Самообразование учителя
методическая разработка по теме

Титова Татьяна Витальевнпа

При выборе темы по самообразованию я уже три года руководствуюсь идеями технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Цель педагогической деятельности и методическая тема по самообразованию

Цель моей педагогической деятельности – формирование приоритетных навыков познания, коммуникации и социализации через приобретение навыков самостоятельности в поиске и исследовании проблемы в пространстве уроков музыки. Иными словами  обучающийся через общение, групповую работу, оформление собственных впечатлений, через добывание информации самостоятельно, ее обрабатывание и применение в жизни с помощью фокусированных механизмов получает возможность реализовать свою главную потребность:

Уроки музыки – предмет поликультурный  и интеграционный. При слушании музыки невозможно обойтись без погружения в историческую эпоху, творчество композитора, его биографию и историю создания произведения, а при прослушивании фрагмента оперы знания либретто. Все это подразумевает исследование большого количества источников информации. С помощью стратегий RWCT, в процессе групповой работы, обучающиеся  учатся формулировать свои мысли для партнеров – перевести мысли из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым ее осмыслением. Здесь решается и академическая задача – интенсифицируется процесс чтения. Несмотря на это обучающийся получает возможность самовыражения при оформлении собственных впечатлений на этапе рефлексии. Часто завершение подобной работы предлагается выполнить дома  и, спустя уже три года, могу сказать, что многие подобные работы воплощались в неожиданные творческие  и исследовательские проекты.

При выборе темы по самообразованию я уже три года руководствуюсь идеями технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В разные годы она звучала по-разному:

Тема по самообразованию

Год

Выход

«Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся через внедрение технологии RWCT (развитие критического мышления через чтение и письмо)»

(2010-2011 уч год)

«УМК к программе по музыке для 5 класса 12-ти летней школы» (лицензия №0893 от 27.02.2009)

«Развитие духовно-нравственных основ личности, индивидуальности обучающихся через внедрение технологии RWCT (развитие критического мышления через чтение и письмо)»

(2011-2012 уч год)

Электронное пособие «Народные сказители» (лицензия №1483 от 09.11.2011)

«Формирование общеучебных и предметных компетенций обучающихся через технологии RWCT  и ИКТ на уроках музыки».

(2012-2013 уч год)

Для решения цели необходимо решить ряд задач:

Развитие естественной потребности окружающего мира;

Формирования навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;

Формирование собственного культурного самосознания, отношение к миру, другим культурам;

Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

Тема по самообразованию в процессе учения.

         Поводом для выбора данной темы самообразования послужили не только требования времени, но и результаты собственного опыта. Важным звеном в реализации поставленных задач являются информационно - коммуникативные технологи, позволяющие осуществить не только интерактивную составляющую обучения, но и формируют  навыки самообучения, а в совокупности со стратегиями технологии RWCT позволяют быстро и разносторонне реализовать творческое воплощение готовых исследовательских работ обучающихся. Этому способствуют разнообразные ЦОРы, которые я применяю на своих уроках от самых простейших в виде презентаций, электронных тестов и флипчартов до создания мини-сайтов фанатов любимого композитора, электронных компетентностно-ориентированных заданий.

        Структура уроков состоит из следующих фаз:

 

В работе я часто применяю прием «нравится-не нравится», когда я разрешаю детям оценивать музыкальные фрагменты по этому принципу, но с обязательным обоснованием «почему?». У всех обучающихся разное эмоциональное восприятие и я предлагаю им выразить свое отношение при помощи эссе, стихотворения, рисунка, рассуждения, но только после того, когда они найдут другие источники информации (кроме учебника) об этой музыке, композиторе, истории создания и т д. Доказательства почему нравится или нет дети приносят на уроки и часто объединяют свои работы в коллективные творческие проекты.

Таких авторских интеграционных технологических приемов в моей педагогической практике накопилось довольно много:

стратегию «Учитель-ученик» (обучающийся в роли учителя для одноклассников. Задача учителя как можно понятнее изложить тему обсуждения, учеников – задать как можно больше вопросов);

«Машина времени» Мы мысленно отправляемся в ту эпоху, откуда музыкальное произведение, которое мы будем слушать в последующем. Чтобы настроиться на волну того времени я предлагаю обучающимся составить ассоциации по пейзажам и портретам того времени, изображению инструментов, архитектуре, внутреннему убранству помещений.   Затем, изучив параграф учебника обучающиеся сравнивают ассоциации с описанием в тексте (чаще предположения пятиклассников полностью совпадают, в таком случае мы сразу переходим к слушанию.

Стратегия «самое главное слово» (находят ключевое слово или фразу  для всего урока);

«Симфонический оркестр» (каждая группа обучающихся является музыкантом определенной группы оркестра, скрипачи, духовые инструменты, возможно солисты. Здесь отрабатывается навык определять на слух звучание различных инструментов, пластическое интонирование позволяет решить проблему гиподинамии)

Активизирующая фаза

Констатирующая фаза

Конструирующая фаза

Выдвинуть проблему;

Установить связь с предыдущим опытом;

Подготовить платформу к пониманию новой идеи.

Изучить материал;

Выдвинуть известное и новое;

Поставить вопросы;

Провести всевозможные связи

Представить в собственном видении изученное;

Представить свои вопросы и найти на них ответы;

Делать предложения и тестировать их на достоверность;

Применять знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование учителя

План по самообразованию учителя чебановой Л.А. по теме «Формирование правовой культуры учащихся посредством обществоведческих дисциплин»....

Образец плана самообразования учителя

План  самообразования. Начат в 2007 году.Ф.И.О.: Мухамадиева Альбина Талгатовна , учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №6.Образование: высшее, КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 199...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2015 – 2016 учебный год)

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2015 – 2016 учебный год)...

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2016 – 2017 учебный год)

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2016 – 2017 учебный год)...

Отчёт по самообразованию учителя за 2018-2019 уч.год. Самоанализ деятельности учителя за 2018-2019 уч.год.

Отчёт по самообразованию учителя за 2018-2019 уч.год.Самоанализ деятельности учителя за 2018-2019 уч.год....