Описание методической системы педагога
материал на тему

Удилова Татьяна Александровна

Описание компонентов методической системы по формирование ценностного отношения к здоровью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_metodicheskoy_sistemy_pedagoga.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Описание методической


системы педагога


автор: Удилова Татьяна Александровна,

учитель биологии, экологии

МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска

Моя методическая система направлена на формирование ценностного отношения к здоровью, и сформировалась в течение последних пяти лет. Актуальность применения такой методической системы обусловлена наблюдениями психологов, физиологов, педагогов, статистическими данными показывающими, что уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей школьного возраста ежегодно падает. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей. Поэтому на сегодняшний день проектирование здоровьесберегающей образовательной среды  рассматривается  в качестве важнейшего эле мента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологичес кой, социальной. На получение этого результата  у обучающихся и нацелена моя методическая система.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю:

- систематизацию методических приёмов для разных типов уроков способствующих уменьшению утомляемости обучающихся;

- освоение современных образовательных технологий обучения и воспитания имеющих наиболее оптимальные возможности  формирования ценностного отношения к здоровью;

- отбор и систематизацию релаксационных пауз и психогимнастических упражнений;

- освоение методик профилактической гимнастики и самомассажа точек по Уманской, которые можно   применять на уроках.

 Работа с учебным содержанием  предметов экологии и биологии  заключалась в систематизации учебных тем здоровьеформирующей направленности, обогащении учебного содержания информацией из дополнительных источников способствующей профилактике заболеваний и глубокому пониманию зависимости состояния здоровья человека от комплекса факторов воздействующих на него. Наличие банка источников информации подобранного к  большинству тем здоровьесберегающей направленности дает педагогу возможность вести предметный разговор на уроках о способах сохранения здоровья, воспитывать культуру здоровья, разрабатывать компетентностно-ориентированные задания и привлекать к их выполнению обучающихся на уроке и вне его.

Основные методы, используемые при организации обучения частично-поисковый, проблемный и проектный используются для:

- стимулирования познавательного интереса;

- создания условий для овладения теоретическим стилем мышления;

- формирования готовности к саморазвитию, к самостоятельному  конструированию и интегрированию знаний;

- развитию навыка защиты продукта собственной деятельности;

- развитию  критического мышления.

Использование этих методов требует от учителя комплекса педагогических компетенций:

- в разработке рабочих программ, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений;

- в организации педагогической деятельности на уроке;

- в постановке целей и задач педагогической деятельности с вовлечением обучающихся;

- в мотивировании обучающихся;

- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;

- в области личностных качеств,

а также  системного подхода к использованию данных методов с целью получения стойкого результата, проявляющегося в принятии здоровья как наивысшей ценности и снижения уровня заболеваемости детей (хотя этот факт зависит также и от ряда других условий).

Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса обучения и принятия здоровья как ценности являются:

-  технологизация процесса обучения с учётом возрастных особенностей и соответствия содержанию учебного материала (ТРКМ, РИТС, игровая технология, проблемно-диалогического обучения, проектного обучения);

- повышение доли учебного времени отведённого для самостоятельной работы при наличии уровневой дифференциации заданий с учетом ведущих модальностей обучаемых;

- использование средств ИТ (мультимедийные презентации, флеш-анимации и др.) для облегчения  восприятия большого объёма информации;

- включение в каждый урок мотивация на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры  здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья;

- использование

- регулярное проведение  психогимнастических упражнений для профилактики утомления: обращение к притчам, байкам, нетрадиционным комплексам гимнастики. Данные приемы позволяют  преодолевать психологический коммуникативный барьер с детьми любого возраста.

Основной организационной формой является урок. Но структура уроков зависит от выбранной технологии для овладения учебным содержанием и  формируемых компетенций. Типология  уроков  рекомендуемых в рамках методической системы следующая:

Для изучения нового материала:

- урок изучения нового материала  с учетом особенности технологии развития критического мышления – стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии;

- урок-практикум;

- урок-исследование;

-урок-путешествие;

- урок-проект.

