Из опыта работы
статья на тему
Представление опыта работы
учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ с. В - Казинка
Долгоруковского района
Липецкой области
Боева Сергея Викторовича
"Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы
учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ с. В - Казинка
Долгоруковского района
Липецкой области
Боева Сергея Викторовича
"Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы"
Ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций школьников на уроках истории и обществознания.
Позволю себе выделить наиболее значимые компетенции:
- Общекультурная; 2. Социально-трудовая 3. Коммуникативная компетентность; 4. Личностное самоопределение
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.
Исходя из собственного опыта, я пришёл к выводу о том, что одним из условий формирования ключевых компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:
проектный метод
исследовательский метод
проблемное обучение
технологию саморазвития личности
информационно - коммуникативные технологии.
Вот некоторые основные компетенции, реализуемые мною в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:
умение извлекать пользу из опыта;
умение опрашивать окружающих;
умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
умение сотрудничать в группе;
умение разрабатывать и выполнять контракты;
умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
умение нести ответственность.
Информационные технологии позволяют мне по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации, создают дополнительные благоприятные условия для организации учебной деятельности.
Я считаю, что достоинствами использования этих технологий на уроках истории и обществознания является:
- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
- демонстрация учебных видеороликов;
- создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке; создание обучающимися компьютерных презентаций, формирует важнейшие в современных условиях навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации.
Хочу отметить, что у обучающихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Еще один значимый для меня момент в организации учебной деятельности - организация процесса личностного осмысления исторического опыта. Знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание. Я глубоко убеждён в том, что молодой человек должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, но и активно взаимодействовать с окружающим миром, причем, в основе его взаимодействия должен лежать позитив и некая нравственная составляющая, потому что «знания в руках бездуховного человека, что сабля в руках сумасшедшего».
Самостоятельная работа учащихся на моих уроках является одним из приемом активизации мыслительной деятельности. Дети работают с учебной и справочной литературой; выполняют разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.
Систематическое использование в моей практике интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду достижений:
1.Повысился уровень использования наглядности на уроке,
2.Повысилась производительность урока.
3.Активнее устанавливаются межпредметные связи.
4.Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя.
5.Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК.
6.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаясь в урочную и во внеурочную деятельность.
7. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию во всех классах.
Каждый ученик идет путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга. интеллектуально.
С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, совершенствования общей логической культуры в 2008 – 2009 учебном году в нашей школе было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Первые шаги» в рамках школьной программы «Одарённые дети». Развитие интеллектуальных ресурсов общества, повышение социального статуса личности, воспитание талантливого ребенка как гражданина своей страны, ответственного за судьбу села, района, области и всей страны – таковы цели НОУ. Я возглавляю в Научном обществе секцию гуманитарных наук. Моими учениками был выполнен ряд работ. Наиболее значимыми, на мой взгляд, являются следующие творческие проекты:
- «Эвакогоспиталь в селе Войсковая Казинка»,
- «Читательские интересы подростков. На основе изучения страниц в социальной сети ВКонтакте»,
- «История моей семьи»,
- «История В – Казинской средней школы»,
- «Памятник погибшим воинам в селе Войсковая Казинка»,
- «Путеводитель по родным местам».
В рамках внеклассной работы подготовили социальный проект «Формула успеха» о результативной деятельности учащихся во внеурочное время в патриотическом клубе «Память», в настоящее время работаем над проектом «Музей школы», «Нашей школе – 115».
Я помогаю выбрать нужную тропинку на пути знаний моим ученикам и вместе с ним радуюсь каждому маленькому открытию.
Мои ученики принимают активное участие во внеклассной работе по предмету: посещают факультативы, занимают призовые места по предметным олимпиадам, участвуют в районных краеведческих конференциях, выбирают обществознание для итоговой аттестации в форме ЕГЭ и успешно сдают (из 3 выпускников 2010-2011 учебного года обществознание сдавала 1 выпускница, набрала -72 балла, 2009 – 2010 учебный год из 5 выпускников 2 сдавали обществознание и набрали соответственно 76 и 74 балла. И в этом учебном году 3 из 5 выпускников выбрали историю и обществознание в качестве предмета по выбору.
Мне хочется подготовить современного человека, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать в общественной жизни, адаптированного к условиям меняющегося мира, самостоятельного, толерантного, готового к сотрудничеству. Предметы история и обществознание, по моему глубокому убеждению, как никакие другие способствуют этому.
Ученик должен быть успешным, и я ему в этом помогу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...