И чувства добрые я лирой пробуждал...
статья по теме

Помните, в советское время наша страна считалась самой читающей. А сейчас? Интернет, видео, кино.  А что же книга? Неужели в прошлом?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_chuvstva_dobrye_ya_liroy_probuzhdal.rar911.07 КБ

Предварительный просмотр:

«И чувства добрые я лирой пробуждал».

                   «Кто сумел бы косному упрямому человеческому существу   внушить чужие дальние горе и радость,

понимание масштабов и заблуждений,

никогда не пережитых им самим?

Бессильны тут и пропаганда, и принуждение,

 и научные доказательства.

Но, к счастью, средство такое в мире есть!

Это искусство. Это литература...

Искусство воссоздает опыт,   пережитый другими, — 

и дает усвоить как собственный».

А.И.Солженицын.

Помните, в советское время наша страна считалась самой читающей. А сейчас? Интернет, видео, кино.  А что же книга? Неужели в прошлом?

Начинается изучение раздела «Русская литература 18 века». Естественно, Пушкин. Мировой классик. Пытаюсь вытянуть из детей то, что им уже известно, ведь о Пушкине говорим с 5 по 9 класс. Ответы: «Поэт». Все. Кто-то может добавить несколько слов о няне.  Становится грустно. Не придет ли время, когда для них Пушкин станет тем же самым, что Овидий или Вергилий. Неизвестным, неинтересным. XIX век, помещики, крепостные, кому до этого дело! В нашей современной жизни стало модным ссылаться на «Запад», дескать, там не читают литературы и живут хорошо. Неужели действительно ценности русской классики устарели и уже давно не современны? Неужели они больше не нужны нам? Но ведь именно А.Пушкину принадлежат слова: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».  Да, время не стоит на месте. Да, «Герой нашего времени», «Преступление и наказание» или «Вишневый сад» писались не для юношества. Возможно, не все понятно в произведениях русских классиков с точки зрения современного юного читателя, малоинтересно и кажется ненужным.  И вот здесь передо мной, учителем литературы стоит задача показать ребёнку, что чтение — источник радости, источник познаний, что книга – школа жизни. Хочу опять обратиться к Пушкину, «и чувства добрые я лирой пробуждал». Он, конечно, говорил о себе. Но эти строки я могла бы взять своим девизом. Именно чувства, именно добрые и именно ПРОБУЖДАТЬ. «Вкладывание» и «вдалбливание» здесь неуместны. В последнее время все чаще можно услышать о «качестве обучения», но можно ли применять данное понятие к литературе в школе? В чем образовательная результативность уроков литературы? По моему мнению, урок литературы это не столько школьный предмет, сколько дорога к истине, добру, любви, красоте, культуре, если хотите.

Здесь встает проблема: наши дети не хотят читать. Почему? Не могу сказать, что им не интересно. Особенно если тема им близка. Недавний пример. В восьмом классе, после прочтения повести «Наталья, боярская дочь», данной в учебнике в сокращении, с восторгом спрашивают, есть ли полная версия повести. Тот же восьмой класс, разинув рты, слушает об эпохе Екатерины II. После рассказа полушепотом произносят: «Как интересно!»

Размышляя над уроком, невольно задаешь себе вопрос: "С чего начать? Как заинтересовать учеников. Анализ текста - основной вид работы на уроке литературы. Вот и мудрствую, лукавлю, изобретаю, но «провоцирую» на чтение, вовлекаю в чтение... потихонечку, полегонечку, используя наработанное другими педагогами и мною. На уроке без знания текста ни на шаг не продвинешься, иначе получиться милая беседа учителя с самим собой... Одним из средств восприятия литературного произведения выбираю урок-диалог. Положительный момент такой формы работы – активность, ведь  диалог — разговор как минимум двоих. Пусть не сразу, ребята включаются в диалог. Поддерживать активность помогает простой вопрос «почему».

Такая форма работы позволяет ребенку стать полноправным собеседником взрослого, позволяет сформировать собственное мнение. Для меня важно, чтобы ребята научились мыслить, а не копировать чужие слова. Всегда оговариваю, что наши мнения могут не совпадать, они имеют право на собственное, но обязательно его аргументировать. Такой диалог  вырабатывает у ребенка умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивает воображение, творческую активность и, конечно,  речевые навыки. Ведь то, что ребята не читают – не единственная проблема. Словарь активной лексики современного ученика сокращается, растёт употребление сленга, причем не только в устной речи. Получается своеобразная отрицательная цепочка. Не читают – не пополняют словарный запас, не пополняют словарный запас – не развивается речь. Борюсь с бедностью словарного запаса и через игру. В пятом классе, устав от однообразных ответов, типа «хорошо-плохо», попросила ребят представить, что у них в голове есть специальная кладовочка. «Так станьте жадинами. Услышали новое слово, скорей к себе в кладовую под ключик. Понадобилось, а слово уже на нужной полочке. Бери, пользуйся». Сейчас, это уже седьмой класс, когда не могут подобрать нужных слов или когда журю их за примитивность ответов, подшучивают над собой:  «ключик от кладовочки потеряли» или « дверцу забыли закрыть».

