Описание методической системы педагога
материал на тему
Описание компонентов методической системы по формирование ценностного отношения к здоровью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание методической
системы педагога
автор: Удилова Татьяна Александровна,
учитель биологии, экологии
МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска
Моя методическая система направлена на формирование ценностного отношения к здоровью, и сформировалась в течение последних пяти лет. Актуальность применения такой методической системы обусловлена наблюдениями психологов, физиологов, педагогов, статистическими данными показывающими, что уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей школьного возраста ежегодно падает. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей. Поэтому на сегодняшний день проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего эле мента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологичес кой, социальной. На получение этого результата у обучающихся и нацелена моя методическая система.
Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю:
- систематизацию методических приёмов для разных типов уроков способствующих уменьшению утомляемости обучающихся;
- освоение современных образовательных технологий обучения и воспитания имеющих наиболее оптимальные возможности формирования ценностного отношения к здоровью;
- отбор и систематизацию релаксационных пауз и психогимнастических упражнений;
- освоение методик профилактической гимнастики и самомассажа точек по Уманской, которые можно применять на уроках.
Работа с учебным содержанием предметов экологии и биологии заключалась в систематизации учебных тем здоровьеформирующей направленности, обогащении учебного содержания информацией из дополнительных источников способствующей профилактике заболеваний и глубокому пониманию зависимости состояния здоровья человека от комплекса факторов воздействующих на него. Наличие банка источников информации подобранного к большинству тем здоровьесберегающей направленности дает педагогу возможность вести предметный разговор на уроках о способах сохранения здоровья, воспитывать культуру здоровья, разрабатывать компетентностно-ориентированные задания и привлекать к их выполнению обучающихся на уроке и вне его.
Основные методы, используемые при организации обучения частично-поисковый, проблемный и проектный используются для:
- стимулирования познавательного интереса;
- создания условий для овладения теоретическим стилем мышления;
- формирования готовности к саморазвитию, к самостоятельному конструированию и интегрированию знаний;
- развитию навыка защиты продукта собственной деятельности;
- развитию критического мышления.
Использование этих методов требует от учителя комплекса педагогических компетенций:
- в разработке рабочих программ, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений;
- в организации педагогической деятельности на уроке;
- в постановке целей и задач педагогической деятельности с вовлечением обучающихся;
- в мотивировании обучающихся;
- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
- в области личностных качеств,
а также системного подхода к использованию данных методов с целью получения стойкого результата, проявляющегося в принятии здоровья как наивысшей ценности и снижения уровня заболеваемости детей (хотя этот факт зависит также и от ряда других условий).
Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса обучения и принятия здоровья как ценности являются:
- технологизация процесса обучения с учётом возрастных особенностей и соответствия содержанию учебного материала (ТРКМ, РИТС, игровая технология, проблемно-диалогического обучения, проектного обучения);
- повышение доли учебного времени отведённого для самостоятельной работы при наличии уровневой дифференциации заданий с учетом ведущих модальностей обучаемых;
- использование средств ИТ (мультимедийные презентации, флеш-анимации и др.) для облегчения восприятия большого объёма информации;
- включение в каждый урок мотивация на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья;
- использование
- регулярное проведение психогимнастических упражнений для профилактики утомления: обращение к притчам, байкам, нетрадиционным комплексам гимнастики. Данные приемы позволяют преодолевать психологический коммуникативный барьер с детьми любого возраста.
Основной организационной формой является урок. Но структура уроков зависит от выбранной технологии для овладения учебным содержанием и формируемых компетенций. Типология уроков рекомендуемых в рамках методической системы следующая:
Для изучения нового материала:
- урок изучения нового материала с учетом особенности технологии развития критического мышления – стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии;
- урок-практикум;
- урок-исследование;
-урок-путешествие;
- урок-проект.
Для закрепления и обобщения материала:
- деловая игра;
- урок-экскурсия (реальная или виртуальная);
- урок-дискуссия;
- урок-взаимообучения;
- урок работы с информационным материалом.
Для контроля знаний:
- урок-тестирования (открытые тесты с выбором одного верного или одного неверного ответа);
- урок комплексной проверки знаний с использованием тестов различных типов, биологического диктанта, работы с биологическими рисунками и пр.;
- урок защиты проектов.
Диагностический компонент является неотъемлемой частью методической системы и обеспечивает обратную связь. Выявление уровня сформированности ценностного отношения здоровья может быть произведено как через прямую диагностику, так и косвенно в процессе педагогического наблюдения, так как данный процесс включает в себя три «кита»: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование ЗОТ, как основного инструмента педагогической работы. Вместе взятые эти компоненты состав ляют единое целое – дорогу к здоровью. Фундаменталь ный принцип педагогической тактики при этом состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен зап росить ее у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача педагога – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осоз нание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос – данная работа направлена как на главную цель методической системы педагога, так и на формирование коммуникативной компетенции. Частично показателем сформированнлсти данной компетенции и достижения поставленной цели является наблюдаемая потребность детей в поиске ответов на вопросы: как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков. Если за ответами на все эти вопросы ребенок обращается к учителю, то полученная от него информация имеет максимальные шансы быть использованной на прак тике в ходе выполнения творческих исследовательских работ в рамках научного общества учащихся 9 – 11 кл. Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в твор ческий процесс не только природосообразно, но служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адап тационный потенциал. А в целом способствует достижению основной цели моей работы – развитию личности учащегося и снижает вероятность наступле ния утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без твор ческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, являет ся насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здо ровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Принятие обучающимися здоровья как наивысшей ценности является показателем сформированности таких личностных УУД, как самоопределение и нравственно-этическое оценивание. Достижения принятия ценности здоровья большинством позволяет включить в процесс взаимного общения всех учащихся, репродуктивные задания заменять решением творческих учебных и практических задач, при этом внешние мотивы вытесняются формированием осознанного личного мотива на сохранение здоровья.
Для подтверждения действенности методической системы педагогом дважды проводилась диагностика обучающихся: в 2007/2008 и в 2010/2011 учебном году.
Для диагностирования им было предложено выполнить одно задание: «Распределите человеческие ценности, расположив их в том порядке, в каком они для вас значимы, начиная с наиболее значимого: дружба со сверстниками, успешная учёба, сохранение личного здоровья, возможность заниматься любимым делом, жизнь, здоровье родных, любовь».
Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики представлены на диаграммах (приложение 1, приложение 2) и свидетельствует о положительных результатах представленной методической системы.
Приложение 1
Результаты первичной диагностики
2007/2008 уч. год – учащиеся 5а класса в количестве 26 человек
Приложение 2
Результаты вторичной диагностики
2010/2011 уч. год – учащиеся 8а класса в количестве 25 человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полное описание методической системы специального (коррекционного) класса VIII вида
Полное описание методической системы специального (коррекционного) класса VIII вида...

Описание методической системы "Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций"
Источник изменений:Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования ...

Описание методической системы
Моя методическая система основывается на многолетнем личном педагогическом опыте, передовом опыте педагогов-новаторов и требованиях современного образовательного стандарта....

Описание методической системы учителя информатики и ИКТ Т.В. Сивоволовой
Описание собственной методической системы учителем информатики и ИКТ ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 525 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга Сивоволо...

Описание методической системы Захарьиной Ольги Валерьевны, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области
Краткое описание методической системы Захарьиной Ольги Валерьевны, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области по теме «Использование эффективных образовательных...

Методическая система педагога, апробированная в профессиональном сообществе (краткое описание)
Резванова И.А. использует в своей работе систему педагогических приемов и методов направленных на сопровождение процесса становления и развития личности обучающегося в период обучения как человека цел...