Интернет-технологии в работе учителя- словесника: электронная почта, телеконференции, базы и банки данных,Web- страницы
статья на тему

Кузнецова Маргарита Сергеевна

Практико- ориентированные материалы статьи предназначены для работников образования, стремящихся использовать в своей профессиональной деятельности информационные ресурсы сети Интернет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Маргарита Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея г.о. Железнодорожного Московской области.

Интернет- технологии в работе учителя- словесника: электронная почта, телеконференции, базы  и банки данных,Web- страницы

Где та мудрость, которую мы потеряли в знании?

Где то знание, которое мы потеряли в информации?

Т.С.Элиот

«Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного  образования. Состояние сферы образования России требует безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает существенное изменение содержания и методов образования» 1- активное внедрение в практику работы  Интернет - технологий.

Что такое Интернет - технологии?

«Интернет - технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения и передачи использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы»2.

Интернет – технологии делятся на две большие группы:

  1. «с избирательной интерактивностью;
  2. с полной интерактивностью»

(Интерактивность - непосредственное взаимодействие пользователя с информационно- вычислительной системой, может носить характер запроса  или диалога с ЭВМ)3

Интернет - технологии с избирательной  интерактивностью – все технологии, которые обеспечивают хранение информации в структурированном виде: базы данных банки данных.  Они действуют в избирательном интерактивном режиме. Пользователю не разрешается вводить новую информацию.

Интернет - технологии с полной интерактивностью – это технологии, обеспечивающие прямой доступ к большим объёмам информации, хранящейся в базах данных и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью компьютера: электронная почта, телеконференции и т.д.

Интернет - технологии относят к личностно- ориентированным технологиям, так как они направлены на активную познавательную деятельность и относятся к гуманистическому подходу в психологии и образовании.

Как использовать Интернет - технологии в организации познавательной деятельности обучающихся, в практике работы учителя- словесника?

Как уже было сказано, электронная почта (e-mail) – важный информационный ресурс Интернета, самое массовое средство электронных коммуникаций, через неё можно принять или послать сообщения ещё в два десятка компьютерных сетей, часть из которых не имеют on-line- сервиса (прямого подключения к Интернету).

Технология работы с электронной почтой достаточно проста: пользователь ПК  подготавливает сам либо с помощью почтовой программы, либо текстового редактора корреспонденцию, затем вызывает программу отправки почты, которая посылает сообщение на  почтовый сервер отправителя. Тот в свою очередь посылает его на почтовый сервер адресата, где специальная программа занимается сортировкой программы, рассылкой её по ящикам конечных пользователей. Почтовые серверы постоянно подключены к Интернету, тогда как компьютеры участников переписки могут устанавливать соединение с ними по мере необходимости. Основой любой почтовой службы является система адресов.  E-mail состоит из двух частей: идентификатора пользователя, который записывается перед знаком «@» и доменного адреса машины, который записывается после этого знака.

Как я использую электронную почту в обучении.

 Имею почтовые ящики во всех поисковых системах Интернета, один из которых (margarita20073@rambler.ru) использую как средство коммуникации  с обучающимися, их родителями, коллегами: этот адрес помещён в разделе «Контакты» на моём собственном сайте:http://margaritakuznetcova.jimdo.com

Чтобы общаться с учащимися, в начале учебного года собираю адреса их электронной почты, формирую записи в адресной книге на почтовом сервере и бумажном носителе.

Приведу несколько конкретных примеров использования электронной почты.

При подготовке к занятию научного общества старшеклассников «Кастальский ключ» «Страницы современной литературы» (избранные страницы творчества Евгения Гришковца и Веры Полозковой) в 11 классе.

- Переписка с учащимися, которые готовили проекты и выступления:  рекомендации учителя  по темам, обмен планами, заготовками, ссылками на  тексты произведений в электронных библиотеках,   видео- и аудиоматериалы, блоги и сайты авторов, просмотр выполненных работ,совместное редактирование.

-  Общение с участниками занятия: рекомендации  текстов, указания на ресурсы Сети, где их можно найти, рекомендации по  использованию в электронном виде или на бумажном носителе.

При подготовке к конкурсам, олимпиадам, конференциям различного уровня поступаю так:

-  посылаю заявки на конкурсы, олимпиады, конференции, особенно дистанционные через электронную почту сама или даю их адреса в Сети учащимся;

- пересылаю Положения о  конкурсах, рекомендации к оформлению работ, примерные вопросы и задания, различные справочные и дидактические материалы;

- получаю черновики или чистовики работ, презентаций для  просмотра и редактирования;

-пересылаю и получаю грамоты, свидетельства, сертификаты об участии;

-общаюсь с родителями учащихся по вопросам участия в различных состязаниях, обсуждаю с ними различные проблемы.