Для закрепления и обобщения материала:

- деловая игра;

- урок-экскурсия (реальная или виртуальная);

- урок-дискуссия;

- урок-взаимообучения;

- урок  работы с информационным материалом.

Для контроля знаний:

- урок-тестирования (открытые тесты с выбором одного верного или одного неверного ответа);

- урок комплексной проверки знаний с использованием тестов различных типов, биологического диктанта, работы с биологическими рисунками и пр.;

- урок защиты проектов.

Диагностический компонент является неотъемлемой частью методической системы и обеспечивает обратную связь. Выявление уровня сформированности ценностного отношения здоровья  может быть произведено как через прямую диагностику, так и косвенно в процессе педагогического наблюдения, так как данный процесс включает в себя три «кита»: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование ЗОТ, как основного инструмента педагогической работы. Вместе взятые эти компоненты состав ляют единое целое – дорогу к здоровью. Фундаменталь ный   принцип педагогической тактики при этом состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен зап росить ее у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача педагога – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осоз нание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос – данная работа направлена как на главную цель методической системы педагога, так и на формирование коммуникативной компетенции. Частично показателем сформированнлсти данной компетенции и достижения поставленной цели является наблюдаемая потребность детей в поиске ответов на вопросы: как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков. Если за ответами на все эти вопросы ребенок обращается к учителю, то полученная от него информация имеет максимальные шансы быть использованной на прак тике в ходе выполнения творческих  исследовательских работ в рамках научного общества учащихся 9 – 11 кл. Творческий характер образовательного процесса  крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в твор ческий процесс не только природосообразно, но служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адап тационный потенциал. А  в целом  способствует достижению основной цели моей работы – развитию личности учащегося и снижает вероятность наступле ния утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без твор ческого заряда –  неинтересно, а значит, в той или иной степени, являет ся насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здо ровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Принятие обучающимися здоровья как наивысшей ценности является показателем сформированности таких личностных УУД, как самоопределение и нравственно-этическое оценивание.   Достижения принятия ценности здоровья большинством позволяет включить в процесс взаимного общения всех учащихся, репродуктивные задания заменять решением творческих учебных и практических задач, при этом  внешние мотивы вытесняются формированием осознанного личного мотива на сохранение здоровья.

Для подтверждения действенности методической системы педагогом дважды проводилась  диагностика обучающихся: в 2007/2008 и в 2010/2011 учебном году.  

Для диагностирования им было предложено выполнить одно задание: «Распределите человеческие ценности, расположив их в том порядке, в каком они для вас значимы, начиная с наиболее значимого: дружба со сверстниками, успешная учёба, сохранение личного здоровья, возможность заниматься любимым делом, жизнь, здоровье родных, любовь».  

Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики представлены на диаграммах (приложение 1, приложение 2) и свидетельствует о  положительных  результатах представленной методической системы.

Приложение 1

Результаты первичной диагностики

2007/2008 уч. год – учащиеся 5а  класса в количестве 26 человек

 Приложение 2

Результаты вторичной диагностики

2010/2011 уч. год – учащиеся 8а класса в количестве 25 человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полное описание методической системы специального (коррекционного) класса VIII вида

Полное описание методической системы специального (коррекционного) класса VIII вида...

Описание методической системы

Материал для аттестации...

Описание методической системы "Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций"

Источник    изменений:Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования ...

Описание методической системы

Моя методическая система основывается на многолетнем личном педагогическом  опыте, передовом опыте педагогов-новаторов и требованиях современного образовательного стандарта....

Описание методической системы учителя информатики и ИКТ Т.В. Сивоволовой

Описание собственной методической системы учителем информатики и ИКТ ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 525 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга Сивоволо...

Описание методической системы Захарьиной Ольги Валерьевны, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области

Краткое описание методической системы Захарьиной Ольги Валерьевны, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области по теме «Использование эффективных образовательных...

Методическая система педагога, апробированная в профессиональном сообществе (краткое описание)

Резванова И.А. использует в своей работе систему педагогических приемов и методов направленных на сопровождение процесса становления и развития личности обучающегося в период обучения как человека цел...