важно видеть в своем ребёнке положительное и уметь его хвалить.

    Назовите, какими словами Вы можете похвалить и подбодрить  ребенка:

-У тебя все получится!

-Ты идешь вперед! Ту умеешь преодолевать трудности!

-Не бойся ошибок, они пойдут тебе только на пользу!

-Это твой успех!  

-Это настоящая победа!  

 -Я горжусь тобой!  

- Я тебя поздравляю!

-Я за тебя рада!

 - Я в тебя верю!  

- У тебя всегда будет хорошо получаться так же, как сейчас!

-Ты так быстро всему учишься!

 - Это лучше, чем всегда!

 -Ты - лучший!  

2. Знакомство родителей с этапы развития речи детей.

   При благополучном  ходе своего развития ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но прежде чем он сможет произносить звуки, ему необходимо пройти доречевой период. В этом периоде он неосознанно упражняется в артикуляции отдельных звуков, их комбинаций, различении слуховых образов.

   Показатели же моторного развития первого года  жизни указывают на возможные речевые проблемы у детей (немодулированный, однотонный  крик  -  на последующие речевые проблемы у детей и, что тревожно, на возможные проблемы интеллекта; если ребенок поздно начал ходить, то у него возможны трудности построения связного высказывания); искусственное вскармливание может привести к формированию неправильного прикуса и слабости жевательных мышц, что обязательно отразится на качестве  звукопроизношения; аденоиды, частые ОРЗ  приводят к кислородному голоданию мозга и, в конечном итоге, к ЗРР; избыточный вес ребенка ведет к малоподвижному образу жизни, а значит к бедности тактильных и двигательных ощущений, которые формируют образы, а значит и к бедности его речи, позднем у формированию словесно-логического мышления.

В таблице под №2 приведены сроки становления речи в норме. Сравните показатели с появлением звуков и  фразы у  вашего ребенка. Отметьте начало отставания в формировании речевых функций. Теперь Вы видите, на сколько отстает ребенок в сроках формирования правильной речи.

0-12 мес.

1-2г.

2-3г.

3-4г.

5-6л.

6-7л.

Сензитивные и кризисные периоды развития

а, о, у, и, э,   +

п,б, г,м,н,д,к

7-20 лепетных слов, местоимения "я", "ты", "мне"

с - сь, з - зь,л-ль.

Пользуется простым предложением, эгоцентричная речь

ш,ж,щ,ч,ц

Диалогическая речь

Должны быть сформированы все звуки родной речи. Р

Формиру-ется связное высказывание (монолог)

1,5 - 3г. - период "словотворчества";

2-3 - потребность в диалоге;

3-4л. - фонематический слух;

3-5 лет - темп речи (опасность возникновения заикания);

6л - интерес к буквам;

6-12л - коммуникативные функции речи.

       Но речь - это не только правильное звукопроизношение, но и достаточный словарный запас,  правильное согласование слов в предложении, правильное  построение фразы; умение  образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, умение подробно пересказывать небольшие по объему тексты и самостоятельно рассказывать о каком-либо событии.

Вывод: речь – это правильное звукопроизношение, словарный запас, умение высказывать свои мысли.

3.Каковы сроки формирования звуков?

Займемся простыми арифметическими действиями. Таблица №4.

Количество отрабатываемых звуков

Постановка одного  звука

Введение в речь одного звука

Умение различать поставленный звук от других, схожих по звучанию

ИТОГ

(2зв:1мес+2 мес.+3мес+1 мес=7 месяцев - выходные,

праздничные, прогулы, морозы, карантин, поездка в отпуск и т.д.=?)

Не более двух звуков одновременно

От 1 дня до 2-3 месяцев

От 3-х до 4-х месяцев.

1мес - 1,5 мес.

2022-2023г 78 выходных, 13 праздничных 91 день (=3 мес.)

Вывод:  формирование речи - процесс длительный.

4.Как осуществляется коррекция речи?

1. Подготовительный этап;

2. Этап постановки звука (по подражанию, с механической помощью, смешанный способ);

3. Этап автоматизации звука:

  • В слогах;
  • В словах;
  • В предложении;
  • В тексте;
  • В разговорной речи.

4. Этап дифференциации звука (по твердости/мягкости, звонкости/глухости, свистящие/шипящие, аффрикат/звуки входящие в их состав).

Вывод: взрослым  нужно проявлять терпение, формировать у ребенка веру в себя, хвалить за  успехи и старание, контролировать речь ребенка.

5. Что еще важно для успешной коррекции речи?

Правильная речь взрослых

Ежедневное чтение

Режим дня

Ребенок всегда подражает окружающим его взрослым

Это воспитывает произвольное внимание, вербальную память, устанавливает доверительные отношения со взрослыми.

Он сбалансирует все биоритмы вашего ребенка, научит его дисциплине.

Вывод: именно от окружающих взрослых зависит  речь ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Значение учебной домашней работы"

Иммануила Канта говорил, что занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятел...

Родительское собрание на тему "Приёмы работы в подготовке домашнего задания"

Существует многовековая практика и педагогические законы, которые доказывают: если знания, приобретённые на уроке, не повторяются, то они в значительной мере утрачиваются.         ...

Родительское собрание: одна из форм работы с родителями.

Текст выступления на педагогическом совете, посвящённом обсуждению темы "Работа с родителями"....

Родительское собрание "Значение учебной домашней работы"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

Выступление на родительском собрании на тему:"Организация работы по профилактике суицида для родителей"

Выступление на родительском собрании на тему:"Организация работы по профилактике суицида для родителей"...

Выступление на родительском собрании с итогами воспитательной работы

Выступление на родительском собрании с итогами воспитательной работы...

Родительское собрание: одна из форм работы с родителями

Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми».Особенно нелегко классному руководителю  общаться с большой группой пап и мам на традиционны...