Главные вкладки

    Профессионализм педагога
    статья по теме

    Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших в мире.Педагог – человек, который ведет ребенка.Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один  из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл professionalizm_pedagoga.docx43.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кулешова Ирина Сергеевна

    социальный педагог ГБОУ НПО ПУ № 112 МО

    Профессионализм педагога.

    Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших в мире. Педагог – человек, который ведет ребенка. Но сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Стоит обратить внимание на слово «профессионализм». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.

     Какие же факторы больше всего влияют на успех педагога? Определенные способности ( по Н. В. Кузьминой ):

    1) конструктивные (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей);

    2) организаторско – коммуникативные (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками);

    3) гностические (способность приобретать и использовать знания).

    В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

    1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,

    2) конструктивная и исследовательская:

    3) организаторская и коммуникативная;

    4) самосовершенствование.

    Профессионализм учителя.

      Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям

      На уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – необходимое  (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести  это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. Но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

      Говоря о фундаментальности педагогического образования, мы имеем в виду не только предметную область, но и область психолого-педагогическую, поскольку они неразделимы в подготовке учителя.       Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский. В нашей отечественной традиции образование понимается как двуединый процесс обучения и воспитания. Формирование готовности выпускников к осуществлению задач воспитания — это одна из первоочередных проблем. Мы знаем, насколько непроста сейчас морально-нравственная атмосфера в обществе. В условиях кризисов и катаклизмов, которые не раз переживало наше Отечество, именно учитель всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. А сегодня школа — один из немногих социальных институтов, уроки жизни в котором проходят все граждане нашей страны.

    Требования к профессионализму современного педагога.

      Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один  из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.

    Самой главной составляющей профессионализма является компетентность( способность к актуальному выполнению деятельности). А. К. Маркова выделяет  четыре вида профессиональной компетентности:

    1. Специальная или деятельностная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
    2. Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.
    3. Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития. Умение планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
    4. Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

      В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:

      Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

      Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.

    Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.

    «Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.

      Учитывая активную роль человека в процессе профессионализации можно выделить три критерия по Ю. В. Поваренкову:

    1. Профессиональная продуктивность характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально – профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество  и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности.
    2.  Профессиональная идентичность характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией,, карьерой, собой.
    3. Профессиональная зрелость свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности

      Выделим следующие  компоненты профессиональной компетентности педагога:

      Мотивационно – волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

      Функциональный ( от лат. – исполнение) проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

      Коммуникативный ( от лат. – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умение ясно и четко излагать мысли, убеждать , аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

      Рефлексивный (обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиск личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствование мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

      Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер,

    Какими хотят видеть нас родители и ученики?

      Учебное заведение может привлекать абитуриента разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с педагогом, открывающее для его духовного мира нечто новое.

      Понятно, что педагог – именно та ключевая фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.

      Каждый день, входя в класс, преподаватель или мастер становится объектом внимания. Впечатления об образовательном учреждении, сложившегося у подростков, часто остаются неизменными на всю жизнь. Уже превратившись в родителей, они рассказывают своему ребенку, про математичку, историка и физрука с теми самыми чувствами, которые сформировались еще тогда, в юношеские годы.

        Отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву «сильного» учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) все, что он о нем думает. А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о своей «оценке» учителя.

      Вот выдержки из сочинений детей образовательного учреждения Московской области: «Учитель как человек старший и более умный должен вести себя достойно, сдержанно, контролировать перепады настроения…чтобы был строгим и человечным, требовательным и мягким». « Я хотела бы видеть учителя добрым, приветливым, всегда в хорошем настроении». « Я думаю, что учитель должен быть строгим, образованным, справедливым, умным, хорошо знать свой предмет, быть внимательным к ученикам». «Я бы хотела, чтобы мой учитель был доброжелательным, аккуратным, терпеливым, мог поддержать в любых ситуациях, понять, общаться со всеми на одном уровне».

      Исследование среди учащихся на данную тему приводят к выводу, что для ребят важно в педагоге:

    1. Доброта – 65 %
    2. Знание предмета – 25 %
    3. Внимательность – 24 %
    4. Понимание – 23%
    5. Вежливость – 17 %
    6. Ответственность – 16%
    7. Ум – 14%
    8. Строгость – 13 %
    9. Терпеливость – 11%
    10. Уравновешенность – 11%
    11.  Опрятность – 7 %
    12.  Культура – 8%
    13.  Грамотность – 6%
    14.  Честность – 5 %
    15.  Скромность – 5%

    На вопрос: « Что не должен делать современный педагог?» Были получены следующие результаты:

    1. Повышать голос – 78 %
    2. Оскорблять – 26 %
    3. Бить – 17 %

       Таково мнение наших студентов относительно качеств идеального педагога. Но, как мы все знаем, идеального человека нет. Но в любом случае, учителю, как представителю творческой профессии, всегда есть к чему стремиться.

