Формирование нравственности школьника через образовательный процесс
статья по теме

Фёдорова Лидия Богдановна

Выступление на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oboshchopyt.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственности школьника

через образовательный процесс

Если ребёнку удастся добиться успеха в школе,

у него есть все шансы на успех в жизни.

У.Глоссер

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Современному обществу нужны молодые люди, обогащённые научными знаниями, готовые к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению, способные адаптироваться в нашем сложном мире. Современное общество не только сложно, но и становится все более бездуховным. И меня, как учителя, это не может волновать. Дефицит нравственности сегодня – это очень актуальная проблема. Этот дефицит нужно восполнять! Ведь России нужны не только высокообразованные люди, но и высоконравственные. Только тогда наша страна будет иметь будущее.

Я глубоко уверена в том, что решать эти проблемы в первую очередь должны учителя – словесники и на уроках и во внеклассной работе. Учителя – словесники имеют гораздо больше возможностей говорить о нравственных ценностях, чем другие предметники. Свои уроки я так и называю: «Уроки для души». На своих уроках я учу детей мыслить, чувствовать, сопереживать, высказывать своё мнение, уважать мнение другого человека. Произведения классиков и наших современных писателей – это богатейший материал, на примере которого я учу детей искренности, добру, справедливости, умению встречать и преодолевать трудности, которыми наполнена современная жизнь.

Для меня важно, чтобы дети приходили ко мне на урок с желанием, с душой и чувствовали себя комфортно. А для этого есть всё необходимое: улыбка, с которой я встречаю детей, и кабинет, оснащенный по последнему слову техники: компьютер, проектор, сканер, принтер. Для организации качественного обучения мною создано и пополняется методическое обеспечение. Оно состоит из:

  1. программ элективных курсов
  1. Развитие речевого творчества средством игры со словом.
  2. Язык мой – друг мой.
  3. Эти многоликие слова.
  4. Твои помощники – память и внимание.
  5. Искусство спорить
  1. заданий для тематического и итогового контроля;
  2. раздаточных материалов (с 5-го по 11 класс);
  3. мультимедийных презентаций и флеш-роликов;
  4. собрана медиатека (ВШ «Кирилла и Мефодия») по русскому языку и по литературе.

Сегодня представить  себе урок или внеклассное мероприятие, даже родительское собрание, без ИКТ я уже не могу. Использование медиапродуктов позволяет мне усилить обучающий и воспитывающий эффект, меняет эстетику урока, позволяет увеличивает его плотность. С применением ИКТ анализирую уроки.

Мой принцип: идти к детям нужно не своим предметом, а вместе с детьми идти к предмету. Что нужно сделать для того, чтобы ученик стал активным участником процесса обучения? Педагогическая наука предлагает большой выбор образовательных технологий, различных методов и приёмов обучения. Побывав на курсах повышения квалификации в ТОИПКРО по теме «Современные образовательные технологии в условиях модернизации образования» и «Реализация функций классного руководства в рамках национального проекта «Образование», хотелось найти такую методику, которая помогла бы работать и с определённым классом, и с отдельным ребёнком.

Сегодня я готова поделиться опытом применения воспитательной методики Н.Е. Щурковой и её ученицы и продолжательницы Л.И. Маленковой. Мне посчастливилось лично побывать на видеокурсах Н.Е. Щурковой, а с Л.И. Маленковой мы встретились на 3-хдневном семинаре, когда она приезжала в Томск. Работая вместе с ней в творческой группе, я окончательно убедилась в том, что, используя данную методику, я могу соединить воспитательный процесс и обучение. Дело в том, что данная методика очень хорошо перекладывается на уроки русского языка и литературы. Получается, что я убиваю двух зайцев. Овладев этой методикой, я легко готовлю внеклассные мероприятия и делаю более интересными и разнообразными уроки.

