Характеристика речевого развития.
статья
«Возрастные особенности речевого развития детей»
Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень развития речи детей в 2 года
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав, би-би - это тоже слова!)
К 2 годам - 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года I месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
Дети понимают
1. Обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
2. Значение пространственных предлогов: «положи НА стол, сядь НА диван, спрячь В коробку»
3. Обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул - это стул).
Дети могут выполнять
1. Просьбы взрослых, состоящие из двух частей: «Возьми мишку и сядь на ковер»
2. Способны отвечать и задавать вопросы: «Что это?», «Как это называется?».
3. Строить небольшие предложения. «Киса ням-ням»- это уже предложение, построенное по правилам русской грамматики.
4. Здороваться и прощаться хотя бы символически
5. Показывать изображение называемых предметов в книжке
Особенности речевого развития
1. Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными: кошка идет, кукла лежит», используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «Я».
2. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (физиологическое косноязычие)
3. Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук может произновиться верно в каком-то слове, в другом - выпадает или заменяется на другой.
4. Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова): «молоток-моток, пианино-пинино, бегемот-бемот»
5. Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенными критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
Педагог-новатор Лысенкова Софья Николаевна приводила яркое образное сравнение с помидорами: «Посаженные в одинаковых условиях плоды все равно созревают каждый в свой срок. И никто даже и не думает ругать овощи за то, что они спеют медленно»
Уровень развития речи детей в 3 года
К 3 годам активный словарь составляет около 1000-1300 слов.
Возраст 3 лет включает в себя период и 3 года 1 месяц, и 3 года 11 месяцев.
За промежуток в 10 месяцев у малыша может случиться качественный скачок в речевом развитии. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
Обычно детки в этом возрасте уже могут:
• рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
• обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
• говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
• использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
• правильно выговаривать подавляющее большинство звуков
Возможные речевые ошибки возраста:
• строят предложения, допуская грамматические ошибки;
• постановка ударения в сложных словах вызывает затруднения;
• могут не получаться звуки [ж], [ш], [ч'], [ш'], [р], [р'], [л]
Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенными критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
Уровень развития речи детей в 4 года
К четырем годам словарный запас ребенка достигает 1600 слов (добавляются
наречия, обозначающих пространственные и временные признаки)
Характеристика речи
1. У многих детей звукопроизношение приходит в норму.
2. Дети начинают заниматься «словотворчеством», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей (правдун, рванота, страшность и т.д.)
3. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
4. В речи используют слова второй степени обобщения: мебель (это и стульчик, и стол, и шкаф), игрушка (это и мяч, и кукла, и кубик), фрукты (это и яблоко, и груша, и апельсин).
5. Малыши хорошо запоминают большое количество стихотворных произведений наизусть.
6. Дети пересказывают хорошо им знакомую сказку
Допускается
1. Смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие [p], [р']
2. Непоследовательность в рассказах о событиях из собственной жизни
Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
Уровень развития речи детей в 5 лет
Активный словарный запас составляет порядка 2200-2500 слов, что дает
ребенку возможность высказываться полно, точнее излагать мысли.
Характеристика речи
1. В речи чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
2. Высказывании состоит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
3. Начинается овладение монологической речью. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
4. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша».
5. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишья.
6. Увеличивается подвижность мышц речевого аппарата.
7. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных.
8. Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие звуки, (л, [p'], [р], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.
9. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Допускается
1. Редкие пропуски звуков и слогов
2. Недостаточно развитый самоконтроль за собственным произношением
Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенными критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
Уровень развития речи детей в 6 лет
За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов,
достигая 3500 слов
Характеристика речи
1. Дети способны вычленять существенные признаки предметов и явлений, начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
2. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.
3. Развивается связная монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
4. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, и ребенок
начинает правильно произносить все звуки родного языка.
5. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
6. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.
Допускается
1. У некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, соноров [л], [л'], [р], [р']. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
Речевое развитие ВАШЕГО малыша индивидуально и измерять его лишь предложенными критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Характеристика речевого развития детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...

Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...

Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".
Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР , для направления на ПМПК
Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР , для направления на ПМПК...

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР , для направления на ПМПК
Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР , для направления на ПМПК...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речевого развития.
Нарушения речевого развития....
