Вводный урок-тренинг «В поисках профессии»
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Митракова Екатерина Михайловна

Воодное занятие по профориентационному курсу, расччитанное на 2 часа в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitrakova_e.m.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Вводный урок-тренинг «В поисках профессии»

Цель урока:  оказание   информационной   поддержки   в  развитии  профориентационной   компетентности (потребность в выборе будущей профессии).

Задачи:

1.   Расширить  знание  о  мире  профессий.

2. Познакомить  учащихся  с  их профессиональными интересами и склонностями.

3. Развивать навыки группового  взаимодействия (умение выслушать и понять другого).

Ход  урока.

Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру  (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета,  садятся за определённый стол.

Учитель даёт характеристику  группам учеников  в зависимости от выбранного цвета.

Те, кто выбрали:

- синий цвет - чувствительные и впечатлительные  люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и  хорошим эстетическим развитием;

- зелёный  цвет -  испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний,  озабочены собственным статусом в коллективе;

- жёлтый  цвет - мечтательны с богатым воображением,  любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

- красный - активные, энергичные,  деятельные, напористые, шумные.

    Учитель: Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями,  интересами, каждый из нас -  это отдельный мир  знаний, эмоций, чувств,  переживаний, стремлений, мотивов. А что нас объединяет, чем мы похожи?

Ребята  называют  общее, то, что их объединяет,

Учитель: Мы  познакомимся с   престижными, редкими и новыми  профессиями, узнаем о предмете труда  этих профессий, поговорим  о способах выбора профессии. Начнём с  игры.  Какая команда  назовёт больше профессий на заданные буквы (К, М, Ф, П).  Нужно  написать  профессии, которые начинаются  на эти буквы.

Ребята пишут названия профессий.

Учитель: Всего профессий и  специализаций  существует около 40 тысяч.

Где можно  получить информацию  о профессиях?

Ребята перечисляют: книги - справочники, СМИ, интернет.

Учитель: Сегодня мы начнем путь определения вашего профессионального пути. Ведь очень сложно среди такого огромного количества профессий выбрать свою, которая будет интересна, оплачиваема и полезна для государства.

Учитель. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Предлагают небольшой тест на профессиональную ориентацию. В нашем тесте всего 5 вопросов.

Тест «Ты и твоя профессия»

Учитель: Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в). Теперь отвечаем на вопросы:

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а)      выспаться;

б)      посмотреть телевизор вместе с семьей;

в)      оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

а)      удочку, набор для вышивания;

б)      коньки или лыжи;

в)      турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а)      в одиночку;

б)      с семьей или друзьями;

в)      с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а)      почувствовали бы полную свободу;

б)      занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в)      ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В       свое свободное время вы любите:

а)      читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б)      рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в)      заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Учитель:  А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы. (А - 1 балла, Б - 2 балла, В - 3 балла). (Дети подсчитывают баллы.)

Учитель: Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

 Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Учитель:  Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В итоге, все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

Учитель: В выборе профессии очень важно, чтобы она была интересна.

Методика Карта интересов

Время выполнения – 20 минут.

Если тебе нравится то, о чем говорится в том или ином высказывании, поставь в бланке ответов рядом с соответствующим номером знак «+»,  если не нравится «-», если сомневаешься – «0».

Нравится ли тебе, хочешь ли ты?

1. Читать книги по занимательной физике и математике.

2. Читать об открытиях в химии.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать технические журналы.

5. Узнавать о жизни людей в разных странах.

6. Знакомиться с жизнью растений и животных.

7. Читать произведения мировой литературы.

8. Обсуждать политические события в стране и за рубежом.

9. Читать книги о жизни школы.

10.Знакомиться с работой врача.

11 .Создавать уют в доме, классе, школе.

12. Посещать театры, музеи, выставки.

13.Читать книги о войнах и сражениях.

1 4.Читать об открытиях в физике и математике,

1 5.Выполнять домашние задания по химии.

16. Исправлять бытовые электроприборы.

17. Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.

18. Ходить в походы, изучать родной край.

19. Изучать зоологию, ботанику, биологию.

20.Читать критические статьи по литературе.