Цель данной методики – инициировать духовную энергию, стимулировать максимальное выражение своего «я» «здесь и сейчас» в этой жизни, в данный момент творческой деятельности.

Методика Н.Щурковой и Л.Маленковой строится на 3-характеристиках: «Человек разумный», «человек моральный» и «человек творческий». Своё общение с детьми я строю в соответствии с этими характеристиками. Как раз по этим параметрам человек отличается от животного. В общении с детьми Н.Е Щуркова настоятельно рекомендует избегать обращения «ребята», так как «ребята» - это безликая масса, а воспитывать нужно конкретных мальчиков и конкретных девочек, которые в жизни играют разные роли. Я увидела, что дети гораздо искреннее откликаются на «Добрый день, дорогие друзья!»

Данная методика учит самостоятельно мыслить, делать свой нравственный выбор, а это как раз то, чего я добиваюсь на своих уроках. Любой диалог с детьми, по настоятельному совету Л.И.Маленковой, я строю следующим образом.

Сначала идёт пролог. Он нужен для создания необходимой обстановки комфорта, располагающей к групповому взаимодействию. В качестве пролога я использую музыку; красивое стихотворение, которое читаю сама или заранее подготовленный ребёнок; это может быть мудрое изречение, видеосюжет, интересная картина, флеш-ролик. (В конце концов, можно просто посмотреть в окно на падающий снег.)

Например, прежде чем начать разговор о нравственных исканиях героев «Войны и мира» Л.Н. Толстого или героев «Тихого Дона» М.Шолохова, я предложила детям прослушать «Интервью с Богом» (флеш-ролик). С этого ролика можно начать любой классный час на нравственные темы. У меня даже родители были потрясены от увиденного и услышанного.

А вот подготовить детей к восприятию темы «Древнерусская литература» в 7 классе мне помог флеш-ролик «Русь», который дети после этого в течение двух недель просили включить ещё, настолько он их впечатлил.

Пейзажные зарисовки «Мелодии осени» под музыку Е.Доги располагают к восприятию поэтических текстов (например, Ф.И.Тютчева).

Создав необходимый настрой, я перехожу к инструкции, то есть сообщаю правила игры (если это внеурочное мероприятие) либо тему урока и план работы на уроке.

Следующий элемент технологии – распределение ролей. Здесь лучше будет, если каждый ребёнок получит слова, с которых он начнёт своё словесное поведение. Для этого я готовлю специальные карточки либо пишу на доске заготовки.

Затем наступает игровая кульминация (а на уроке я это называю «моментом истины»). Она отражает момент духовного поиска решения и практического выхода из ситуации. Это очень важный момент свободы выбора.

Обязательный момент ролевой игры, а теперь я делаю это на уроке – это рефлексия. Удобно пользоваться шаблоном: «Сегодня на уроке я узнал…почувствовал…понял…» Я заметила, что на уроках русского языка дети чаще используют глаголы «узнал» и «понял», а на уроках литературы – «почувствовал». Значит, дети на моих уроках не остаются безразличными, что-то происходит в их душах, и нравственные ценности не обходят их стороной.

В «Собрании пёстрых дел» Н.Щурковой есть замечательная игра «Разброс мнений». Суть её в том, что детям предлагается высказаться по определённой теме:

«Что вы думаете о…?»

«Считаете ли вы, что…?»

Для этой цели я сделала заготовки – карточки с фразами, которые служат началу речевого поведения. Порой детям трудно сформулировать мысль, а здесь готовая подсказка.

Например:

«Мне кажется, что…»

«Я никогда не задумывался над этим вопросом, но я думаю…»

«Я считаю, что…»

«В этом вопросе меня больше всего смущает…»

«По данному вопросу могу сказать следущее… » и другие.

Такая подсказка не только вынуждает ребёнка думать и говорить, но и чувствовать себя увереннее. Эти заготовки хранятся у меня в конверте, и я могу их достать в любой момент. Эту игру я использую при дискуссиях на уроке. Например:

  1. Причастие – это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?
  2. Дон Кихот – чудак? безумец? или герой?
  3. Нужно ли читать книгу?