Но вернусь к своему уроку. Для того чтобы чужой опыт был воспринят как твой личный, нужно, чтобы он был не только понят, но и пережит. Я всегда сравниваю читателя с актером, проживающим несколько жизней в своих ролях, ведь то же происходит и с нами, когда мы читаем книгу. Во время  «равноправного» разговора есть возможность акцентировать внимание на проблемах, интересующих в первую очередь самого учащегося. А от личного - обращение к «вечным проблемам». Литературные произведения - это духовный опыт поколений. Но такая постановка вопроса, как взгляд на проблему с точки зрения современника, дает толчок к новым размышлениям. А так ли устарели нравственные ценности, хранящиеся в произведениях русской литературы.

Да, из книги каждый берет столько, сколько может взять. Но даже если понемногу, и вот уже ребенок становится «исследователем мира».И любое произведение может стать ориентиром в жизни, ключом к разгадке о его предназначении на земле. О. В. Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь... и нести в себе, в своей учительской сути то, что хочешь воспитать в своих учениках». В этих словах многое. Если я хочу, чтоб мои дети полюбили «печатное слово», я должна дать им почувствовать свою любовь. Если я жду от ребят активности, то и сама не могу оставаться вялой и аморфной. Если я хочу, чтоб они душой восприняли те нравственные ценности, которые остаются незыблемыми века, то и сама должна, если можно так выразиться, жертвовать душой, обнажить и показать ее. И не только словом, не только на данном конкретном уроке, а каждым своим действием, каждой, даже случайно оброненной фразой, показывать, что и для меня эти ценности не пустой звук. Неважно, какого возраста ребенок. Пусть это пятый класс. Пусть это, возможно, уже кем-то прочитанный рассказ «Му-Му». Они понимают, почему учитель вдруг замолчал и не может произнести слова, хотя минуту назад зачитывал о том, как Герасим исполнил приказ барыни.  Понимают, почему у учителя навернулась слеза. И ни один, даже самый хулиганистый, не улыбнется. Они видят – ты искренен. И с такой же искренностью отзываются тебе. Да, такой урок требует больших затрат и физических и эмоциональных, и времени на отбор материала и продумывание творческих заданий.

Нужно знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать. Здесь возможно использование индивидуальных интересов учеников, направляя их таким способом, чтобы они согласовывались с личными потребностями и потребностями урока. Пишет ребенок стихи – предложить ему попробовать выполнить задание в стихах. А кто-то любит составлять кроссворды и с удовольствием это делает. Конечно, есть творческие работы, обязательные для всех учащихся, от этого никуда не деться.

Так постепенно, ступенька за ступенькой, вот уже прогресс намечается. И прочитавших текст становится больше день ото дня. Мое слово «отозвалось». И не просто механически прочитавших, а осмысливших, задумавшихся.Читательский опыт обогащается, навыки анализа текста совершенствуются. И когда ученик вылавливает тебя перед уроками, чтоб сказать: «Людмила Анатольевна, я тут думал. Странный он, этот Базаров»,- это награда. И когда парень - одиннадцатиклассник, который частенько ворчал, что литература ему в жизни и не пригодиться вовсе, приходит и с восторгом рассказывает: «Людмила Анатольевна, я вчера на форуме блеснул. Общались и я начал Северянина цитировать. Всех поразил», - это награда.

Прав был А. Барбюс: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения». Нашей стране нужны морально здоровые с нравственными устоями личности. Учитель - это не только тот, кто дает знания, но и тот, кто учит разбираться в жизни, и творец, и созидатель. Учитель русского языка и литературы – это учитель-предметник, который говорит на уроках о нравственности, морали, патриотизме. Говорит о душе. Если учитель - творец, то он и учеников делает творцами. Нести огонь творчества, зажигать сердца детей, увлекать  за собой в мир, где есть место каждому, развивать даже самые слабые способности - вот моя задача. Всегда, на каждом уроке,  в любой день быть готовой отозваться на проявления детской души, поддержать искры таланта, раздув из них пожар - вот мой долг. Не уставая, совместно с ребятами создавать новое, видеть радость в их  глазах. Конечно, они не идеальные, но мои любимые, в них часть моей души, разума, силы, духа...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувства добрые в лирике Пушкина

Урок литературы в 9 классе. Обучение сочинению (составление сложного цитатного плана к сочинению)....

Урок – семинар «Чувства добрые я лирой пробуждал» (литература, 9 класс)

Подготовка к семинаруВывешивается план семинара (желательно с начала изучения темы). Учащиеся в ходе работы над творчеством поэта выбирают микротему и объединяются в группы. В каждой группе назначаетс...

Прекрасное пробуждает доброе.

Вера в воспитательную силу искусства, в его способность благотворно воздействовать на человека на его духовный  мир,...

Чувства добрые я лирой пробуждал…

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Чувства добрые я лирой пробуждал…"...

"Пробуждать чувства добрые..."

Духовно-нравственные ценности художественных произведений...

Урок – семинар «Чувства добрые я лирой пробуждал» (литература, 9 класс)

Подготовка к семинаруВывешивается план семинара (желательно с начала изучения темы). Учащиеся в ходе работы над творчеством поэта выбирают микротему и объединяются в группы. В каждой группе назначаетс...