Тренинг для родителей "Играем в профессии"
методическая разработка

Шевченко Светлана Владимировна

Цель: формирование представлений родителей о способах приобщения детей к миру профессий

Задачи:

- показать важность ранней профориентации;

- познакомить с задачами профориентации в ДОУ;

- обучить родителей конкретным приёмам знакомства детей с профессиями;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_igraem_v_professii_.doc1_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с родителями по ранней профориентации детей

«Играем в профессии»

Цель: формирование представлений родителей о способах приобщения детей к миру профессий;

Задачи:

- показать важность ранней профориентации;

- познакомить с задачами профориентации в ДОУ;

- обучить родителей конкретным приёмам знакомства детей с профессиями;

Форма проведения: встреча с элементом тренинга

Участники: родители, педагоги, дети старшей группы

Вступление: - Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада всех вас видеть. (Звучит спокойная музыка)

Старший воспитатель: Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

Профориентация дошкольников это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В нашем детском саду действует центр ранней профориентации детей дошкольников «ПРОФИГРАД», в рамках регионального проекта «Профессиональная траектория».

(Видео-отчет о работе ПРОФИГРАДА в Доу)

Воспитатель: уважаемые родители, каждый из вас является представителем какой-либо профессии и выбор профессии конечно  же для вас не является случайным и сейчас мы узнаем так ли это.

Предлагаем вам выбрать шары определенного цвета по следующему принципу:

Синийй  - человек-техника

Зелёный – человек-природа

Жёлтый –человек-человек

Красный– человек –художественный образ

Педагог-психолог:   Шар синего цвета.

 Тип профессии «человек — техника» — это специальности, связанные с разработкой, сборкой, монтажом, управлением и обслуживанием техники, приборов и оборудования.  

Некоторые группы профессий этого типа:(Связанные с созданием техники, приборов и оборудования: инженер, проектировщик, конструктор, сварщик; Связанные с управлением техникой: водитель, пилот, машинист; Связанные с обслуживанием механизмов: механик, радиомеханик, слесарь,

 Профессии типа «человек — техника» требуют логического мышления, внимательности и умения работать руками

Шар зеленого цвета:

Тип профессий «человек — природа» — это профессии, связанные с живой и неживой природой. Специалисты этого направления изучают, анализируют и используют природные ресурсы, ухаживают за животными и растениями. 

Некоторые примеры профессий типа «человек — природа»:

агрономы; ветеринары;  биологи;  экологи;  лесники;  зоотехники (специалисты по разведению, содержанию и уходу за животными);  садоводы

Такие профессии выбирают люди, которые любят природу, интересуются её изучением и заботой о ней. 

 Шар желтого цвета:

Тип профессии «человек-человек» — это специальности, где приоритетным объектом работы является человек.   (образование, здравоохранение, право, социальная сфера, сервис: горничная, продавец-консультант, администратор; культура и искусство)

Главный процесс в таком типе деятельности — взаимодействие между людьми 

 

 Шар красного цвета

Культура и искусство: экскурсовод, библиотекарь, аниматор. 

Специалист в таких профессиях должен обладать хорошо развитыми социальными навыками: находить общий язык, разрешать конфликты, чувствовать настроение и эмоции окружающих, адаптироваться к переменам в общении. 

Тип профессии «человек — художественный образ» — это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.  

Примеры профессий этого типа: писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф.  

Также к этому типу относятся профессии, связанные с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, реставратор, гравёр, музыкант, актёр, столяр-краснодеревщик).  

Главная цель профессий типа «человек — художественный образ» — создание красоты, эстетики, гармонии для окружающего человека мира, сохранение культурного наследия человечества. 

Воспитатель: В наших силах помочь детям в выборе профессий. Поэтому уже с раннего детства, мы должны у них расширять представления о мире взрослых, пробуждать у них интерес к профессиональной деятельности, формировать уважение к труду. Возможно, всё это сможет повлиять на выбор его профессии.

А теперь о профессиях расскажут наши дети.

Дети подготовительной группы читают стихотворения  о профессиях

Педагог-психолог: Теперь пройдём к столу, посмотрите, у нас есть необычный цветок. На каждом лепестке вопрос. Я предлагаю вам выбрать лепесток и ответить на вопрос.

1. Знает ли Ваш ребёнок о вашей профессиональной деятельности?

2. Знает ли Ваш ребёнок, кем работают его дедушки, бабушки?

3. Знаете ли Вы, кем хочет стать Ваш ребёнок?

4. Задумывались ли вы о будущей профессии своего ребенка?

5. Знаете ли вы в какие игры предпочитает играть ваш ребенок?

Давайте теперь посмотрим у кого какой цветок получился. По вашим ответам можно понять на сколько знаете вы своего ребенка.

(Далее просмотр видео с детьми. Вопросы аналогичные с вопросами, которые задавали родителям)

Из интервью понятно, что дети в раннем возрасте хотят быть похожими на своих родителей.

Выбор профессии очень важная тема. И правильность профессионального выбора для каждого человека очень значима.