Источником таких дискуссий чаще всего являются актуальные школьные проблемы:

  1. Нужна ли школьная форма?
  2. Курить или не курить?

Это может быть любой разговор о только что произошедшем в классе. Я заметила, что мои дети, а это уже 8-ой класс, стали многие обходиться без заготовок, выучили их и пользуются ими на других уроках. Они теперь стали сами меня приглашать к себе на разговор, когда в классе что-то случается и появляется необходимость обсудить.

В методике Н.Щурковой – Л.Маленковой есть одно важное правило. Каждый участник диалога имеет право на своё суждение. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов! Ни в коем случае не допускаются педагогические коррективы. Я сама убедилась, что мне, как учителю, очень трудно удерживаться от комментариев.

Зато дети стали терпимее друг к другу, в классе гораздо меньше стало конфликтов. Дети перестали бояться высказываться вслух и ошибиться. У меня в классе есть девочка, которая поначалу старалась отмолчаться и не принимать участие в диалоге. Какой же была моя радость, когда к концу 6-го класса она заговорила, стала чувствовать себя увереннее, а дети прониклись большим уважением к ней.

Я ещё раз убедилась в том, что данная образовательная технология помогает раскрыться каждому ребёнку. Тогда ребёнок чувствует себя успешным. Важно, чтобы и он и родители не определяли ценность личности только на основе его успехов в учёбе. Очень эффективной я нахожу игру «Последствия». Я её использую часто, потому что рефлексия показала, что дети мало задумываются о последствиях своих слов и поступков. Например, такая ситуация. Ученик уже неделю ходит без домашнего задания. Какие последствия может иметь этот поступок через месяц, год, 5 лет, 25 лет? Распределяем роли, проигрываем ситуацию. Оказалось, что даже в 10 классе, построив логическую цепочку, многие удивились такой перспективе: оказаться ни с чем и ни с кем в старости. Эта игра помогает мне не уроках литературы при оценке и характеристике героя. Например, при анализе пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», а именно сцены: Митрофан на уроке, мы с детьми пришли к выводу, насколько страшны такие Митрофанушки для будущего страны. Постепенно дети пришли к пониманию того, что отличительной особенностью человека является способность предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступка, слова.

Использование технологии Н.Щурковой – Л.Маленковой в работе с классом и в учебном процессе позволили стать победителем ежегодного школьного конкурса «Класс года», а также представители нашего класса вошли в состав команды – победительницы Международных интеллектуальных игр «Эрудиты планеты» в Москве.

Накопленным опытом работы по данной технологии я делилась со своими коллегами на педсовете, а также участвовала в районном Марафоне педагогических идей (2009 год) и получила Диплом первой степени. В данный момент работа отправлена в РЦРО в электронный журнал «Томское образование». Урок по данной технологии «и ляжет на душу добро…» (по рассказу И.Бунина «Лапти») я представляла на Районном методическом объединении и приняла участие в областном конкурсе – фестивале «Педагогический опыт - 2010» (сертификат участника).

Сценарий этого и других уроков с использованием мною упомянутых технологий опубликованы на моей личной страничке школьного сайта (http://ksoch1.edusite.ru/p42aa1.html).

За годы работы в школе появились те эффективные приёмы, которые, как я считаю, могут использовать и учителя других предметов.

