Тренинг для родителей "Играем в профессии"
методическая разработка
Цель: формирование представлений родителей о способах приобщения детей к миру профессий
Задачи:
- показать важность ранней профориентации;
- познакомить с задачами профориентации в ДОУ;
- обучить родителей конкретным приёмам знакомства детей с профессиями;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг с родителями по ранней профориентации детей
«Играем в профессии»
Цель: формирование представлений родителей о способах приобщения детей к миру профессий;
Задачи:
- показать важность ранней профориентации;
- познакомить с задачами профориентации в ДОУ;
- обучить родителей конкретным приёмам знакомства детей с профессиями;
Форма проведения: встреча с элементом тренинга
Участники: родители, педагоги, дети старшей группы
Вступление: - Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада всех вас видеть. (Звучит спокойная музыка)
Старший воспитатель: Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Профориентация дошкольников это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В нашем детском саду действует центр ранней профориентации детей дошкольников «ПРОФИГРАД», в рамках регионального проекта «Профессиональная траектория».
(Видео-отчет о работе ПРОФИГРАДА в Доу)
Воспитатель: уважаемые родители, каждый из вас является представителем какой-либо профессии и выбор профессии конечно же для вас не является случайным и сейчас мы узнаем так ли это.
Предлагаем вам выбрать шары определенного цвета по следующему принципу:
Синийй - человек-техника
Зелёный – человек-природа
Жёлтый –человек-человек
Красный– человек –художественный образ
Педагог-психолог: Шар синего цвета.
Тип профессии «человек — техника» — это специальности, связанные с разработкой, сборкой, монтажом, управлением и обслуживанием техники, приборов и оборудования.
Некоторые группы профессий этого типа:(Связанные с созданием техники, приборов и оборудования: инженер, проектировщик, конструктор, сварщик; Связанные с управлением техникой: водитель, пилот, машинист; Связанные с обслуживанием механизмов: механик, радиомеханик, слесарь,
Профессии типа «человек — техника» требуют логического мышления, внимательности и умения работать руками
Шар зеленого цвета:
Тип профессий «человек — природа» — это профессии, связанные с живой и неживой природой. Специалисты этого направления изучают, анализируют и используют природные ресурсы, ухаживают за животными и растениями.
Некоторые примеры профессий типа «человек — природа»:
агрономы; ветеринары; биологи; экологи; лесники; зоотехники (специалисты по разведению, содержанию и уходу за животными); садоводы
Такие профессии выбирают люди, которые любят природу, интересуются её изучением и заботой о ней.
Шар желтого цвета:
Тип профессии «человек-человек» — это специальности, где приоритетным объектом работы является человек. (образование, здравоохранение, право, социальная сфера, сервис: горничная, продавец-консультант, администратор; культура и искусство)
Главный процесс в таком типе деятельности — взаимодействие между людьми
Шар красного цвета
Культура и искусство: экскурсовод, библиотекарь, аниматор.
Специалист в таких профессиях должен обладать хорошо развитыми социальными навыками: находить общий язык, разрешать конфликты, чувствовать настроение и эмоции окружающих, адаптироваться к переменам в общении.
Тип профессии «человек — художественный образ» — это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.
Примеры профессий этого типа: писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф.
Также к этому типу относятся профессии, связанные с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, реставратор, гравёр, музыкант, актёр, столяр-краснодеревщик).
Главная цель профессий типа «человек — художественный образ» — создание красоты, эстетики, гармонии для окружающего человека мира, сохранение культурного наследия человечества.
Воспитатель: В наших силах помочь детям в выборе профессий. Поэтому уже с раннего детства, мы должны у них расширять представления о мире взрослых, пробуждать у них интерес к профессиональной деятельности, формировать уважение к труду. Возможно, всё это сможет повлиять на выбор его профессии.
А теперь о профессиях расскажут наши дети.
Дети подготовительной группы читают стихотворения о профессиях
Педагог-психолог: Теперь пройдём к столу, посмотрите, у нас есть необычный цветок. На каждом лепестке вопрос. Я предлагаю вам выбрать лепесток и ответить на вопрос.
1. Знает ли Ваш ребёнок о вашей профессиональной деятельности?
2. Знает ли Ваш ребёнок, кем работают его дедушки, бабушки?
3. Знаете ли Вы, кем хочет стать Ваш ребёнок?
4. Задумывались ли вы о будущей профессии своего ребенка?
5. Знаете ли вы в какие игры предпочитает играть ваш ребенок?
Давайте теперь посмотрим у кого какой цветок получился. По вашим ответам можно понять на сколько знаете вы своего ребенка.
(Далее просмотр видео с детьми. Вопросы аналогичные с вопросами, которые задавали родителям)
Из интервью понятно, что дети в раннем возрасте хотят быть похожими на своих родителей.
Выбор профессии очень важная тема. И правильность профессионального выбора для каждого человека очень значима.
Воспитатель: Предлагаем поучаствовать в некоторых играх и упражнениях о профессиях.
Упражнение “Закончи предложение”
• “Выбирать профессию нужно чтобы …”;
• “Хорошая профессия, это профессия которая …”;
• “Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому что…
- Спасибо!
Вопитатель: Шуточная разминка
- Переставьте буквы в словах. Чтобы получились названия профессий- рвач – врач, терка –актер, марля –маляр, авдотка –адвокат, старина –санитар, реженин – инженер, вертерина –ветеринар, тольдиев – водитель, катадов – адвокат,
