Из опыта работы
статья на тему

Боев Сергей Викторович

Представление опыта работы
учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ с. В - Казинка
Долгоруковского района
Липецкой области
Боева Сергея Викторовича

"Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы"        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы
учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ с. В - Казинка
Долгоруковского района
Липецкой области
Боева Сергея Викторовича

"Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы"          

Ведущей  идеей моей педагогической деятельности является  целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций школьников на уроках истории и обществознания.

Позволю себе  выделить наиболее значимые компетенции:

  1. Общекультурная; 2. Социально-трудовая 3. Коммуникативная компетентность; 4. Личностное самоопределение 

Процесс  активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

    Исходя из собственного опыта, я пришёл к выводу о том, что одним из условий формирования ключевых компетенций является  внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных.       Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:

        проектный метод

        исследовательский метод

        проблемное обучение

        технологию саморазвития личности

        информационно - коммуникативные технологии.

       Вот некоторые основные компетенции, реализуемые мною в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:

        умение извлекать пользу из опыта;

        умение опрашивать окружающих;

        умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

        умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

        умение сотрудничать в группе;

        умение разрабатывать и выполнять контракты;

        умение принимать решение и прогнозировать его последствия;

        умение нести ответственность.

             Информационные технологии позволяют мне по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации, создают дополнительные благоприятные условия для организации учебной деятельности.

Я считаю, что достоинствами использования этих технологий на уроках истории и обществознания является:

- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
- демонстрация учебных видеороликов;
-  создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно  использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке; создание обучающимися компьютерных презентаций, формирует важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

       Хочу отметить, что у обучающихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.  

    Еще один значимый для меня момент в организации учебной деятельности -   организация процесса личностного осмысления исторического опыта. Знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание.  Я глубоко убеждён в том, что молодой человек должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, но и активно взаимодействовать с окружающим миром, причем, в основе его взаимодействия должен лежать позитив и некая нравственная составляющая, потому что «знания в руках бездуховного человека, что сабля в руках сумасшедшего».

          Самостоятельная работа учащихся на моих  уроках является одним из приемом активизации мыслительной деятельности. Дети  работают с учебной и справочной литературой; выполняют разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.  

   Систематическое  использование в моей практике интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду  достижений:

1.Повысился уровень использования наглядности на уроке,

2.Повысилась производительность урока.

3.Активнее устанавливаются межпредметные связи.

4.Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя.

5.Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК.

6.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали  выбирать способы реализации своих способностей и  возможностей, активно вовлекаясь в урочную и во внеурочную деятельность.

7. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию во всех классах.

       Каждый ученик идет путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга.  интеллектуально.

С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, совершенствования общей логической культуры в 2008 – 2009 учебном году в нашей школе было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Первые шаги» в рамках школьной программы «Одарённые дети». Развитие интеллектуальных ресурсов общества, повышение социального статуса личности, воспитание талантливого ребенка как гражданина своей страны, ответственного за судьбу села, района, области и всей страны – таковы цели НОУ. Я возглавляю в Научном обществе секцию гуманитарных наук. Моими учениками был выполнен ряд работ. Наиболее значимыми, на мой взгляд, являются следующие творческие проекты:

  1. «Эвакогоспиталь в селе Войсковая Казинка»,
  2. «Читательские интересы подростков. На основе изучения страниц в социальной сети ВКонтакте»,
  3. «История моей семьи»,
  4. «История В – Казинской средней школы»,
  5. «Памятник погибшим воинам в селе Войсковая Казинка»,
  6. «Путеводитель по родным местам».

       В рамках внеклассной работы подготовили социальный проект «Формула успеха» о результативной деятельности учащихся во внеурочное время в патриотическом клубе «Память», в настоящее время работаем над проектом «Музей школы», «Нашей школе – 115».

         Я  помогаю выбрать нужную тропинку на пути знаний моим ученикам и вместе с ним радуюсь каждому маленькому открытию.

    Мои ученики принимают активное участие во внеклассной работе по предмету: посещают факультативы, занимают призовые места по предметным олимпиадам, участвуют в районных краеведческих конференциях, выбирают обществознание для итоговой аттестации  в форме ЕГЭ и успешно сдают (из 3 выпускников 2010-2011 учебного года обществознание сдавала 1 выпускница, набрала -72 балла, 2009 – 2010 учебный год из 5 выпускников 2 сдавали обществознание и набрали соответственно 76 и 74 балла. И в этом учебном году 3 из 5 выпускников выбрали историю и обществознание в качестве предмета по выбору.

       Мне хочется подготовить современного человека, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать  в общественной жизни, адаптированного к условиям меняющегося мира, самостоятельного, толерантного, готового к сотрудничеству. Предметы история и обществознание, по моему глубокому убеждению, как никакие другие способствуют этому.

Ученик должен  быть успешным, и я ему в этом помогу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...