С помощью электронной почты общаюсь с коллегами-словесниками, членами ГМО учителей русского языка и литературы, которым я руковожу, с работниками муниципального Методического центра, с редакциями журналов и газет, например: «Литература в школе», «Учитель», «Первое сентября. Русский язык. Литература», где публикую свои статьи.

Общение по электронной почте помогает организовать внеклассную работу по предмету: так, переписка по электронной почте с Юлией Ивановой, координатором  культурно- просветительской работы музея- заповедника Шахматово, помогла  организовать увлекательную поездку  на «Сиреневый фестиваль» в мае 2011 года. О ней я рассказала в докладе «Опыт сетевого взаимодействия с учреждениями культуры Московской области: путешествие в блоковское Шахматово», который был представлен на Всероссийской Интернет - конференции «Организация сетевого взаимодействия:опыт и перспективы»(Саратов,2011); в статье «Профильная практика старшеклассников (из опыта организации и проведения» (http:// nsportal.ru/node/200562)

Надо сказать, что  использование электронной почты - эффективная и вполне доступная образовательная Интернет-технология. Однако она не всегда отличается оперативностью в коммуникации, не всегда позволяет общаться с большим количеством людей на расстоянии, совсем не позволяет видеть и слышать собеседника или собеседников, поэтому использую такую Интернет- технологию, как телеконференции.

«Телеконференции – электронная связь между двумя и более людьми на расстоянии. Можно выделить три основных вида:

1.Аудиотелеконференции. По существу являются телефонными конференциями, поскольку участники связываются посредством телефонной связи с использованием наушников и микрофонов. Целесообразно при небольшом количестве участников (до 10-12 человек). Пример- селекторные совещания.

2.Видеоконференции: соединяют аудио- и видеосредства для обеспечения интерактивной совместной голосовой  коммуникации и обмена видеоизображениями. На экран дисплея может быть выведен материал, отснятый с помощью видеокамеры. В учебном процессе используется для проведения лекций, консультация в  интерактивном режиме.

3.Компьютерные конференции позволяют нескольким участникам общаться друг с другом через компьютерные терминалы, однако не в режиме реального времени. Они подобны электронной почте, поскольку поступающие сообщения хранятся в компьютере и пользователь может прочитывать их и отвечать на них позже (пример - августовские педсоветы). Компьютерные конференции используются в преподавании учебных курсов, в консультировании»4

Более современный тип телеконференций - это общение через скайп.

Что такое скайп?

Скайп (или Skype) – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Программа разработана компанией Skype Limited. Программа позволяет:

  1. Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с коллегой по работе, так же как и в других программах вида ICQ, QIP или Jabber.
  2. Если у вас есть микрофон и наушники, вы можете дозвониться до друга из соседнего города и просто разговаривать, как-будто вы общаетесь по телефону.
  3. Если у вас есть веб-камера, микрофон и наушники, то вы можете проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть интернет, и вы платите не за минуты, а за количество отправленных и полученных мегабайт.

Программа Skype (Скайп) позволяет звонить вашему партнеру на мобильный телефон, стационарный телефон, отправлять смс-сообщения на мобильный телефон. При этом вы не встаете из-за компьютера, выбираете выгодный для вас тариф и платите меньше. С помощью скайпа вы можете дозвониться в любую точку планеты, при этом звонки со Skype на Skype будут совершенно бесплатным.

  Общение через программу Skype (Скайп)- ещё одна из Интернет- технологий, которую использую я.

Почему именно Skype?

Это современная, широко распространённая и установленная почти у всех моих учащихся программа на ПК и мобильных устройствах. Программа есть и у меня.

 Работать со Skype просто и удобно. Достаточно  иметь свой номер скайпа, знать номера своих собеседников - и можно легко общаться. Так что, кроме номеров электронной почты, я собираю и номера скайпов. Также многие учащиеся указывают их на своих страничках в различных социальных сетях.

Как я использую Skype?

 Для  консультаций при подготовке к контрольным работам, зачётам, собеседованиям, ГИА и ЕГЭ:  в режиме видеоконференции общаюсь с детьми, получаю их вопросы и отвечаю на них. Если необходимо, подключаю для пересылки справочных и дидактических материалов электронную почту.

Для организации групповой работы на семинарах и конференциях: легко связаться со всей группой учащихся, уточнить  круг заданий, проконсультировать.

Во внеклассной работе: например, при подготовке  проектов, театральных постановок, выступлений на конференциях, конкурсах  прослушать в режиме реального времени всех  участников, дать им необходимые рекомендации. В 2012 году, при подготовке к «Последнему звонку», используя  Skype, мы с ребятами создали  замечательный сценарий «Лёд тронулся, господа выпускники!» по мотивам Ильфа и Петрова: собирали идеи, писали сцены, прорабатывали мизансцены, слушали и выбирали музыкальное сопровождение, писали тексты песен.