Одной из изюминок моей педагогической копилки являются тетради для конспектов («Помогалки»), в которой мы оформляем теоретический материал в виде схем, таблиц, алгоритмов, здесь же орфографический, орфоэпический, толковый словарики. Эти тетради мы ведём с 5 класса на протяжении всех лет обучения. Это очень удобно и для детей и для меня. Детям всегда есть, где подсмотреть, если что-то забыли, а мне нет надобности повторять заново. Такая «Помогалка» хорошо помогает при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как невнимательность и трудности с памятью у детей. Я стала искать пути решения этой проблемы и разработала спецкурс «Твои помощники – память и внимание». Получив одобрение психолога, я начала работать. Коллеги, присутствовавшие на уроке, дали высокую оценку моей работе. Сегодня, когда данный спецкурс не ведётся,  я активно использую свои наработки. Очень хорошо это делать в самом начале урока, когда нужно сконцентрировать внимание и настроить на рабочую волну. Например, урок по теме  «Наречие» в 7 классе я начинаю так.

Заранее на доске пишу запись:

И закрываю запись. На уроке открываю на 5-7 секунд, потом вновь закрываю и прошу детей воспроизвести запись в своих тетрадях. А потом провожу опрос:

  1. Какая буква находится в круге?
  2. Сколько изображено геометрических фигур?
  3. Какой букве не досталось фигуры?
  4. И другие в зависимости от времени на уроке.

Самый последний вопрос: «Какое слово можно составить из этих букв?» Ответ: «Наречие». Это и есть тема урока. С помощью такого приёма легко подвести к теме урока. Такой приём удобно использовать в работе над словарными словами.

Очень удобно в начале урока проводить разминку в виде блиц-опроса. Эффективными и эффектными считаю сочинения-миниатюры. В старших классах я практикую уроки-исследования (от практики к теории), уроки – диспуты и уроки с элементами проблемно-диалоговой технологии.

Весь мой собранный арсенал методов и приёмов работает на создание таких ситуаций, когда ребёнок чувствует себя  успешным. Ещё одно открытие, которое я сделала для себя: нужно почаще ставить себя, взрослого человека, на место ребёнка. Это облегчает взаимопонимание и сокращает дистанцию Учитель – Ученик. При  таком условии успех ребёнка гарантирован.

«Мой класс в воспитательной системе школы»

В условиях современной школьной реальности классный руководитель становится главным воспитателем для учеников вверенного ему класса. Данное обстоятельство свидетельствует о важности профессионального подхода педагога к своей работе. Эффективность воспитательного процесса зависит в первую очередь от целесообразности и разумности его действий. Здесь представляется необходимым вспомнить одну из важнейших закономерностей: цель определяет содержание воспитания.

Определить цель моей воспитательной работы мне помогла позиция московского педагога Л.И. Мильграма, который стремится «вырастить своих учеников, как минимум, интеллектуалами, как максимум, интеллигентами». Перед собой я поставила задачу: обоснованная постановка воспитательной цели и отбор содержания воспитания. Так как новое время требует нового человека, то возникает вопрос: а каков этот новый человек. Это должен быть патриот своей страны, физически и духовно здоровый, Творчески мыслящий, коммуникабельный, способный адаптироваться в современном обществе.

Воспитание именно такого человека является целью Программы воспитания нашей школы. Данная Программа включает в себя следующие разделы: Целевая воспитательная программа «Интеллект», ЦВП «Общение», ЦВП «Здоровье», ЦВП «К истокам», ЦВП «Досуг», ЦВП «Семь Я»

Направление «Интеллект»

Целью данного направления является развитие и формирование интеллектуальных способностей, развитие умений и навыков интеллектуального труда, развитие интереса к научно-исследовательской деятельности. Отсюда одной из задач моей воспитательной работы является совершенствование интеллектуального роста обучающихся класса. Совместно с психологом проведена диагностика уровня развития интеллектуальной сферы учеников по методике «Тест десяти слов», «Мышление», «Корректурная  проба». По результатам анализа были проведены родительские собрания, на которых вместе с психологом мы дали рекомендации родителям. К сожалению, у 1/3 класса преобладает формальная учебная мотивация, связанная с получением отметок или одобрением родителей. Остальные ученики умеют ценить знания, сознательно занимаются и гордятся этим. Чтобы повысить уровень мотивации к учению, проведён ряд мероприятий:

- серия классных часов «Учись учиться»;

- составление «Зон повышенного внимания»  в конце каждой четверти;

  -чествование отличников и  хорошистов на итоговой конференции в конце учебного года.

