Загадки и речевое развитие дошкольников
консультация

Теленченко Татьяна Анатольевна

Онлайн-конференция для родителей и детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Онлайн-конференция

«Загадки и речевое развитие дошкольников»

Подготовила:

 учитель-логопед Теленченко Т.А.

МАОУ «Гимназия г. Троицка»

дошкольное отделение № 7

- Добрый вечер, уважаемые родители и ребята!

Сегодня мы с вами поговорим о загадках.

1. - Что такое загадка? (Ответы участников)

- Загадка – это краткое замысловатое выражение, которое характеризует, описывает какой-либо предмет или явление, но не называет его, и  которое нуждается в разгадке.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения,  

- Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.

- Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

- Зачем нужны загадки? Загадки учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Они развивают ум, смекалку, воображение, наблюдательность.

- В древности человек, знающий загадки, считался сильным, мудрым; знание загадок приносило человеку счастье и удачу.

Слайд 2 - Предварительная работа

          - Для того чтобы научить детей придумывать загадки, сначала работаем над характеристикой предметов по лексическим темам.

          - Играем в игры «Какой по цвету?», «Какой по форме?», «Какой на ощупь?», «Где живет?», «Где растет?», «Что делает?» и т.д.

- Давайте и мы с вами поиграем.

Гранат - Какой по цвету? Какой по форме? Какой на ощупь? Где растет?

Цыпленок - Какой по цвету?  Какой по размеру? Какой на ощупь? Где живет? Какой звук издает? Чем питается?

Слайд 2.   Символы-обозначения

 Одновременно знакомим с обозначениями - символами

- Вспомним, какие используем символы, и что они означают.

Слайд 3,4,5   (Цвет, форма, размер, действие, какой на ощупь, вкус, детали и т.д.)

(Ответы участников)

3. Закрепление на занятиях

Слайд 6  - Работа с картинками.

Также при рассматривании картин закрепляем полученные знания

Вопросы: У кого есть рога, копыта, длинные уши?

Кто спит зимой?

Кто живет в норе, логове, дупле, берлоге?

Кто быстро бегает? Кто воет, рычит? И т.д. Слова: лиса, волк, зубр, белка, лось, заяц

(Ответы участников)

4 Алгоритм составления загадок с помощью моделей

Есть несколько моделей для составления загадок:

  1. Модель - с помощью слов-признаков
  2. Модель – с помощью слов-действий
  3. Модель -  с помощью сравнений («На что похоже?» - «Чем отличается?»)

Слайд 7   - Составим загадку, например, о солнце по модели № 1 «Какой? – Что (кто) бывает таким же» с помощью слов-признаков.

(Ответы участников)

СОЛНЦЕ

Какое?

Что (кто) бывает таким же?

Яркое

Лампа, лампочка

Круглое

Колесо, обруч

Жаркое

Огонь, печка

Слайд 8  - А теперь составим загадку о комаре  по модели № 2 «Что делает? – Что (кто) делает так же?» с помощью слов-действий.

(Ответы участников)

КОМАР

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Летает

Стрекоза

Пищит

Мышка, цыпленок

Кусается

Собака, пчела

5. Составление загадок по алгоритму с помощью пособия «Загадайка»

Загадки можно  составлять с помощью пособий-планшетов «Загадайка». Можно использовать и слова-признаки, и слова действия, добавляя слова-связки «как», «но не»

Слайд 9  - А сейчас все вместе вспомним, как мы составляли загадку о волке.

Серый, но не заяц.

Живет в лесу, как енот.

Воет, но не ветер.

Охотится на зайцев, но не лиса.

Слайд 10  - Белый медведь

Белый, как снег.

Большой, но не гора.

Живет в холодный странах, как северный олень

Ревет, но не морж.

Слайд 11  - Лев

Крупный, как бегемот.

Живет в жарких странах, но не жираф.

С роскошной гривой, но не лошадь.

Рычит, но не тигр.

Слайд 12  - Чайник

Железный, как сковорода.

С носиком, но не самовар.

Пыхтит, как паровоз.

Слайд 13  - Петух

Покрыт перьями, как утка.

С большим хвостом, но не павлин.

Голосисто поет, но не соловей.

 6. Дидактическая игра «Прочитай загадку» 

- В конвертах изображения объектов (4 шт.). На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» 

Сейчас мы поиграем в игру «Прочитай загадку», я приготовила для вас загадки о фруктах и овощах.

- В конверте спрятана картинка-отгадка.

- На конверте схема, надо прочитать ее и отгадать, изображение какого предмета в конверте.

 (Ответы участников)

- Желтый, как банан, овальный, как киви, кислый, как клюква - лимон

- Оранжевая, но не тыква, треугольная, но не рожок мороженого, сладковатая, но не груша – морковь

- Фиолетовый, как слива, овальный, как кабачок, растет в огороде, но не огурец – баклажан

- Красный, как яблоко, круглый, как клубок, кисло-сладкий, но не апельсин – гранат

7. Итог коференции.

Наша конференция подходит к концу. Была ли эта онлайн-встреча полезна? Что вам понравилось? Чему вы научились?

8 Задание:

Составить загадки по темам, в верхней части листа нарисовать (сделать аппликацию, раскрасить) отгадки, в нижней части написать загадку  (дети или родители, напечатать). Сделать фото процесса работы и результата.

(Ответы участников)

  1. группа

8 группа

Животные жарких стран

Домашние и дикие птицы

Насекомые

Транспорт

Животные холодных стран

Домашние животные

Посуда

Одежда

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОНЛАЙН конференция «Загадки и речевое развитие дошкольников» МАОУ «Гимназия г. Троицка» дошкольное отделение № 7 Учитель-логопед Теленченко Т.А.

Слайд 2

цвет форма д вижение/действие р азмер Обозначения

Слайд 3

в кус звук где растет ч асти тела Обозначения

Слайд 4

Обозначения г де живет Какой на ощупь материал части

Слайд 5

Какое? Что (кто) бывает таким же?

Слайд 6

Что делает? Что (кто) делает так же?

Слайд 7

Волк Как, но не Как, но не Как, но не

Слайд 8

Белый медведь Как, но не Как, но не Как, но не Как, но не

Слайд 9

Чайник Как, но не Как, но не Как, но не

Слайд 10

Петух Как, но не Как, но не Как, но не


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития

Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

Речевое развитие дошкольников и младшиих школьников

В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется пр...

Речевое развитие дошкольников в оформлении предметно-развивающей среды группы.

В связи с тем, что дети нашей группы имеют тяжелые нарушения речи, работа с ними ведется в течение всего дня не только логопедом, но и воспитателями. И для этой цели в группе имеется уголок для логопе...

ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИВ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ....

Программа для учителей-логопедов ДОУ. Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.

Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей....