Урок-панорама "Прощание с 19 веком"
методическая разработка (10 класс) по теме

Гордеева Эвелина Вячеславовна

Урок с использованием рекомендованных технологий: игровой, методикой Ильина, технология Шаталова, адаптированная к урокам литературы, метод проектов (элементы проекта ученика). Данный материал может быть использован как в 10 , так и в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-panorama.docx21.32 КБ
Файл hud._sredstva.pptx208.31 КБ
Файл hudozhestvennoe_slovo.pptx749.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-панорама «Прощание с литературой 19 века».

ЦЕЛЬ: обобщение знаний по художественной литературе 19 века и особенностям художественного слова.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Проверка уровня знаний по творчеству писателей 19 века;

Воспитательные:

  1. Формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств;

Развивающие:

  1. Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
  2. Обеспечить развитие дискуссионных навыков;
  3. Обеспечение ситуации эмоционального переживания.

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: подборка книг писателей 19 века, компьютерная презентация, раздаточные таблицы.

Планируемый результат:

Предметный :

системное обобщение полученных на уроках 9-10 классов сведений о литературе 19 века.

Личностный:

1)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать любимых авторов 19 века;

2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроках по литературе 19 века опыта.

Метапредметный:

 полученные навыки по развитию речи и умению вести  диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат.

ПЛАН:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Ролевая игра.  Постановка целей и задач урока.
  3. Компьютерная презентация.
  4. Демонстрация элементов ученического проекта.
  5. Слово учителя.
  6. Командная работа на скорость.
  7.  Рефлексия. Заключительное слово учителя.

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя.

У нас сегодня необычный урок и поэтому я попрошу капитанов команд перевоплотиться.

1. Ролевая игра. 5-6 минут.

Каждая команда (всего 3) на время забывает о своем земном происхождении. Вы- инопланетяне, причем разных подвидов с абсолютно чуждой логикой! Ваша задача- по какому-то принципу , высадившись на Землю, найти собрата по разуму. Затем вы озвучите результат (у каждой команды- свой, поэтому постарайтесь выдвинуть несколько версий), после чего у каждой команды будет возможность отстоять свою версию и аргументировать выбор. Время для выбора версии- 1 минута.

Примерные варианты ответов: 1) внешнее сходство 2) способность к изменению лика Земли 3) способность мыслить и говорить

Технологии

Игровая.

Цель применения: оптимизация учебного процесса, привитие навыков к дискутированию и работе в команде.

2. Мне ближе всего версия о способности говорить как показателя способности мыслить. Тем более, что тема нашего урока- «Прощание с литературой 19 века». Как вы понимаете, и наша игра не была случайной- я не ставила цель развлечь Вас. Сегодня мы прощаемся с литературой 19 века и постараемся вспомнить, что она принесла не только в вашу, пока ешё очень юную жизнь, но и в жизнь нашей нации. Поэтому  начнём урок с поисков ответа на вопрос: что же такое художественное слово, в чем его отличие от бытового. Один из ответов- перед вами. Это эпиграф нашего урока- слова Андрея Белого о прозе русских классиков(слайд 1). Попробуем ответить на вопрос: почему литературу 19 века мы относим к «золотому» периоду русской литературы? (слайд 2).

ИКТ-технология

Цель: подготовка личности «информационного общества», дать ребёнку большое количество материала за короткое время, эстетическое сопровождение умственной работы, для оптимизации сочетания индивидуальной и групповой работы, для эффективности организации урока.

3.  В чём же отличие художественного слова от бытового? (слайд 3). Мини-лекция учителя.

Система Е.Н. Ильина

4. Ответ на этот вопрос ищет и ваш одноклассник- он продемонстрирует результат своих поисков, показав нам элементы своего проекта.

Проектная деятельность +  ИКТ- технология

Цель: формирование умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей

5.Слово учителя: С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.


 И, постигая глубину художественного слова, постарайтесь ответить на вопрос: что дало художественное слово в лице творцов 19 века русскому национальному сознанию и душе каждого читателя?

Система Е.Н. Ильина

Цель:1. Создание проблемной ситуации и выхода из неё через самостоятельную деятельность ученика.
2. Развитие творческой самостоятельности учащихся.
3. Активная познавательная деятельность учащихся, состоящая в поиске и решении сложных вопросов.
4. Использование дифференцированных и разноуровневых заданий.
5. Рассмотрение учебных явлений с различных позиций.

6. Командная игра: вам раздадут стопку книг- это авторы 19 века. Капитаны распределят их. У каждого из вас задача: о том авторе, книгу которого вы держите в руках, вы должны емко рассказать, в чем заключается его вклад в сокровищницу русской литературы.

Задание на время- 1 минута .

7. Суммируем вашу работу: перед вами таблица, к которой мы будем время от времени обращаться, говоря о традициях в литературе и о русском литературном наследии

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)+ ИКТ

Цель: закрепление знаний гуманитарного характера в классах физико- математического профиля.

Александр Сергеевич Пушкин

Русский национальный поэт: в нём, как в лексиконе заключается всё богатство, сила и гибкость нашего языка.

Николай Васильевич Гоголь

Русский мистицизм, фольклорность, парадоксальность,, через национальное –общечеловеческое, нравственность- «тоска по идеалу».

Фёдор Иванович Тютчев

Одухотворённость природы,, философичность, будит интерес к загадкам мирозданья. Противоречивому единству природы и человека

Иван Сергеевич Тургенев

Чистота и правильность языка, сакраментальность мышления, политическая смелость,  высокая жертвенность

Иван Александрович Гончаров

Отражение русского национального характера, изумительная трезвость взгляда на мир.

Николай Алексеевич Некрасов.

Создатель новой поэтики: поэтическая форма оттеняет прозаичность, грубость, будничность содержания, гражданственность тематики

Фёдор Михайлович Достоевский

Изощрённейший психологизм, совершенство и сложность образов, глобальность тематики.

Александр Николаевич Островский

«Русский Мольер»: сатиричность образов, народность языка, самобытность и национальность характеров

Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин

Метафоричность языка, острая сатиричность содержания, саркастичность

Николай Семёнович Лесков

Христианская мораль в художественной прозе, нравственные принципы, необычный «антикварный» язык, образ «праведника»

Антон Павлович Чехов

Высочайшая нравственность, новаторство художественной формы и языка, лиризм, ироничность

8. Мне хотелось бы закончить наш урок на лирической ноте: капитанам команд было дано задание- найти и прочесть то стихотворение о художественном слове, которое наиболее созвучно их душе. ( Чтение стихов). Так зачем нужна русская классика? Чему она учит?

Для чего написаны стихи? –
Чтоб мир по- новому понять;
Чтобы глаз печальных огоньки
В страну надежды направлять.

Стихи слагались для чего? –
Чтоб любовь согреть от стужи хмурой.
Ну а если не поймут того, –
То назовут потом литературой!

Система Е.Н. Ильина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выразительные средства языка На примере русской литературы 19 века

Слайд 2

Ана́фора или единоначатие -повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф) Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Гро зой снесённые мосты, Гро ба с размытого кладбища А. С. Пушкин «Медный всадник» Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черно глазую девицу, Черно гривого коня. М.Ю. Лермонтов «Узник» Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов Сумрак тихий, сумрак сонный. Лейся в глубь моей души Ф.И. Тютчев»Тени сизые смесились» Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин «Брожу ли я..»

Слайд 3

Звукопись — художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов ( повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями. Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков. Например: Люблю гр о з у в начале мая, Когда весенний, пе р вый гр ом, Как бы р е з вяся и и гр ая, Гр охочет в небе голубом . (Ф. И. Тютчев) Ассонанс — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков. Например: ...Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. (А. С. Пушкин)

Слайд 4

Инверсия- расположение слов в предложении или в фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил. (А. Пушкин) Прозаическая структура этой фразы была бы такой: «И я долго твердил нежное имя милой Мариулы ». Арагвы светлой он счастливо Достиг зеленых берегов. (М. Лермонтов) Прозаическая структура — «Он счастливо достиг зеленых берегов светлой Арагвы » — придает всей фразе слишком обыденный вид. Лишь музы девственную душу В пророческих тревожат боги снах. (Ф. Тютчев) Прозаическая структура фразы: «Боги тревожат в пророческих снах лишь девственную душу Музы».

Слайд 5

МЕТАФОРА — вид тропа употребление слова в переносном значении; словосочетание, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д. Унынья моего ничто Не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит И любит — оттого, что не любить оно не может . А.С. Пушкин «На холмах Грузии…»

Слайд 6

Олицетворение, прозопопея (от греч. prósōpon — лицо и poiéō — делаю), персонификация (от лат. persona — лицо, личность и facio — делаю), особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. А.С. Пушкин «Анчар» Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился. А.А. Фет «Устало все кругом…» Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. Ф.И. Тютчев «Сияют воды…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественное слово По материалам литературы 19 века. «… Полнозвучнейшая из поэзий!»- Андрей Белый о прозе русских классиков.

Слайд 2

Золотой век русской литературы Рождение художественной литературы- это принципиально новый этап в развитии языка . И содержание, и язык художественного текста неизмеримо сложнее любого другого, потому что человек с его помощью жаждет разгадать самую непостижимую загадку- самого себя. Создавать художественные миры позволяет образ-способ и средство воссоздания реальности в искусстве, наиболее важный элемент художественной модели мира, адресован как разуму, так и чувствам. Материалом художественной литературы является особый язык, создающий одухотворенный вариант мира.

Слайд 3

Художественное слово Многозначность Метафоричность Выразительность Эмоциональное воздействие Чистота национального языка В области тематики- злободневность актуальность, вневременность , ориентация на общечеловеческие ценности Мир художественный организован волей своего творца, состоит из элементов- образов, обращённых одновременно и к разуму, и к чувству. Иногда образ трансформируется в символ. Свойство: « остранение »( по В.Б. Шкловскому)- мир становится «странным», мы на него смотрим «со стороны». В области речи: ритмична, нет хаотических у дарений и пауз. Из правил риторики: «Высшее искусство- это искусство скрывать своё искусство».

Слайд 4

Писатели «золотого века» русской литературы

Слайд 5

Что подарили русские классики «золотого века» миру? Лев Николаевич Толстой Эпичность описания событий и характеров, драматизм, «теплоту патриотизма». Александр Сергеевич Пушкин Русский национальный поэт: в нём, как в лексиконе заключается всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Николай Васильевич Гоголь Русский мистицизм, фольклорность, парадоксальность,, через национальное –общечеловеческое, нравственность- «тоска по идеалу». Фёдор Иванович Тютчев Одухотворённость природы,, философичность, будит интерес к загадкам мирозданья. Противоречивому единству природы и человека Иван Сергеевич Тургенев Чистота и правильность языка, сакраментальность мышления, политическая смелость, высокая жертвенность Иван Александрович Гончаров Отражение русского национального характера, изумительная трезвость взгляда на мир. Николай Алексеевич Некрасов. Создатель новой поэтики: поэтическая форма оттеняет прозаичность, грубость, будничность содержания, гражданственность тематики Фёдор Михайлович Достоевский Изощрённейший психологизм, совершенство и сложность образов, глобальность тематики.

Слайд 6

Михаил Юрьевич Лермонтов Русский романтизм, величие и трагизм человеческого бытия Алексей Константинович Толстой «Честный» взгляд на историю Александр Николаевич Островский «Русский Мольер»: сатиричность образов, народность языка, самобытность и национальность характеров Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин Метафоричность языка, острая сатиричность содержания, саркастичность Николай Семёнович Лесков Христианская мораль в художественной прозе, нравственные принципы, необычный «антикварный» язык, образ «праведника» Антон Павлович Чехов Высочайшая нравственность, новаторство художественной формы и языка, лиризм, ироничность