В центре моего внимания всегда стоит вопрос расширения кругозора, повышения мотивации к занятиям наукой, что должно сказаться на простраивании дальнейшей образовательной траектории. Растёт число детей, которые участвуют в неакадемических олимпиадах.

Класс

«Русский медвежонок»

«Кенгуру»

«Кит»

«Инфознайка»

5- й

6

5

-

-

6-й

7

7

2

4

7-й

9

9

4

5

8-й

9

10

Таблица 1

Не оставляю без внимания вопрос участия детей  в научно- исследовательских конференциях.

Таблица 2

Уровень

Год

Название работы

Учащиеся

Оценка

Районный

2008

Технология

Байдинова О

Залетова С

Сертификат участника

Районный

2009

Технология

Новикова Т.

Сертификат участника

Школьный

2008

«Добро и милосердие в 21 веке» (с использованием социологического опроса)

Аксиненко Ю

Фокина А.

Залетова С

Байдинова О.

Школьная грамота, почетный «Знак Совы»

Школьный

2009

«Злоупотребление жаргонами и иноязычными словами в русской речи»

Чирков А

Лисица А.

Фокина А.

Школьная грамота, почетный «Знак Совы»

Школьный

2010

Технология «Изготовление мягкой игрушки»

Новикова Т.

Сертификат участника

Районный

2011

Физика

« Механические свойства жидкостей»

Ефимов Д

   2 место

Международный

2010

«Международные интеллектуальные игры «Эрудиты планеты»»

     12 чел.

18 и 19 место из 36

Примечание. «Знак мудрой Совы» - это почетный знак школы, которым награждаются учащиеся за  успехи в образовании.

                

Таким образом, показатель качественной успеваемости с 5-го по 8-й класс остается стабильным.

Таблица 3

Класс

Количество учеников в классе

Количество отличников и хорошистов

% качества успеваемости

5-й

22

12

55%

6-й

20

9

45%

7-й

19

7

37%

8-й

19

7

37%

Направление «Общение»

С 2000 Года я являюсь членом группы по изучению и внедрению в школе воспитательной методики Я.Е. Щурковой, а с 2007 года её ученицы Л.И. Маленковой. Элементы этих методик я активно использую во внеклассной работе и на уроках, т. к. мои уроки литературы я считаю уроками для души, а следовательно, и воспитывающими. Цель данных методик: инициировать духовную энергию, стимулировать максимальное выражение своего «я» здесь и теперь в этой жизни, в данный момент творческой деятельности. Именно этой цели я подчиняю часы общения с детьми. Для меня каждый ребёнок - это личность. Поэтому нужно найти в каждом ребёнке хорошее и поддерживать это в нём. Наиболее часто используемые игры из «Собрания пёстрых дел» (Н.Е. Щурковой): «Разброс мнений», «Последствия», «Открытая кафедра», «Проблема на ладони». Использование сегодня на внеклассных мероприятиях ИКТ позволяет их делать более эффектными и эффективными. Кроме методик Н.Е. Щурковой и Л.И.Маленковой я использую элементы методики Ш.А. Амонашнили, КТД, педагогики сотрудничества.

Готовя и проводя часы общения, я учу детей мыслить, анализировать,

высказывать свою точку зрения, терпимо относиться к чужой точке зрения. Дети учатся монологической и диалогической речи, учатся культуре общения, учатся делать правильный выбор.

Направление «Здоровье».

