Характеристика речевого развития.
статья

Миронычева Светлана Сергеевна

 

«Возрастные особенности речевого развития детей»

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень развития речи детей в 2 года

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав, би-би - это тоже слова!)

К 2 годам - 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года I месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Дети понимают

1. Обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2. Значение пространственных предлогов: «положи НА стол, сядь НА диван, спрячь В коробку»

3. Обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул - это стул).

Дети могут выполнять

1. Просьбы взрослых, состоящие из двух частей: «Возьми мишку и сядь на ковер»

2. Способны отвечать и задавать вопросы: «Что это?», «Как это называется?».

3. Строить небольшие предложения. «Киса ням-ням»- это уже предложение, построенное по правилам русской грамматики.

4. Здороваться и прощаться хотя бы символически

5. Показывать изображение называемых предметов в книжке

Особенности речевого развития

1. Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными: кошка идет, кукла лежит», используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «Я».

2. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (физиологическое косноязычие)

3. Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук может произновиться верно в каком-то слове, в другом - выпадает или заменяется на другой.

4. Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова): «молоток-моток, пианино-пинино, бегемот-бемот»

5. Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенными критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.

Педагог-новатор Лысенкова Софья Николаевна приводила яркое образное сравнение с помидорами: «Посаженные в одинаковых условиях плоды все равно созревают каждый в свой срок. И никто даже и не думает ругать овощи за то, что они спеют медленно»

Уровень развития речи детей в 3 года

К 3 годам активный словарь составляет около 1000-1300 слов.

Возраст 3 лет включает в себя период и 3 года 1 месяц, и 3 года 11 месяцев.

За промежуток в 10 месяцев у малыша может случиться качественный скачок в речевом развитии. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Обычно детки в этом возрасте уже могут:

• рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);

• обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);

• говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;

• использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;

• правильно выговаривать подавляющее большинство звуков

Возможные речевые ошибки возраста:

• строят предложения, допуская грамматические ошибки;

• постановка ударения в сложных словах вызывает затруднения;

• могут не получаться звуки [ж], [ш], [ч'], [ш'], [р], [р'], [л]

Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенными критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.

Уровень развития речи детей в 4 года

К четырем годам словарный запас ребенка достигает 1600 слов (добавляются

наречия, обозначающих пространственные и временные признаки)

Характеристика речи

1. У многих детей звукопроизношение приходит в норму.

2. Дети начинают заниматься «словотворчеством», что свидетельствует о начале       усвоения словообразовательных моделей (правдун, рванота, страшность и т.д.)

3. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

4. В речи используют слова второй степени обобщения: мебель (это и стульчик, и стол, и шкаф), игрушка (это и мяч, и кукла, и кубик), фрукты (это и яблоко, и груша, и апельсин).

5. Малыши хорошо запоминают большое количество стихотворных произведений наизусть.

6. Дети пересказывают хорошо им знакомую сказку

Допускается

1. Смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие [p], [р']

2. Непоследовательность в рассказах о событиях из собственной жизни

Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.

Уровень развития речи детей в 5 лет

Активный словарный запас составляет порядка 2200-2500 слов, что дает

ребенку возможность высказываться полно, точнее излагать мысли.

Характеристика речи

1. В речи чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

2. Высказывании состоит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

3. Начинается овладение монологической речью. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.

4. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша».

5. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишья.

6. Увеличивается подвижность мышц речевого аппарата.

7. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных.

8. Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие звуки, (л, [p'], [р], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.

9. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Допускается

1. Редкие пропуски звуков и слогов

2. Недостаточно развитый самоконтроль за собственным произношением

Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенными критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.

Уровень развития речи детей в 6 лет

За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов,

достигая 3500 слов

Характеристика речи

1. Дети способны вычленять существенные признаки предметов и явлений, начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.

3. Развивается связная монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.

4. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, и ребенок

начинает правильно произносить все звуки родного языка.

5. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

6. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Допускается

1. У некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, соноров [л], [л'], [р], [р']. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенными критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Характеристика речевого развития детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...

Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".

Характеристика особенностей  слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР , для направления на ПМПК

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР , для направления на  ПМПК...

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР , для направления на ПМПК

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР , для направления на  ПМПК...