21.С удовольствием участвовать в школьных делах.

22.Объяснять товарищам домашнее задание.

23.Читать о том, как люди борются с болезнями.

24. Шить, вышивать, готовить.

25. Читать об искусстве.

26. Принимать активное участие в жизни школы.

27. Проводить опыты по физике.

28. Проводить опыты по химии.

29. Читать статьи о радиотехнике.

30.Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед).

31 .Собирать коллекцию минералов.

32.Работать в саду, в огороде.

33. Письменно излагать свои мысли.

34.Читать книги по истории.

35.Рассказывать детям сказки, играть с ними.

36.Ухаживать за больными.

37.Помогать дома по хозяйству.

38.Принимать активное участие в концертах, выставках.

39. Участвовать в военно-спортивных играх.

40.Посещать дополнительные занятия по физике и математике.

41.Готовить химические растворы, проводить опыты.

42.Ремонтирокать компьютеры.

43. Изготавливать  модели кораблей, самолетов.

44. Участвовать в географических и геологических экспедициях.

45. наблюдать за живой природой.

46.Изучать иностранный язык.

47.Выступать  с докладами на исторические темы.

48.()Организовывать общешкольные мероприятия..

49. Ухаживать за детьми.

50.Делать разные покупки..

51 .Беседовать с другими людьми об искусстве.

52.Заниматься в спортивных секциях.

53.  Участвовать в физико-математических олимпиадах.

54.Решать задачи по химии.

55. Выполнять работы с измерительными приборами.

56.  Выполнять работы по механике.

57.Разбираться в географических, геологических картах.

58. Проводить опыты по биологии.

59.  Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы, спектакли.

60. Изучать политику и экономику других стран.

61. Обсуждать вопросы обучения и воспитания.

62. Знакомиться со строением человеческого организма.

63. Убеждать людей в чем-либо.

64.Знакомиться с историей искусств.

65. Быть организатором в походах и играх.

66.Производить математические действия.

67. Отмечать химические явления в природе.

68. Разбираться  в радиосхемах.

69.  Выполнять чертежи.

70. Производить топографическую съемку местности.

71.  Ухаживать за животными.

72. Выступать с докладами по вопросам литературы.

73. Знакомиться с историей культуры.

74. Давать объяснения младшим школьникам.

75. Изучать причины возникновения различных болезней.

76. Знакомиться, общаться с разными людьми.

77. Участвовать в спектаклях, концертах.

78. Соблюдать режим.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

                                                

Тринадцать колонок в бланке – это 13 направлений профессиональной деятельности.

1 – физика и математика;

2 – химия;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – география, геология;

6 – биология;

7 – филология;

8 – история и политика;

9 – педагогика и воспитание;

10 – медицина;

11 – домоводство;

12 – искусство;

13 – спорт и военное дело.

По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить есть ли у тебя желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области.

Если  количество «+» в столбце больше 6, то интерес к этой сфере ярко выражен, смотрите на таблицу и работайте.

Учитель: А теперь я предлагаю вам проверить, совпадают ли ваши интересы с вашими склонностями.

Карта склонностей. Условие: прочитайте внимательно каждый вопрос. Если ваш ответ на вопрос положительный, то рядом с номером вопроса в листе ответов поставьте знак «+».

Время выполнения – 30 минут.

Прочитайте внимательно каждый вопрос. Если ваш ответ на вопрос положительный, то рядом с номером вопроса в листе ответов поставьте знак «+».

1) Верно ли, что в детстве вам очень нравилось:

 1. Подолгу играть в подвижные  игры?

2. Быть в играх ведущим, верховодить в них?

3. Придумывать содержание и правила игры?

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что в них?

5. Играть в шашки, шахматы?

б. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?

7. Читать стихи или петь песни, когда об этом просили?

8. Рисовать самому или наблюдать, как рисуют другие?

9.  Слушать музыку или пение?

10. Рассказывать разные фантастические истории?

11. Наблюдать за жизнью растений, животных, насекомых?

12. Заниматься тимуровской, шефской работой?

13. Заводить новых друзей?

14. Быть душой компании сверстников?