И ещё об одной Интернет - технологии мне хотелось бы рассказать: о работе с банками и базами данных,Web- страницами.

На самом деле, это, на мой взгляд, одна из самых востребованных Интернет - технологий в современном  образовательном пространстве: Интернет - огромное хранилище информации, которой современному человеку необходимо уметь пользоваться.

«Банк данных - организационно-техническая система, представляющая совокупность баз данных пользователей, технических и программных средств формирования и ведения этих баз  и коллектива специалистов, обеспечивающих функционирование системы.

База данных - совокупность хранимых в памяти компьютера и специальным образом организованных взаимосвязанных данных, отображающих состояние предметной области»5

Web- страницы. Понятие «Web- страницы» достаточно широкое: оно включает в себя базы и банки данных, материалы сайтов и многое другое.  Интернет- технологии  работы Web- страницами направлена на обучению поиска информации

Какие виды учебной деятельности использую для работы с базами данных?

Задания на поиск информации.

 Найти  ответы на поставленные мною вопросы.

В своей практике работы использую такие задания на поиск информации:

-простые задания и упражнения (от учащегося требуется найти правильный признак, по которому информацию можно извлечь из базы данных);

-сложные задания и задачи (учащемуся необходимо собрать информацию «по крупинкам», то есть используя разные признаки доступа в базы данных);

-исследовательские задания или проблемы (в этом случае область поисков считается неограниченной - необходимо использовать различные базы данных, всё, что поможет найти правильный ответ).

-Задача.

1.Кто такой Вячеслав Шишков? Чем он знаменит?

-Описательное задание- исследование.

Опишите максимально подробно события и факты, связанные с понятием «серебряный век русской литературы.

-Сравнительное исследование.

Сравните слова «ведьма» и «невеста». Укажите черты сходства и различия между ними.

-Творческая работа.

Соберите сведения о  русских поэтах второй половины XIX века и напишите:

а) статью;

б) художественное  произведение.

При работе с банками или базами данных ,Web- страницами можно также привлекать и технологии работы со Skype, электронной почтой.

В своей практике работы использую такие задания на поиск информации:

-простые задания и упражнения (от учащегося требуется найти правильный признак, по которому информацию можно извлечь из базы данных);

-сложные задания и задачи (учащемуся необходимо собрать информацию «по крупинкам», то есть  используя разные признаки доступа в базы данных);

-исследовательские задания или проблемы (в этом случае область поисков считается неограниченной - необходимо использовать различные базы данных, всё, что поможет найти правильный ответ).

Анализ и синтез информации.

Интернет содержит огромное количество информации, разнообразных фактов, событий, примеров. Работая с ними, ученики учатся их структурировать, формировать общие понятия и представления.

Соберите информацию о развитии  русской поэзии в годы Великой Отечественной войны. Сформулируйте общие выводы.

Соберите сведения о выразительных возможностях имени прилагательного. Сформулируйте общие выводы.

Обработка и представление информации.

Наладить выпуск электронного бюллетеня по интересующей теме ( «Живой журнал и его интересные страницы»).

В данной статье я коснулась лишь отдельных Интернет - технологий и некоторых  примеров их применения. Отмечу и нравственный аспект в работе с данными технологиями: для меня важно воспитывать  корректное отношение к материалам, полученным в Сети, учить общению в Сети, уважать авторские права.

Наверное, поэтому эпиграфом к статье стали слова Т.С.Элиота: «Где та мудрость, которую мы потеряли в знании?// Где то знание, которое мы потеряли в информации?».

Литература.

1-5.  Абалуев Р.Н., Н.Е.Евстифеева, Н.И.Баскакова, Е.Ю.Бойка, О.В.Вязовова, Н.А.Кулешова, Л.Н.Уметский, Г.А.Шешерина «Интернет-технологии в образовании».Учебно- методическое пособие.- Тамбов: издательство ТГГУ, 2002, с.с. 4-5, 7-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского

Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....

Урок по информатике в 9 классе на тему «Мир электронной почты, телеконференция.»

Данная презентация предназначена для учеников 9 класса, при изучении пользования электронной почтой, телеконференцией....

Презентация к уроку на тему "Электронная почта, телеконференции, обмен файлами"

Презентация к уроку на тему "Электронная почта, телеконференции, обмен файлами"...

домашняя практическая работа "Поиск информации. Электронная почта"

Продемонстрировать навыки поиска информации и пользования электронной почтой....

Интернет-технологии в работе учителя-словесника.

выступление на городском методобъединении учителей русского языка и литературы г.о.Жуковский...

Интернет-технологии в работе учителя-словесника.

презентация к выступлению на ГМО учителей гуманитарного цикла...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...


 

Комментарии

Кузнецова Маргарита Сергеевна

Статья адресована работникам образования, которые стремятся использовать в своей профессиональной деятельности информационные ресурсы сети Интернет.