Одним из самых важных направлений в воспитательной работе я считаю направление «Здоровье». Здоровье физическое и здоровье духовное тесно связаны между собой. Поэтому при помощи психолога мною было изучено психофизическое здоровье класса. Это позволяет правильно распределять физические нагрузки среди ребят. Проведены анкеты на степень переутомления, перегрузки, параллельно диагностировался уровень тревожности по методике Кондаша. При тщательном анализе результатов было выяснено, что у части ребят уровень тревожности превышает норму, поэтому в план работы включила мероприятия, направленные на коррекцию уровня тревожности. Предусмотрена была и индивидуальная работа с психологом школы, работа с родителями и педагогами-предметниками. Мотивирую ребят к занятиям спортом. Особой популярностью у них пользуются баскетбол, волейбол, акробатика, лыжи, шахматы. Из 19 детей секции посещают 12 человек (КСОШ №1 — 10, ДЮСШ— 2). Кухоренко Костя включён в общешкольную команду по баскетболу. Класс принимает активное участие в традиционных осенних кроссах, соревнованиях по баскетболу, пионерболу, в эстафете «Американка», днях Здоровья и занимает призовые места. Особенно ребятам нравится ходить в походы.

Здоровье подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому необходимо активизировать в классе работу комитета по здоровью и спорту. Следует сделать упор не только на разного рода спортивные мероприятия, но и на информирование, рекламу здорового образа жизни и необходимости занятий спортом.

Направление «Досуг».

Жизнь ребёнка наполнена не только уроками, где дети воспитываются преимущественно интеллектуально. Программа «досуг» позволяет эффективно использовать внеурочное время детей. В детях необходимо воспитывать художественный вкус, манеры общения, внешнего вида; прививать культурные формы отдыха. Художественно-эстетическое образование — образование средствами искусства. Все виды искусства формируют в личности мировоззрение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование и самообразование.

Решить эту задачу помогает сеть учреждений дополнительного образования в нашем селе, где каждый ребёнок может найти себе занятие по душе. Поэтому в начале каждого учебного года я провожу рекламную акцию секций, кружков, клубов школы и учреждений дополнительного образования, предварительно составив карту творческих наклонностей ребят. Считаю положительным результатом то, что большинство ребят определили сферу своих увлечений.

Таблица 4

Класс

Кол-во

детей в классе

РДК

ДДТ

ДШИ

ДЮСШ

КСОШ№1

Центр.

библиотека

5-й

22

2

6

5

2

10

4

6-й

20

1

2

6

2

8

4

7-й

19

3

2

5

2

12

4

8- й

19

2

3

3

2

3

5

Так как треть класса занимается или занималась в музыкальной школе, то считаю целесообразным коллективные выходы в музыкальную школу (на фестиваль джазовой музыки, выставку томских художников, мероприятия к Неделе Музыки).

Чтобы отслеживать перегруженность одних и недостаточную занятость других, в течение учебного года 1 раз в четверть провожу мониторинг занятости ребят. А чтобы научить детей правильно распределять своё время, провели серию классных часов по теме «Наука отдыхать».

Вместе со школьным психологом, используя тест Айзенка на определение темперамента, диагностику положения ребёнка в детском коллективе и его взаимоотношений со сверстниками методом социографии, продиагностировали классный коллектив, диагностика позволила выявить лидерские способности у ребят. Лидерские качества выявлены у 7 обучающихся (в классе 19 человек). Чтобы избежать между ними конфликтов, я их наделила определённым кругом обязанностей (поручением).

2/З класса — это инициативные, творческие дети, у которых есть желание сделать жизнь класса интересной, увлекательной. Эти дети с большим удовольствием участвуют и проводят конкурсы, викторины, вечера отдыха в классе и на общешкольном уровне (н-р: «Осенний винегрет» для 5-7-х классов; «Новогодний шабаш» для 5-б-х классов). Но пока ещё им не хватает самостоятельности. Поэтому считаю, что привитие самостоятельности — задача крайне важная.