Воспитатель: Предлагаем поучаствовать в некоторых играх и упражнениях о профессиях.

Упражнение “Закончи предложение”

• “Выбирать профессию нужно чтобы …”;

• “Хорошая профессия, это профессия которая …”;

• “Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому что…

- Спасибо!

Вопитатель: Шуточная разминка

- Переставьте буквы в словах. Чтобы получились названия профессий- рвач – врач, терка –актер, марля –маляр, авдотка –адвокат, старина –санитар, реженин – инженер, вертерина –ветеринар, тольдиев – водитель, катадов – адвокат,

Найди пару (Устаревшие профессии)

Родители выбирают название профессии и находят пару. (выходят к столу)

Псарь -   кинолог

Писарь – секретарь

Толмач – переводчик

Цирюльник – парикмахер

Счетовод – бухгалтер

Ростовщик – банкир

Зодчий – архитектор

Борзописец- стенографист

Ямщик- таксист

Коробейник- продавец

Скоморох – клоун

Повитуха – акушер

Брандмейстер- пожарный

Жандарм –полицейский

Брадобрей- стилист

Плевальщик – сеятель

Больше профессий на одну букву

П

С

А

Пожарный

Повар

Парикмахер

Портной

Пастух

Печник

Писатель

Переводчик

Психолог

Пристав

Плотник

Программист

Полицейский проводник

 почтальон

Садовник

Сапожник

Секретарь

Спасатель

Слесарь

Стекольщик

Стилист

Столяр

Сторож

Страховщик

счетовод

Агроном

Администратор

Артист

Архивист

Аудитор

Адвокат

Акушер

Альпинист

Анестезиолог

Архитектор

Асенизатор

Астролог

Астроном

Воспитатель:

- Довольны ли вы своей работой?

- Поднимите руку те у кого стаж работы до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 и выше?

Получаете ли вы удовольствие от своей работы, или же вы заинтересованы в материальной части своей профессии?

Педагог-психолог: «Как рассказать дошкольнику  о профессиях»

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребёнок больше всего.

Тема выбора будущей профессии начинает обсуждаться с раннего детства. Вряд ли вы найдете детское пособие, в котором этот вопрос будет обойдён стороной. Более того, ознакомление детей с профессиями – обязательный аспект государственных образовательных стандартов.

Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Как рассказать детям о профессиях. Советы.

Знакомство с профессиями по дороге в детский сад или на прогулке

Конечно, эта тема неоднократно будет обсуждаться на занятиях в детском саду, но повторить пройденное никогда не помешает.

Методика беседы на прогулке очень проста: обращайте внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии.

Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходим мимо стройки – узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите: кто здесь работает?

Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву.

Супер герои рядом с нами

Можно предложить детям составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий : спасатели, полицейские, пожарные, врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности, летчики, военные, машинисты поездов и так далее.

Профессии в моей семье

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие сведения сохранились в семье.

Ребёнок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Не стоит упоминать о размере заработной платы. Если вы лично негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь от эмоций. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям.

Мультфильмы и специальные видеоролики

Следующий вариант знакомства с профессиями подойдёт для спокойных и усидчивых детей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определённого возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребёнок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.

Чтение книг

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремёсла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр»«Песня моряков»«Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер»«Дядя Стёпа». Б. Заходер – «Портниха»«Строители»«Сапожник»«Шофёр». С. Чертков – Детям о профессиях : «Пограничник»«Доярка»«Фокусник»«Повар»«Парикмахер»«Столяр»«Ветеринар»«Летчик»«Моряк»«Фермер»«Рыбак»«Пожарный»«Учёный»«Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребёнку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Ролевые игры

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребёнком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток, специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения, так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребёнка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

Как следует знакомить ребёнка с профессиями

Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители или воспитатели в детском садике есть некий план (схема, что за чем следует делать:

Чётко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребёнка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем. Спасибо за работу. Думаю, что каждый из вас в очередной раз задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно для наших детей. Здоровья, благополучия, успехов в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Рабочие профессии"

Сценарий профориентационного тренинга для обучающихся СКОУ VIII вида...

Профориентационный тренинг на тему: "Моя будущая профессия"

Классный час  проводится в форме тренинга. Состоит из 6 этапов....

Тренинг «Я и мой выбор профессии»

Цель: сформировать общую готовность профессионального самоопределения, активизировать проблему выбора профессии, выявить профессиональные интересы у учеников; расширить представления о мире профессий ...

Вводный урок-тренинг «В поисках профессии»

Воодное занятие по профориентационному курсу, расччитанное на 2 часа в 8 классе....

Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»

Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения  собственных интересов и способностей в выборе профессии...

Тренинг для молодых педагогов "Это моя профессия!?..."

Тренинг для молодых учителей с целью адаптации....

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?»

Тренинг для родителей обучающихся 9-11 классов направленный на формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути ребенка, приобретение навыков профессионального наставничества...