Загадки и речевое развитие дошкольников
консультация
Онлайн-конференция для родителей и детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.5 КБ | |
| 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Онлайн-конференция
«Загадки и речевое развитие дошкольников»
Подготовила:
учитель-логопед Теленченко Т.А.
МАОУ «Гимназия г. Троицка»
дошкольное отделение № 7
- Добрый вечер, уважаемые родители и ребята!
Сегодня мы с вами поговорим о загадках.
1. - Что такое загадка? (Ответы участников)
- Загадка – это краткое замысловатое выражение, которое характеризует, описывает какой-либо предмет или явление, но не называет его, и которое нуждается в разгадке.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения,
- Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.
- Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
- Зачем нужны загадки? Загадки учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Они развивают ум, смекалку, воображение, наблюдательность.
- В древности человек, знающий загадки, считался сильным, мудрым; знание загадок приносило человеку счастье и удачу.
Слайд 2 - Предварительная работа
- Для того чтобы научить детей придумывать загадки, сначала работаем над характеристикой предметов по лексическим темам.
- Играем в игры «Какой по цвету?», «Какой по форме?», «Какой на ощупь?», «Где живет?», «Где растет?», «Что делает?» и т.д.
- Давайте и мы с вами поиграем.
Гранат - Какой по цвету? Какой по форме? Какой на ощупь? Где растет?
Цыпленок - Какой по цвету? Какой по размеру? Какой на ощупь? Где живет? Какой звук издает? Чем питается?
Слайд 2. Символы-обозначения
Одновременно знакомим с обозначениями - символами
- Вспомним, какие используем символы, и что они означают.
Слайд 3,4,5 (Цвет, форма, размер, действие, какой на ощупь, вкус, детали и т.д.)
(Ответы участников)
3. Закрепление на занятиях
Слайд 6 - Работа с картинками.
Также при рассматривании картин закрепляем полученные знания
Вопросы: У кого есть рога, копыта, длинные уши?
Кто спит зимой?
Кто живет в норе, логове, дупле, берлоге?
Кто быстро бегает? Кто воет, рычит? И т.д. Слова: лиса, волк, зубр, белка, лось, заяц
(Ответы участников)
4 Алгоритм составления загадок с помощью моделей
Есть несколько моделей для составления загадок:
- Модель - с помощью слов-признаков
- Модель – с помощью слов-действий
- Модель - с помощью сравнений («На что похоже?» - «Чем отличается?»)
Слайд 7 - Составим загадку, например, о солнце по модели № 1 «Какой? – Что (кто) бывает таким же» с помощью слов-признаков.
(Ответы участников)
СОЛНЦЕ
Какое? | Что (кто) бывает таким же? |
Яркое | Лампа, лампочка |
Круглое | Колесо, обруч |
Жаркое | Огонь, печка |
Слайд 8 - А теперь составим загадку о комаре по модели № 2 «Что делает? – Что (кто) делает так же?» с помощью слов-действий.
(Ответы участников)
КОМАР
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Летает | Стрекоза |
Пищит | Мышка, цыпленок |
Кусается | Собака, пчела |
5. Составление загадок по алгоритму с помощью пособия «Загадайка»
Загадки можно составлять с помощью пособий-планшетов «Загадайка». Можно использовать и слова-признаки, и слова действия, добавляя слова-связки «как», «но не»
Слайд 9 - А сейчас все вместе вспомним, как мы составляли загадку о волке.
Серый, но не заяц.
Живет в лесу, как енот.
Воет, но не ветер.
Охотится на зайцев, но не лиса.
Слайд 10 - Белый медведь
Белый, как снег.
Большой, но не гора.
Живет в холодный странах, как северный олень
Ревет, но не морж.
Слайд 11 - Лев
Крупный, как бегемот.
Живет в жарких странах, но не жираф.
С роскошной гривой, но не лошадь.
Рычит, но не тигр.
Слайд 12 - Чайник
Железный, как сковорода.
С носиком, но не самовар.
Пыхтит, как паровоз.
Слайд 13 - Петух
Покрыт перьями, как утка.
С большим хвостом, но не павлин.
Голосисто поет, но не соловей.
6. Дидактическая игра «Прочитай загадку»
- В конвертах изображения объектов (4 шт.). На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак»
Сейчас мы поиграем в игру «Прочитай загадку», я приготовила для вас загадки о фруктах и овощах.
- В конверте спрятана картинка-отгадка.
- На конверте схема, надо прочитать ее и отгадать, изображение какого предмета в конверте.
(Ответы участников)
- Желтый, как банан, овальный, как киви, кислый, как клюква - лимон
- Оранжевая, но не тыква, треугольная, но не рожок мороженого, сладковатая, но не груша – морковь
- Фиолетовый, как слива, овальный, как кабачок, растет в огороде, но не огурец – баклажан
- Красный, как яблоко, круглый, как клубок, кисло-сладкий, но не апельсин – гранат
7. Итог коференции.
Наша конференция подходит к концу. Была ли эта онлайн-встреча полезна? Что вам понравилось? Чему вы научились?
8 Задание:
Составить загадки по темам, в верхней части листа нарисовать (сделать аппликацию, раскрасить) отгадки, в нижней части написать загадку (дети или родители, напечатать). Сделать фото процесса работы и результата.
(Ответы участников)
| 8 группа |
Животные жарких стран Домашние и дикие птицы Насекомые Транспорт | Животные холодных стран Домашние животные Посуда Одежда |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
цвет форма д вижение/действие р азмер Обозначения
в кус звук где растет ч асти тела Обозначения
Обозначения г де живет Какой на ощупь материал части
Какое? Что (кто) бывает таким же?
Что делает? Что (кто) делает так же?
Волк Как, но не Как, но не Как, но не
Белый медведь Как, но не Как, но не Как, но не Как, но не
Чайник Как, но не Как, но не Как, но не
Петух Как, но не Как, но не Как, но не
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития
Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

Речевое развитие дошкольников и младшиих школьников
В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется пр...

Речевое развитие дошкольников в оформлении предметно-развивающей среды группы.
В связи с тем, что дети нашей группы имеют тяжелые нарушения речи, работа с ними ведется в течение всего дня не только логопедом, но и воспитателями. И для этой цели в группе имеется уголок для логопе...

ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИВ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Программа для учителей-логопедов ДОУ. Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.
Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей....