Приёмы исследовательской деятельности стараюсь использовать и на внеклассных мероприятиях. Так, например, во время подготовки праздника «Зимушка- зима» каждый имел возможность представить своё мини-исследование по теме «Зима в творчестве русских поэтов и писателей» Материалы были представлены на празднике и собраны в отдельную папку «Мы — исследователи!» Считаю необходимым эту работу продолжать и вовлекать в исследовательскую деятельность больше ребят.

Направление «К истокам».

Современный человек — это прежде всего, я считаю, патриот своей родины. Поэтому воспитывать в детях Любовь к Родине (малой и большой) — моя задача. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может! Учу ребят различать национальное и националистическое, вместе изучаем историю родного края, знакомимся с людьми, его населяющими. Именно поэтому я поощряю работу моих ребят в школьном музее.3 девочки из класса вошли в Совет музея. Экскурсии в школьный музей позволили детям узнать об истории нашей школы, с. Кожевникова, об истории названий многих улиц села; узнали историю появления г. Томска на карте Томской области. Благодаря работе в музее дети стали проявлять интерес к тимуровской работе. Взяли шефство над тремя пенсионерами: ветеранами войны и труда (поздравляем с праздниками, чистим снег перед домом, ходим в магазин, складываем дрова).

Работая по Программе «К истокам», сотрудничаю с Центральной библиотекой. Была организована интересная экскурсия по с.Кожевниково, где дети узнали много нового из истории села, познакомились с экономическими, социальными и культурными объектами села. Прекрасная слайдовая презентация по теме «Край ты мой, Сибирь!» поведала нам о несметных богатствах сибирского края. Здесь же в библиотеке мы организовали встречу с местным поэтом А.П.Гарагулей.

Убеждена, что необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий «Отечество» и «Государство» не могут способствовать формированию подлинного патриота страны. Поэтому всю работу класса я связываю с организацией ученического самоуправления. Модель ученического самоуправления в классе создана согласно технологии «Демократическая республика» А. Прутченкова. Класс является классом-городом. Мы свой город назвали «Лапландией». Высшим органом управления является городское собрание. В промежутках между собраниями работает мэрия, в которую входят мэр, классный руководитель, представители родительского комитета, 6 глав комитетов: комитет по образованию, информации и печати, физкультуре и спорту, комитет культуры, комитет по патриотическому воспитанию). У города есть своя символика: гимн, герб.

Самоуправление.

Комитет образования играет важную роль в реализации Программы «Интеллект». Комитет занимается регулярной проверкой дневников, следит за сохранностью учебников, отслеживает предварительную успеваемость. Итоги предварительной успеваемости освещаются на классных часах. В начале каждой четверти комитет проводит заседание, на котором анализирует итоги четверти и ставит задачи на следующую четверть.

Комитетом проводятся праздники ко дню знаний (в форме театрализованного представления или конкурсной программы «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»). Проведены классные часы «Составляющие успеха» (с использованием ИКТ), «Компьютер в нашей жизни». На итоговом собрании в конце учебного года комитет отчитывается о результатах выполнения «Закона об образовании» перед родителями и детьми. В декабре 20010 года команда мальчиков (6 человек) и команда девочек (6 человек) приняли участие в Международных интеллектуальных играх «Эрудиты планеты». Команда мальчиков из 36 лучших команд заняла 19-е место, а девочки – 18-е место.

Комитет по здоровью и спорту организует команды для участия в общешкольных соревнования по футболу, баскетболу, пионерболу, шахматам. Организует класс на участие в традиционных осенних кроссах и кроссах ко дню Победы. Прошла серия классных часов по здоровому образу жизни (ЗОЖ). Провели замечательную игру «Путешествие в страну Спортландию», «Не перевелись богатыри на Земле русской». Очень полезным и запоминающимся получился классный час «Здравствуйте или нет вредным привычкам»! Традиционной становится ежегодная игра «Мама, папа, я —спортивная семья!». Это позволяет привлекать родителей к жизни класса и сплотить коллектив детей и родителей. Были выпушены газеты «О правильном питании», «Зимние виды спорта», «Профилактика гриппа и ОРЗ».

