Урок рефлексии
статья по теме

Варенко Оксана Валентиновна

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_refleksii.rar551.47 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 1 

         Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

       В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.

От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки.

Слайд № 2

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Если на уроке рефлексии предметом «исследования» учащегося является его индивидуальная деятельность, то на уроке «открытия» нового знания предметом «исследования» является учебная задача. И в том и в другом случае учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.

На уроках рефлексии используется понятие эталона, образца и эталона для самопроверки.

Слайд №3

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

        Образец – реализация данного способа действия на конкретном примере.

        Эталон для самоконтроля – реализация способа действия, соотнесенное с эталоном.

При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».

Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению,

Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их  действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.

Слайд №4

Рефлексия - это активность человека, направленная на выявление объективных оснований, принципов построения собственных действий. Уроки рефлексии способствуют эмоциональному благополучию, а, следовательно, росту мотивации. Целью создания системы уроков рефлексии является выход на безотметочное обучение.

Слайд №5

                                             Цели, задачи уроков рефлексии.

Слайд №6

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изучаемых понятий, алгоритмов.

Слайд №7

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Слайд №8

                            Дидактические цели:

  1. Формирование умения учащихся определять область своего незнания, умения объяснять причины своих ошибок, отбирать задания для устранения этих причин.
  2. Формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Слайд №9                                Методические задачи:

  1. Проверить сформированность способа действия.
  2. Уметь вычленять из общего способа действия отдельные операции, производить процессуальный контроль.

Слайд №10         Уроки рефлексии.

Технология деятельностного метода.

Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  Слайд №11

  1. Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин.)

Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Слайд №12                     Необходимо:

-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

-исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого материала;

-определить основную цель урока.

  Слайд №13                       2.Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности (8-12 мин.)

Целью этого этапа является - подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к исправлению собственных ошибок;

Слайд №14

                               Необходимо:

-организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащихся - определения, алгоритмы и т.д.

-активизировать мыслительные операции;

-зафиксировать способы действий в буквенной или знаковой форме;

-организовать индивидуальную деятельность учащихся (провести самостоятельную работу);

-организовать самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

  Слайд №15                         3.  Этап локализации затруднений (7-8 мин.)

Целью этого этапа является - выявления места и причины затруднений и уточнение цели урока.

Исправление ошибок не должно быть формальным и проводиться по определенному алгоритму.

Слайд №16                   Учащиеся допустившие ошибки анализируют свое решение, определяют место ошибки, выделяют и фиксируют  способы действий, в которых допущены ошибки. Уточняют индивидуальную цель.

Учащиеся, получившие правильные ответы, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют творческие задания. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность работать по своему индивидуальному плану.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение 

выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений. 

Слайд №17

  4. Этап построения проекта выхода из затруднения (4-5 мин.)

Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и

формирование способности к его выполнению.

Слайд №18

 Необходимо:

-исправить ошибки самостоятельно и проверить с использованием, предложенного эталона

-выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы...), в которых были допущены ошибки.

-решить задания (часть из которых можно перенести в домашнюю работу).

 Слайд №19

5. Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Слайд №20

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

-самостоятельно  исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

-в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

-далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

-решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Слайд №21

6.  Этап обобщения результатов во внешней речи (2-3 мин.)

Целью этого этапа является - усвоение способов действий, вызвавших затруднения.

Необходимо:

-организовать обсуждение типовых затруднений;

-проговорить формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

  Слайд №22

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Целью этого этапа является - фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

-выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, выбирая те задания, в которых были допущены ошибки;

-проводят самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксируют знаково результаты.

Слайд №23

                      8 Этап включения в систему знаний и повторения (5-6 мин.)

Целью этого этапа является - включение используемых способов в систему знаний,

повторение и закрепление ранее изученного материала.

Учащиеся выполняют задания, в которых новые способы связаны с ранее изученными, решают задания на подготовку к следующим темам.

Слайд №24

                           9 Этап рефлексии деятельности (3-4 мин.)

Целью этого этапа является - самооценка результатов деятельности.

Слайд №25

Необходимо:

-повторить алгоритм исправления ошибок;

-зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

-оценить деятельность на уроке;

-определить задания для самоподготовки.

Слайд №26

Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей.

Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

Опыт проведения урока рефлексии приводится в раздаточном материале.

Слайд №27- Слайд № 28

                    Алгоритм конструирования урока рефлексии

  1. Составить список знаний - понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют тренинга и коррекции ошибок. Подобрать соответствующие эталоны. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на данном уроке.
  2. Подобрать задания для самостоятельной работы № на применение перечисленных знаний.
  3. Определить способы организации самопроверки самостоятельных работ № 1 и № 2.
  4. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.
  5. Подобрать задания для актуализации знаний. Продумать формы организации повторения и способ фиксации эталонов.
  6. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
  7.         Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную деятельность и пр.)
  8. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
  9. Продумать форму организации этапов мотивации и рефлексии учебной деятельности.
  10. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы локализации затруднений и построение проекта).
  11. В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
  12. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.
  13. Прописать план-конспект урока в соответствии с требованиями к его составлению по ТДМ «Школа 2000...».
  14. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода
  15. При необходимости внести коррективы в план-конспект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

урок английского языка во втором классе (урок рефлексии)

Урок рефлексии во втором классе пособие Spotlight 2, по темам “Мой дом”, “ Цвета”, “Моя семья”....

Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии  технологии:...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...