Найди пару (Устаревшие профессии)
Родители выбирают название профессии и находят пару. (выходят к столу)
Псарь - кинолог
Писарь – секретарь
Толмач – переводчик
Цирюльник – парикмахер
Счетовод – бухгалтер
Ростовщик – банкир
Зодчий – архитектор
Борзописец- стенографист
Ямщик- таксист
Коробейник- продавец
Скоморох – клоун
Повитуха – акушер
Брандмейстер- пожарный
Жандарм –полицейский
Брадобрей- стилист
Плевальщик – сеятель
Больше профессий на одну букву
П | С | А |
Пожарный Повар Парикмахер Портной Пастух Печник Писатель Переводчик Психолог Пристав Плотник Программист Полицейский проводник почтальон | Садовник Сапожник Секретарь Спасатель Слесарь Стекольщик Стилист Столяр Сторож Страховщик счетовод | Агроном Администратор Артист Архивист Аудитор Адвокат Акушер Альпинист Анестезиолог Архитектор Асенизатор Астролог Астроном |
Воспитатель:
- Довольны ли вы своей работой?
- Поднимите руку те у кого стаж работы до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 и выше?
Получаете ли вы удовольствие от своей работы, или же вы заинтересованы в материальной части своей профессии?
Педагог-психолог: «Как рассказать дошкольнику о профессиях»
Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребёнок больше всего.
Тема выбора будущей профессии начинает обсуждаться с раннего детства. Вряд ли вы найдете детское пособие, в котором этот вопрос будет обойдён стороной. Более того, ознакомление детей с профессиями – обязательный аспект государственных образовательных стандартов.
Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.
Как рассказать детям о профессиях. Советы.
Знакомство с профессиями по дороге в детский сад или на прогулке
Конечно, эта тема неоднократно будет обсуждаться на занятиях в детском саду, но повторить пройденное никогда не помешает.
Методика беседы на прогулке очень проста: обращайте внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии.
Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходим мимо стройки – узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите: кто здесь работает?
Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву.
Супер герои рядом с нами
Можно предложить детям составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий : спасатели, полицейские, пожарные, врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности, летчики, военные, машинисты поездов и так далее.
Профессии в моей семье
Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.
Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие сведения сохранились в семье.
Ребёнок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Не стоит упоминать о размере заработной платы. Если вы лично негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь от эмоций. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям.
Мультфильмы и специальные видеоролики
Следующий вариант знакомства с профессиями подойдёт для спокойных и усидчивых детей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определённого возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребёнок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.
Чтение книг
Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.
Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремёсла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Стёпа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофёр». С. Чертков – Детям о профессиях : «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Учёный», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребёнку, кто такой пограничник, почтальон или механик.
Ролевые игры
Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребёнком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток, специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения, так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребёнка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.
Как следует знакомить ребёнка с профессиями
Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители или воспитатели в детском садике есть некий план (схема, что за чем следует делать:
Чётко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребёнка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.
Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.
Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.
И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем. Спасибо за работу. Думаю, что каждый из вас в очередной раз задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно для наших детей. Здоровья, благополучия, успехов в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Рабочие профессии"
Сценарий профориентационного тренинга для обучающихся СКОУ VIII вида...

Профориентационный тренинг на тему: "Моя будущая профессия"
Классный час проводится в форме тренинга. Состоит из 6 этапов....
Тренинг «Я и мой выбор профессии»
Цель: сформировать общую готовность профессионального самоопределения, активизировать проблему выбора профессии, выявить профессиональные интересы у учеников; расширить представления о мире профессий ...

Вводный урок-тренинг «В поисках профессии»
Воодное занятие по профориентационному курсу, расччитанное на 2 часа в 8 классе....

Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»
Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения собственных интересов и способностей в выборе профессии...
Тренинг для молодых педагогов "Это моя профессия!?..."
Тренинг для молодых учителей с целью адаптации....

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?»
Тренинг для родителей обучающихся 9-11 классов направленный на формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути ребенка, приобретение навыков профессионального наставничества...
