НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
статья по теме

Наталия Аркадьевна

 

РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ  РЕСУРСОВ  В  УПРАВЛЕНИИ

РАЗВИТИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ  РЕСУРСОВ  В  УПРАВЛЕНИИ

РАЗВИТИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

ROLE OF AKMEOLOGICAL RESOURCES IN CONTROL OF

DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM

Н.А. ИВАНОВА, АСТРАХАНЬ

IVANOV Nataliya Arkadevna

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный  изучению  проблемы акмеологических ресурсов в управлении развитием муниципальной образовательной системой показал, что категории «ресурс» - «вспомогательные средства», производное от «подниматься», или потенциальная возможность их участия в деятельности, развитии, производстве, потреблении и др. В каждый данный момент ресурсы ограничены и потому главной задачей  управления является распределение ресурсов.

Рассматривая акмеологический подход к личностно-профессиональному развитию человека, выявлено, что уже в определении акмеологии  заложены основы и возможности акмеологического развития. Исходя из того, что акмеологическое развитие индивида в исследовании понимается как особый самостоятельный процесс, многоступенчатая поуровневая самореализации в деятельности, тогда продуктивное акмеологическое развитие специалиста выступает как формирование оптимального уровня готовности субъекта акмеологического развития к самораскрытию человека.

Поэтому можно говорить об акмеологических ресурсах как о потенциальных средствах, запасах, источниках, возможностях акмеологического развития, понимаемого как многоступенчатая поуровневая самореализации в деятельности. Акмеологические ресурсы должны «вывести» к продуктивному акмеологическому развитию специалиста, которое выступает как формирование оптимального уровня готовности субъекта акмеологического развития к самораскрытию человека, а готовность к самораскрытию личности понимается как самоосознание собственного Я (самопознания, самоопределения, самооценки, самовосприятия, самоотношения), самопредставление своего Я: самовыражения, самопрезентации. Показано, что процесс формирования оптимального уровня готовности к самораскрытию является длительным и многоэтапным, включающим следующие процессы развития самосознания: самопознания, самоопределения и самоидентификации, самооценки, самовосприятия, самоотношения, самопредставления, самовыражения, самопрезентации, самореализации, самоактуализации, самоутверждения.

В исследовании под акмеологическими ресурсами управления развитием муниципальной образовательной системой мы будем понимать различные средства, запасы, источники, возможности, позволяющие оптимизировать управление развитием муниципальной образовательной системой и помочь специалистам этой системы состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям.

Выявлены следующие особенности ресурсов: дефицитность ресурсов; разнонаправленность эффективности ресурсов; распределение ресурсов может быть оптимальным и нет; ресурсы взаимозаменяемы; ресурсам присуще эластичность замещения; возможна и аллокация ресурсов; существует предельная доходность ресурса;  имеется рационирование ресурсов; бытует иммобильный ресурс; существенно и размещение ресурсов.

Существует несколько классификаций ресурсов: первичные и вторичные ресурсы, трудовые и организационные (ресурс организации, ресурс фирмы, персонал-ресурс). Это позволило нам рассмотреть согласно Закону об образовании РФ  функции и содержание деятельности муниципальной образовательной системой, которое возглавляет отдел образования  администрации муниципального образования района области. В результате было показано, что сферы деятельности отдела образования  администрации муниципального образования района области, который возглавляет муниципальную образовательную систему, достаточно разнообразны и поэтому имеется огромный потенциал в виде  акмеологических ресурсов.

Более того, в современных исследованиях муниципальная образовательная система рассматривается как социально-педагогическая система на уровне своего назначения, особенностей организации и функционирования (В.А. Сарапулов), как устойчивая, жизнеспособная и самоорганизующаяся инфраструктура, обладающая достаточным набором образовательных услуг (Г.Ф. Гребенщиков), как многомерная сфера, основными характеристиками которой являются социально-педагогическое сообщество, образовательные процессы, социум, разнообразие муниципальных институтов (М.Ж. Хасаинов). Муниципальная образовательная система играет ведущую роль в решении проблем детства как структура, включающая в себя основные направления формирования личности и т.д. Таким образом, муниципальная образовательная система как объект управленческого воздействия есть, прежде всего, совокупность субъектных взаимодействий, обладающая потенциалом качественного изменения взаимосвязей между структурными составляющими. Характер взаимодействия в управлении развитием муниципальной образовательной системы в условиях регионализации представляет собой организацию целенаправленной активности ее субъектов, обуславливающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и прогрессивную направленность процессов развития.