    Эти результаты можно сравнить с официальными исследованиями А. Ю. Галкиной:

    1. Широкая эрудиция.
    2. Склонность замечать в людях доброе и хорошее.
    3. Преподавательское мастерство.
    4. Любовь к детям.
    5. Любовь к профессии.
    6. Умение доводить начатое дело до конца.
    7. Творчество в работе.
    8. Доброта, терпимость.
    9. Требовательность к детям.
    10.  Коммуникативность.
    11.  Использование нового, передового в работе.
    12.  Скромность.
    13.  Самостоятельность.
    14.  Привлекательность.

    Ученики и родители ожидают от педагога мудрых действий, умений разрешать различные ситуации спокойно и справедливо, отличных знаний, любви к детям и профессии.

    Учителем может быть только тот, кто является личностью.

    Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.

    Социальная структура личности.

    (по Г. Смирнову)

      Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспитательной роли таких школьных предметов, как русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка. Им принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответственность, духовность и высокая общая культура. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытывает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробной массовой культуры. Но выполнить высокую миссию Учителя, «наставника разумного и сердечного», сможет тот, кто сам является личностью. Какой учитель нужен современной школе и что надо изменить в подготовке и переподготовке педагогических кадров, с тем чтобы они в большей степени отвечали запросам современного общества?

    Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении (хотя, как мы знаем, еще много неясностей даже с определением профилей, не говоря об их содержательном наполнении). От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями.

      Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога:

      Профессиональной направленности;

      Профессиональной компетентности;

      Профессионально – важных качеств личности.

      Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Это качества: профессиональная позиция, ориентация, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.

      Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно – воспитательные задачи, создавая условия для формирования личности другого человека.

      Профессионально – важные качества– это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

      Реализация воспитывающей функции требует от педагога комплекса значимых качеств: идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм.

      Педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому на первом месте – наличие педагогических способностей. Успех в воспитании каждого человека зависит от многих факторов и условий. Педагог выступает своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнять будучи разносторонне образованным человеком. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Еще одно качество связано с педагогическим общением. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью.

      П. Вайнцвойг предложил 10 заповедей творческой личности:

    1. Будь хозяином своей судьбы.
    2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
    3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
    4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
    5. Развивай свои творческие способности.
    6. Культивируй в себе смелость.
    7. Заботься о своем здоровье.
    8. Старайся мыслить позитивно.
    9. Сочетай свое материальное благополучие с духовным удовлетворением.

     

    Каким должен быть современный урок, чтобы говорить о профессионализме учителя?

    1. Высокая результативность.
    2. Высокий уровень познавательной активности учащихся.
    3. Развитие познавательных способностей и творчества учащихся.
    4. Высокий уровень культуры учебного труда.
    5. Самостоятельность учащихся в познавательной деятельности.
    6. Высокий организационно – методический уровень занятий.
    7. Индивидуализация процесса обучения.
    8. Рефлексия.

         Идеал педагога – это сплав социального заказа общества и педагогическое кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии в видении себя в педагогическом процессе. Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и творческий характер


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов

    В статье описан один из способов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении....

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: условие или показатель профессионализма педагога.

    Статья-размышления. Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и приобр...

    От повышения профессионализма педагогов к обеспечению нового качества образования

    Статья о методической работе в школе направленной на повышение профессионализма педагогических работников в рамках реализации ФГОС...

    «Семинар-практикум «Формула успеха» - эффективная технология в условиях современного образования для повышения профессионализма педагогов»

    Цель семинара-практикума: Изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности работников образования и н...

    Сборник методических материалов по итогам муниципальных педагогических чтений 2015 "Профессионализм педагога - условие достижения современного качества образования"

    Сборник методических материалов. Материалы муниципальной конференции  педагогических работников образования «Педагогические чтения – 2015 «Профессионализм педагога - условие достижения современно...

    Профессионализм педагога - источник развития современного образования

    Текст выступления на школьной педагогической конфкреции....

    Саморазвитие и самообразование – важная составляющая профессионализма педагога дополнительного образования

    Для успешной деятельности каждый педагог должен переосмыслить представления о себе как о профессионале.  Нобходимо постоянно заниматься своим саморазвитием, самообразованием, поиском новых форм р...