Родительское собрание: одна из форм работы с родителями
статья на тему

Хатхоху Фатима Заурбиевна

Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми».

Особенно нелегко классному руководителю  общаться с большой группой пап и мам на традиционных родительских собраниях. И невольно возникает вопрос: а нужны ли вообще такие родительские собрания, или это отживающая традиция?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_6.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: одна из форм работы с родителями.

Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми».

Особенно нелегко классному руководителю  общаться с большой группой пап и мам на традиционных родительских собраниях. И невольно возникает вопрос: а нужны ли вообще такие родительские собрания, или это отживающая традиция?

Прежде всего, необходимо уточнить, для чего существует необходимость собирать родителей вместе. Чаще всего называются такие причины:

· Для быстрого получения той или иной информации, необходимой для работы с детьми, так сказать, информацию «из первых рук». В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

· Для информирования (установочные или инструктивные родительские собрания) по значимым вопросам, например, пришли новые документы об итоговой аттестации учащихся, Совет учреждения совместно с педагогическим Советом приняли решение ввести школьную форму и др. Какие-то вопросы необходимо поставить директивно, по каким-то получить согласие родителей. Традиционно проводятся такие собрания, на которых знакомят родителей с аналитическими материалами: итоги успеваемости за определенный период, причины пропусков занятий и т.д.

  • Для консультирования по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора АПМН, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это - консультации, а не претензии к родителям;

· Для обсуждения трудной или конфликтной ситуации чрезвычайного случая. Это коллективный совет взрослых людей как решить проблему.

Иногда необходимо собирать родителей вместе с детьми (особенно с подростками и старшеклассниками), в частности:

· для планирования деятельности по какому-то принципиальному вопросу, например, участие в социальной акции; открытие в школе нестандартных центров образования и т.д.

· для представления учащимися родителям результатов своего творчества: театральные постановки, проекты, прикладные умения и др.

  • Для проведения лекций, психологических тренингов, ролевых игр по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Исходя из этого, функции родительского собрания заключаются в:

· выработке планов и программ совместной работы классного руководителя и родителей на предстоящий период (планы и программы, касающиеся класса в целом);

· принятие особо важных решений для жизни данного класса;

· подведение итогов, анализ проделанной работы за определенный период времени, выработка предварительной стратегии на будущее.

Общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной работы классного руководителя с детьми. Эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего, и от тесноты контакта с семьей учащегося.

Как привлечь родителей в школу и правильно организовать родительское собрание, чтобы оно не было повинностью для родителей?

Отвечая на этот вопрос, прежде всего, хочется отметить, что мы вместе – учителя, родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью: обучить, воспитать, вырастить детей достойными людьми. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений.

Во взаимодействии с родителями классному руководителю важно хорошо представлять себе в чем, собственно, цель нашей встречи, нашего общения. Важно в ходе разговора не увлекаться перечислением проблем и их деталей, а все время «держать в голове» ту цель, ради которой мы собрались.

При этом в центре внимания должна быть не сама проблема, а ее решение. В противном случае есть вероятность, что все время будет потрачено на обсуждение того, что именно было сделано не так, как было трудно учителям и родителям, а решение проблемы так и не будет найдено.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии  функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

Основные элементы подготовки собрания родителей.

  1. Выбор темы собрания. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

  1. Определение целей родительского собрания.
  2. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  3. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  4. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.  Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

 Среди  видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д.  Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.  Полезно составлять план-конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.

В качестве форм проведения собраний можно назвать:

- педагогическую дискуссию,

- встречу с администрацией, учителями школы,

- деловую игру,

-  мастерскую,

-  конкурс,

- практикум,

- конференцию,

- и т.д.

  1. Приглашение родителей и других участников собрания. Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

  1. Разработка  рекомендаций, памяток родителям.
  2. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ  ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

  1. "Психологический климат в семье для успешного обучения в школе".
  2.     "Занятость ребенка"
  3.    "Трудно - почему?"
  4.   "Режим дня. Для чего он нужен?"
  5.     "Поведение детей в школе и дома"
  6.     "Как играют дети"
  7. "Досуг в семье"
  8. "Учим ребенка общаться"
  9.   "Экологическое воспитание в семье"
  10.  "Воспитание вежливости"
  11.  "Устав школы"
  12.  "Воспитание трудом"
  13. "Права и обязанности родителей"

ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 5-9 КЛАССОВ

  1. "Психология взаимоотношений в семье"
  2.     "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании"
  3.   "Когда мы их не понимаем"
  4.     "Воспитание характера ребенка в семье"
  5.     "Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании школьников)".
  6.     "Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте".
  7.     "Воспитание наказанием или добром и лаской".
  8.    "Поведение детей в школе и дома".
  9.  "Трудовое право – право на жизнь"
  10. "Права человека глазами ребенка"
  11. "Это трудный возраст"
  12. . "Почему мы их не понимаем?".
  13.   "Курить при ребенке: да или нет".
  14. "Как организовать свободное время своего ребенка".
  15.  "Осторожно, улица!".
  16. "Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних".
  17.  "Профилактика ВИЧ/СПИД в детско-молодежной среде".
  18. Пример родителей в воспитании детей.
  19. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.
  20. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.
  21. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ  ДЛЯ 10-11-х КЛАССОВ

 1.     "Стимулирование волевых усилий подростков"

2.     "Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?".

3.     "Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних".

4.     "Проступок, правонарушение, преступление".

5.     "Опасные игры".

6.     "Молодежная культура".

7.     "ВИЧ – инфекция".

8.     "Курение и статистика".

9.     "Основы физиологии старшеклассника".

10.  "Вопросы первичной постановки на воинский учет".

11.  "Уровень правовой культуры учащихся".

12.  "Родители обучающихся обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Ст. 52 Конституции".

13.  "Право на труд – право на жизнь".

14.  "Взаимопонимание и равенство в семье".

15.  "Почему мы их порой не понимаем".

16.  "Воспитание гражданина в семье".

17.  "Как стать другом своему ребенку".

  18.  "Роль семьи в готовности подрастающего поколения к продолжению обучения".

Советы классному руководителю по проведению собрания

  • Перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение.
  • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

 

Не стоит

  • Осуждать отсутствующих родителей.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

Осмысление итогов родительского собрания

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

  • явка родителей, причины отсутствия;
  • персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
  • вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.
  4. Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.
  5. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)
  6. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например:  снимать верхнюю  одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не "Катина мама..."
  7. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
  8. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
  9. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: одна из форм работы с родителями.

Текст выступления на педагогическом совете, посвящённом обсуждению темы "Работа с родителями"....

Родительское собрание «Психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме ЕГЭ»

Скоро наступит пора экзаменов. Очень непросто школьникам пережить этот напряженный период. Нелегко, конечно, и родителям: сплошные страхи и переживания. Но, согласитесь, у нас, взрослых, в отличие от ...

статья "Формы работы с родителями" разработка и презентация родительского собрания

В статье рассматриваются формы работы с родителями. Родители – активные участники образовательного процесса. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важн...

Педагогический проект на тему: "Устав коллектива, как одна из форм работы с родителями обучающихся"

...при работе с родителями обучающихся приходится сталкиваться с различными типами родительского поведения, некоторые родители не совсем понимают правила организации и специфику деятельности детского ...

Родительское собрание по теме: "Опыт работы с родителями (в рамках реализации проекта по смысловому чтению"

laquo;Люди перестают мыслить, когда перестают читать»М.Горький Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейно...

Родительское собрание: одна из форм работы с родителями

Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми»....