В результате исследования были выявлены следующие сущностные характеристики акмеологических ресурсов управления развитием муниципальной образовательной системой  (МОС). Во-первых, ресурс - возможность, средство (иногда  вспомогательное), и т.д., а не механизм. Во-вторых, необходима комбинация ресурсов, их система, которая будет отличаться целостностью, взаимосвязанностью, многоплановостью и другими качествами. В-третьих, в эту систему должны  входить следующие ресурсы: акмеологческое развитие педагогов и работников МОС и оптимизация обучения, воспитания и развития школьника, как двух субъектов МОС, затем оптимизация управления МОС и модернизация содержания и качества образования МОС. К не менее ключевым относятся и следующие ресурсы: информационные, запросы родителей к МОС, ресурс учета рабочего времени, современные мировые ориентиры в образовании человека и требование социума к выпускнику МОС.

Роль акмеологических  ресурсов в управлении развития МОС мы видим в том, что содержание и сущностная характеристика акмеологических ресурсов управления развитием МОС позволяет создать модель акмеологического ресурсного центра управления развитием МОС. В данной модели под акмеологическим ресурсным центром управления развитием МОС мы будем понимать  структурное подразделение МОС, которое концентрирует акмеологические ресурсы управления развитием МОС и способы их внедрения в деятельность МОС. При этом акмеологический ресурсный центр управления развитием МОС должен стать базовым, системообразующим компонентом информационной среды МОС, обеспечивающим взаимодействие всех субъектов МОС. В модели описаны: принципы, цели, задачи и функции (информационно-аналитическая, консультационно-методическая, организационная) и его и направления деятельности. Актуальный уровень распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС может быть выражен по-разному. Уровнями распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС выделены следующие: неоптимальный, нормальный, оптимальный.

Интегрированным критерием распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС выступает критерий оптимальности, который можно выявить через показатели: расширение образовательные возможности субъектов образования – учащихся, педагогов, родителей, руководителей и общественности. Кроме интегрированного критерия выделена система локальных критериев.

Алгоритм и методы распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС учитывают детерминанты, обеспечивающие оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС - условия и факторы. К  акмеологическим условиям, обеспечивающим оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС, отнесены следующие: социальные, организационные, собственно акмероологические, психологические и педагогические. К акмеологическим факторам, обеспечивающим оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС, отнесены: объективный – информационный, объективно-субъективный - самообразовательный и субъективный – мотивационно-личностный.

Алгоритм и методы распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС входят в акмеологическую технологию оптимизации распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС. В эту же технологию входят акмеологические технологии, методы и приемы. формы и средства, техники, нетрадиционные и инновационные  формы работы: поэтапное «активное изучение акмеологии», система интегрированных занятий с использованием различных видов технологий и методов акмеологии, школа акмеолога и управленца, имитационные и деловые (акмеологические) игры, проектные работы, творческие задания, акмеологические и психологические тренинги и др.

Данная технология может быть внедрена только в рамках акмеологического ресурсного центра управления развитием МОС, что позволит оптимизировать внедрение этих ресурсов. В этом мы видим практическую цель нашего исследования.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.- 380с.
  2. Денко Н.А., Лызлова Л.Н. Модель создания муниципального ресурсного центра. // Журнал  руководителя  управления  образованием. 2008, №0 (пилотный выпуск) - С. 51-60.
  3. Кульневич С.В. Управление современной школой: Практическое пособие для руководителей и методистов методических центров и др. Вып.3 : Муниципальные методические службы. - Ростов-н/Д: Учитель, 2003. - 224 с. - (Педагогика нового времени)
  4. Максимова В.Н. Акмеологический подход в педагогике: СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – 350с.
  5. Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.// Мир психологии. 2004. № 4. С. 168-178.
  6. Образование для устойчивого развития // Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова. – М. - Смоленск: Универсум, 2004.
  7. Плетнева О.В., Тулупова О.В. Реструктуризация муниципальной методической службы Нижегородской области: от науки к практике // Методист, 2008, №1, С. 22
  8. Профессиональное образование: опыт научно-педагогической  рефлексии: Сборник научных трудов /Сост. и науч. ред. Р.М. Шерайзиной, Т. А. Каплунович. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.
  9. Урсул А. Д.  Российское образование для устойчивого развития: первые шаги в будущее» // Alma Mater (Вестник высшей школы России). 2005. №8. - С. 3-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Научная статья: Г.Ф. Миллер о походе Ермака: у истоков научного образа

Материал с международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, проходившей в Витебске, 18 октября 2017 г....

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...