Комитет по культуре за свою работу ежегодно получает самую высокую оценку на итоговом собрании в конце учебного года. По результатам анкетирования детей наиболее яркими и запоминающимися оказались праздники ко дню Матери (с активным участием мам), дни именинников, новогодние праздники (всегда готовим театрализованные представления), ко дню Защитников Отечества, к 8 Марта, ко дню России.

Комитет информации и печати принимает активное участие в оформлении всех мероприятий в классе; поздравляет одноклассников с днем рождения; занимается выпуском тематических стенгазет: к Новому году, по ЗОЖ, «Дорогами войны». О том, чем живет наш класс, комитетчики рассказывают на страницах школьной газеты «На трех этажах» и стенгазеты «Школьный калейдоскоп».

Немаловажную роль в ученическом самоуправлении играет комитет по труду и экономике.

Комитет по труду и экономике. Воспитать детей трудолюбивыми  — одна из важных задач, которую я ставлю наравне с задачей воспитания интеллектуалов. В классе организованно дежурство по классу, по столовой, по школе. В конце каждой четверти комитет организует генеральные уборки в классе; весной и осенью проводим уборки закрепленной школьной территории. Класс с удовольствием участвует в экономической игре, которая организована в рамках школы по технологии А. Прутченкова.

   Подобная организация воспитательной работы с классом позволила уже в

6-ом классе стать Победителями в общешкольном  конкурсе «Класс года».

Выступление на педагогическом совете  (февраль 2010 года)

Тема. Использование воспитательной методики

Н.Е. Щурковой и Л.И. Маленковой в работе с классом.

Тезисный план.

Цель методики: инициировать духовную энергию, стимулировать максимальное выражение своего «я» здесь и теперь в этой жизни, в данный момент творческой деятельности.

Д.И. Писарев писал: «Возмужание- это прежде всего переход к самостоятельному мышлению».

Любой диалог с детьми строится следующим образом:

- Пролог (создание необходимой обстановки комфорта, располагающей к групповому взаимодействию: музыка, красивые стихи, мудрое высказывание);

-Инструкция (сообщение правил игры);

- Распределение игровых ролей (лучше, если даются слова, которыми игрок начинает свое словесное поведение);

- Игровая кульминация, которая отражает момент духовного поиска решения и практического выхода из ситуации. Это момент свободы выбора;

- Рефлексия (обязательный момент игры).

- узнал Сегодня я — понял

- почувствовал

Классный час «Добро, Доброта, Добрый»

Пролог. «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей; добро и зло соседствуют в ней». (О. Бальзак).

Подумай:

1) Как бы ты определил смысл понятий, вынесенных в заголовок классного часа?

2) Всегда ли добро и зло зависят от самого человека? В какой мере — от обстоятельств?

З) Исчезнет ли зло, если все люди захотят стать добрыми и станут ими?

4) А если добрый человек встречается с хамством? Как выйти из такой ситуации?

5) Сможет ли в наших условиях выжить абсолютно добрый человек, не способный даже на малейшее зло?

Мудрые мысли:

1) «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется добрый человек- это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». (Я. Корчак).

2) «Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. добро — не наука, оно- действие». (Р. Роллан).

З) «добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится». (Ч. Айтматов).

Творческий практикум:

1-ое задание. Назови однокоренные слова к словам «добро» и «зло». Сравни их. Чего больше?

2 –ое задание. Составь «нравственный кодекс»: врача, учителя, хорошего сына(дочери), друга.

З-ое задание. Как победить хамство? Попробуйте дать советы.

  А

Р

Н

Е

Е

Ч

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского    языка с учётом возрастных особенностей учащихся...

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является перевод выработанных в общественной культуре духoвно-нравственных ценнoстей и вытекающих из них принципов поведения в систему внутренних требо...

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»...