Моя педагогическая философия
статья

Щербинина Екатерина Владимировна

Учитель – это «чтец, жнец и на дуде игрец», то есть разносторонность развития для учителя – не только гуманистический принцип, относящийся к любой личности, но также необходимое профессиональное качество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx13.79 КБ
Файл esse_ya_uchitel.docx102.39 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

              Педагогика должна быть

философией или вообще не быть.

М.Лангельферд.

Думаю,  всё зависит от учителя. В учителе ученику должно быть всё интересно, начиная  с его внешнего вида и заканчивая тем, что «несёт» учитель с собой на урок.

Ведь как высоко было звание учителя в России! … Бабушка мне говорила: «Раньше мы увидим учителя, идущего по улице, сразу кланяемся и долго стоим, провожая его взглядом». А сейчас идёшь по коридору и боишься быть сбитым с ног,  каким – нибудь расшалившимся учеником. Или зачастую школьник увидит учителя – взгляд отводит: не заметил, мол, и мимо проходит. А кто виноват? Учитель, и прежде всего учитель. Мы критикуем работу правительства. Но кто такие члены правительства, родители? Это бывшие ученики, получившие образование и воспитание в школе. Обвиняя их, прежде всего мы, критикуем себя. Не так ли?

Я думаю, что задача учителя состоит в том, что он должен поднять детей до своего уровня, тогда его роль будет выполнена. «Будь как я! Будь лучше меня!» А поэтому учитель должен являть собой сильную, яркую, интересную, способную вести за собой личность.

В образовании много проблем: отсутствие материальной базы, снижение авторитета учителя и образования в целом, исчезновение приоритета высшего образования (образование не ради денег, а ради знания, истины).

Судьба будущей России – в руках школьного учителя. Учителю, прежде всего, нужно подумать, прочувствовать до конца своё великое предназначение. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель души. Поэтому для него важно самому ясно понять, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить, укреплять и развивать совесть, достоинство, честь, патриотизм.

Учитель должен стать генератором общественных идей, новаций, воспринимать наиболее ценное  и  значимое. Не ждать от «верхов» подачек, а изменяться самому, изменять окружение. Помня, что инициатива идет снизу. Общество ещё не заинтересованно в том, чтобы влияние и престиж учителя были «на высоте» общественных потребностей, разваливающаяся экономика «опускает» учителя до уровня ниже нижнего, вынуждает его больше думать «о хлебе насущном», чем о высоких материях, о вечном, разумном, добром.

Учитель – это «чтец, жнец и на дуде игрец», то есть разносторонность развития для учителя – не только гуманистический принцип, относящийся к любой личности, но также необходимое профессиональное качество. Определяющими качествами современного учителя должны быть: честность, терпимость, доброжелательность, общий уровень культуры, умение общаться. Учитель воздействует на учеников и на окружающих своим авторитетом, и чем выше этот авторитет, тем существеннее его влияние на мировоззрение, нравственные нормы и ценности учеников.

А если учитель  становится  не интересен ученикам  как  личность, то он теряет авторитет у своих подопечных. Ведь учитель несёт детям не только знания, особенно сегодня, в период бурного развития высоких технологий. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Известно, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель,  воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный человек.

Мне кажется, что без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно мои ученики дают энергию жизни мне, а я, в свою очередь, стараюсь открыть  им «новые горизонты».

Пробудить интерес ребёнка к жизни, к работе, знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, утончённо чувствовать прекрасное, быть стойким – вот в чем я вижу своё предназначение как учителя, вот моя педагогическая философия. Каждая приобретённая крупинка знания подтолкнёт ученика к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных  высот. Об этом всегда должен помнить учитель

 Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни  Коперника,

И поныне бы, наверное

Если б не было учителя,

Не открытые Америки

Остались неоткрытыми.



Предварительный просмотр:

Эссе

«Я – учитель»

Конкурсная работа 2012 г. в номинации "Рисунок". Ольга Козленко, 13 лет, г. Днепропетровск, Украина.

   Какое прекрасное слово «учитель»!

Ваятель любви, человеческих душ,

Наставник семьи и державы строитель…

Учитель всегда и везде на виду.

       На свете есть тысячи профессий разных и нужных,  и каждый человек должен найти среди них дело по душе, свое призвание.  Я считаю, что среди множества различных профессий есть самая лучшая, самая необходимая  - учитель.  Да, я  учитель…

     Когда я окончила школу, передо мною не стояли вопросы: куда пойти учиться, кем стану? Ответы на них были найдены гораздо раньше. Еще в  детстве, когда мне  задавали вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», я отвечала: «Учителем». Образцом для подражания была для меня моя мама, которая работала в школе учителем. Глядя на неё когда она сидела над своими терадками по физике, мне казалось, что это самая прекрасная работа на свете. Она сумела  привить мне любовь и интерес к своей профессии. С  замиранием сердца я представляла, как  войду  в класс  и буду рассказывать детям о чем–то добром, красивом. Именно этим была наполнена моя школьная юность. Любимые учителя, которые открыли мне тайны прекрасного, на которых так хотелось быть похожей; комсомольская работа, увлекающая своей романтикой; педагогический институт, прививший  мне любовь и интерес к своему предмету. У каждого свой путь. Свое призвание. Для меня – это школа. Это- то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама.

     С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень. Встречами –  интересными и скучными. Замечаниями - моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями и собраниями.

    Благодаря моей любимой профессии,  мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю. А когда вдруг твой бывший ученик пишет тебе письмо или находит твой номер телефона и звонит тебе, и говорит, что помнит и благодарит за всё, разве ради этого не стоит работать? Значит, твой труд не напрасен?

Что привлекает меня в этой профессии, так это то, что я получаю возможность творить самой, творить урок, мероприятие,  и видеть прямой результат своего труда, видеть восторженные, заинтересованные глаза детей. И каждый день я, как артист на сцене, стою у доски, пытаюсь достучаться до каждого сердечка ребёнка.  Я чувствую, что в моих силах что-то изменить в детях в лучшую сторону, что дети – это отражение нас самих, и осознание этого даёт мне уверенность в необходимости того, что я делаю.

      Почему я учитель? Школа – это жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит – если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленно-восхищенный возглас, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд – вот что волнует меня. Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, думаешь, придумываешь. Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?
А как трудно порой противостоять усталости, изнемогая над огромным количеством ненужных бумаг. Как нелегко побороть отчаяние, когда оказывается, что к уроку  готовы не все. И все же я не мыслю себя иначе, хотя, признаюсь, изо всех сил стараюсь не быть «учительницей» - из тех, у кого всё всегда правильно, и просто, и ясно.

И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.

Какой он современный учитель? Я считаю, что, прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы.

           В одной притче говорится : «Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:  «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». 
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
       А потому нельзя останавливаться. Жизнь движется вперед, распахнутые глаза учеников ждут чего-то нового, необычного. Уж если ты выбрал профессию учителя, то только вперед! И только вместе с детьми!

        Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Профессия учителя интересная, творческая и дело наше ответственное, чем какое-либо другое. Потому что в руках учителя – «будущее».

      Что будет завтра? Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...