2) Нравится ли вам сейчас:

 15. Заниматься на уроках физкультуры или в спортсекции?

16. Добровольно брать на себя обязанности организатора?

17. Помогать ребятам решать задачи, объяснять решения?

18. Обрабатывать материал (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.и.)?

19. Искать ошибка в схемах, чертежах, расчетах, текстах?

20. Помогать людям разобраться в их проблемах?

21. Читать, узнавать что-то новое о людях искусства или участвовать в художественной самодеятельности?

22. Заниматься в художественной школе или изостудии?

23. Играть на том или ином музыкальном инструменте?

24. Писать сочинения на свободную тему?

25. Ухаживать за растениями или животными?

26. Устанавливать различные связи с интересными людьми?

27. Находиться в обществе малознакомых людей?

28. Решать проблемы других людей?

3)Получаете ли вы особое удовлетворение:

29. От участия и борьбы в спортивных состязаниях?

30. От своего умения расставить людей, распределить их обязанности?

31. От обслуживания и ремонта приборов, технических устройств, машин?

32. От точного управления каким-либо грузовым, подъемным или транспортным средством?

33. От своего умения выполнять схемы, вычисления, расчеты?

34. От умения уладить ссору или конфликт между людьми’?

35. От своего удачного рассказа окружающим о каком-нибудь событии?

36. От собственной художественно-творческой работы?

37. От знакомства с новыми музыкальными инструментами или произведениями?

38. От составления точного описания или отчета о наблюдаемом?

39. От наблюдений за тем, как меняется природа весной, осенью или зимой?

40. От возможности своими действиями оказать помощь незнакомому человеку?

41. От желания людей контактировать с вами?

42.  От процесса общения е людьми?

4) Вам нравится, если вам  поручают:

 43. Подготовку спортивных соревнований или похода?

44. Организацию интересного коллективного дела?

45. Участвовать в олимпиаде по физике или математике?

46. Осуществить монтаж или сборку какого-либо прибора, машины?

47. Разобраться в схеме, чертеже, таблице?

48.  Поработать с младшими, потренировать товарищей в чем-то?

49.  Выступить на сцене?

50.  Выпустить стенгазету или оформить выставку?

51.  Подготовить музыкальное выступление?

52.  Подготовить научно—популярное выступление?

53. Делать биологические опыты и исследования?

54.  Выступать общественным защитником на суде или разбирательстве?

55. Разобраться в неприятной конфликтной ситуации?

56.  Очень часто безвозмездно помогать пожилому соседу?

5) Всегда ли вам приятно:

57. Выложиться полностью на тренировке, спортивных соревнованиях?

58. Активно участвовать в делах коллектива, требующих вашей личной инициативы?

59. Разгадывать математические шарады, выполнять точные вычисления?

60. Изготовить по чертежам модель, прибор или механическое устройство?

61. Поработать на клавишной  машинке (телетайпе, ЭВМ и т.п.)?

62. Помочь людям в конфликте с другими или порадоваться за чужой успех?

63. Участвовать в художественной самодеятельности, концерте в роли выступающего?

64. Порисовать красками, карандашами для своего удовольствия?

65. Поиграть на музыкальном инструменте, не думая ни о чем другом?

66. Писать стихи, прозу, вести дневник?

67. Кропотливо и долго помогать заболевшему растению или животному?

68. Тратить свое свободное время на проблемы других людей?

69. Действовать индивидуально, не привлекал на помощь других людей?

70. Заботиться об окружающих вас людях?

6) Можете ли вы долгое время выдержать такие дела, как:

71. Занятия спортом. физическим трудом?

72. Энергичную работу вместе и рядом с другими?

73. Ломать голову» над поиском ошибки в расчетах?

74. Искать неполадки в приборе, механизме’?

75. Копировать чертежи карты и т.

76. Заботиться о младших, больных или слабых людях?

77. думать над судьбами, образами героев кино или книги?

78, Создавать по плану задуманное (картину, шитье, рукоделье)?

79. Исполнять собственные музыкальные пьески, Сочинения?

80. Вести борьбу с вредителями сада, огорода?

81. Собирать информацию для будущего доклада или сообщения?

62. Выслушать неинтересный рассказ своей соседки?

83. Сохранять доверенную вам тайну?

84. Длительное пребывание в компании незнакомых Вам людей?

7) В будущем вам  больше всего хотелось бы:

85. Достичь особых успехов в спорте?

86. Руководить людьми?

87. Стать известным математиком или ученым?

88. Участвовать в создании новых машин или приборов?

69. Работать исследователем?

90. Постоянно общаться с людьми?

91. Стать известным артистом?

92. Создать оригинальное художественное полотно?

93. достичь особых успехов в музыкальном творчестве?

94. Стать известным журналистом или мастером слова?

95. Вывести новый сорт растений или животных?

96. Увлечь своим хобби других людей?

97. Посвятить свое свободное время работе с детьми?

98. Приобретать новых друзей и заводить новые знакомства?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце и запишите ее внизу каждого столбца.  Отметьте те столбцы, по которым у вас набралось наибольшее количество баллов.

Наличие общей оценки в столбце по вертикали (от 5 до 7 баллов) указывает общее направление индивидуальных склонностей человека и силу их проявления в следующих 14 сферах деятельности.

Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце и запишите ее внизу каждого столбца.  Отметьте те столбцы, по которым у вас набралось наибольшее количество баллов.

Наличие общей оценки в столбце по вертикали (от 5 до 7 баллов) указывает общее направление индивидуальных склонностей человека и силу их проявления в следующих 14 сферах деятельности.

1. Спортивно-физическая.

2. Организаторская.

3. Аналитико-математическая.

4. Конструкторско-техническая.

5. Обращение со знаковыми системами.

6. Коммуникативная.

7. Художественная.

8. Изобразительная.

9. Музыкальная.

10. Филологическая.

11. Природоохранная и сельскохозяйственная.

12-14. Социально-педагогическая.

Если у вас получились высокие показатели в столбцах 2-6 (сумма в двух столбцах от 10 до 14 баллов) — то это свидетельствует о том, что у вас хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности, важные для управленцев, менеджеров, педагогов, воспитателей.  

Наличие высокой суммарной оценки в столбцах 3-5 (от 15 до 21 балла) — свидетельство выраженных склонностей и интересов, необходимых для выбора профессии технического профиля.

Высокие показатели в столбце 9 (от 5 до 7 баллов) говорят о склонности к природоохранной деятельности, а в сочетании с высокими данными в столбце — о склонности к профессиям медицинского профиля.

Высокие суммарные показатели в столбцах 8-10 (20-28 баллов) свидетельствуют о художественно-изобразительных данных человека и помогают реализовывать творческий потенциал в любой профессии.

А высокие данные в столбцах 2. 6,12.13.14 (25-35 баллов) говорят о наличии склонности к профессиям социальной сферы.

Если склонности связываются у человека с его жизненными планами, то они переходят в профессиональные.

После индивидуальной работы происходит обсуждение результатов, учитель отвечает на вопросы учащихся по интерпретации.

Учитель: Теперь вы знаете о своих склонностях и интересах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок тренинг по теме «Культура России и Саратовской губернии в первой половине XIX века»

В ходе урока учащиеся должны прийти к выводу, что именно культура первой половины 19 века сделала скачек в развитии России и встала вровень с культурой наиболее развитых стран....

Обобщающий урок-тренинг по теме "Ткани растений и животных"

Данный  материал может использоваться при проведении зачетного или контрольного урока. Задания носят тестовый характер различного уровня сложности. Построен с учетом дифференциации обучения, так ...

Разработка урока- тренинга по обществознанию в 6 классе: "Психологический климат в семье"

Познакомить участников тренинга с основами нравственно –            правовых норм семейных отношений....

Урок-тренинг по теме "Школная жизнь"

Тренинг как инновационная форма урока...

В поисках профессии

•Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности....

Урок "Тренинг по решению задач разной степени сложности по теме «Углеводороды»"

Данный урок предназначается для закрепления и обобщения пройденного материала  в рамках курса по органической химии, по теме  «Углеводороды и кислородосодержащие соединения» в 10 классе...

Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность")

Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности. Старшеклассники, в результ...