Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.
учебно-методический материал по теме

Гутенко Светлана Александровна

Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_vybora_obrazovatelnoy_programmy_i_umk.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.

Из всего многообразия учебно-методических комплектов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю следующие УМК:

1. Учебно-методический комплект (УМК) «Математика» (авторы:  Виленкин Н.Я., Жохов

В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. и др.) предназначен для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. УМК «Математика» для 5-6 классов обеспечивает преемственность курсов математики в начальной школе и курсов алгебры в последующих классах для большинства программ, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин - физики, химии, географии и др. УМК «Математика» для 5-6 классов Виленкина Н.Я. и др.

Состав УМК:

1.        Виленкин, Н. Я. Математика. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2012. – 280 с.

2.        Рудницкая, В. Н. Разноуровневые контрольные работы по математике для 5 кл. : В 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М. : Генжер. 2004

3.        Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М. : Академкнига/Учебник, 2011 – 114 с.

4.        Жохов, В. И. Преподавание математики в 5–6-х классах по учебникам: Математика / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С . Чесноков, С. И. Шварцбурд. Методические рекомендации для учителя. – М. : Мнемозина. 2011

5.        Виленкин, Н. Я. Математика. 6 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2011. – 288 с.

6.        Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М. : Академкнига/Учебник, 2010 – 160 с.

7.        Рудницкая, В. Н. Математика. 5 кл. : рабочая тетрадь № 1. Натуральные числа / В. Н. Рудницкая. – М. : Мнемозина. 2011. – 87 с.

8.        Рудницкая, В. Н. Математика. 5 кл. : рабочая тетрадь № 2. Дробные числа / В. Н. Рудницкая. – М. : Мнемозина. 2011. – 88 с.

9.        Рудницкая, В. Н. Математика. 6 кл. : рабочая тетрадь № 1. Обыкновенные дроби / В. Н. Рудницкая. – М. : Мнемозина. 2010. – 79 с.

10.        Рудницкая, В. Н. Математика. 6 кл. : рабочая тетрадь № 2. Рациональные числа / В. Н. Рудницкая. – М. : Мнемозина. 2010. – 71 с.

2. Учебно-методический комплект (УМК) «Алгебра» (авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. и др.) предназначен для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Особенности линии УМК: последовательное изложение теории с привлечением большого числа примеров, способствующее эффективной организации учебного процесса; создание математическим взаимопроникновению содержательно-методических линий курса условий для глубокого аппаратом усвоения благодаря теории взаимосвязи и овладения;  обеспечение усвоения основных теоретических знаний и формирования необходимых умений и навыков с помощью системы упражнений; выделение заданий обязательного уровня в каждом пособии, входящем в УМК.  В основу структуры курса положены такие принципы, как сбалансированное развитие содержательно-методических линий, их взаимопроникновение и взаимодействие. Благодаря этому, создаются условия для глубокого усвоения учащимися теории и овладения математическим аппаратом.

3. УМК по алгебре и началам анализа для 10-11 классов, Колмогоров А.Н. (Базовый).

 Учебник написан на высоком научном уровне, основные теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами. Знакомство с начальными понятиями и методами анализа (производная, дифференцирование, первообразная, интеграл, метод поиска максимумов и минимумов функций) — одна из важных целей курса. Упражнения, включенные в каждый пункт, делятся на две части. Задачи, входящие в первую часть, необходимо уметь решать для получения удовлетворительной оценки, они задают обязательный уровень подготовки, остальные задачи чуть сложнее. Вопросы и задачи на повторение, которыми заканчивается каждая глава учебника, позволят учащимся проконтролировать свои знания и умения по основным темам курса, а также могут быть использованы учителем при проведении итогового опроса или зачета. Для подготовки к контрольной работе в конце каждой главы приведены вопросы и задачи на повторение основного материала. Ответы на вопросы и примеры решения таких задач можно найти в тексте соответствующих пунктов. О происхождении изучаемых понятий, терминов и символов, о людях, создававших математический анализ, можно узнать, прочитав разделы «Сведения из истории». Дополнительный материал теоретического характера содержится в некоторых пунктах учебника, он выделен специальными значками. Практические упражнения для повторения курса помещены в главе «Задачи на повторение». Задачи повышенной трудности содержит заключительная глава. Начиная с 2008 года в учебник включена глава «Элементы теории вероятностей, комбинаторики и статистики».

 4. УМК Л. С. Атанасяна «Геометрия 7 – 9» и «Геометрия 10 – 11» тоже представляет собой завершенную линию учебников. Данный комплект соответствует современным общеобразовательным стандартам, написан доступно и интересно. В изложении материала учебника сочетаются наглядность и строгая логика.

Последовательность изложения различных разделов геометрии в данном учебнике отличается от других учебников. Так, например, в 8 классе вводится понятие площади многоугольника (вполне понятное школьникам). Это обеспечивает ряд методических преимуществ в построении курса планиметрии.

Требования авторов: учебник должен быть простым (доступным большинству учащихся класса и содержать минимум материала); полезным (способствовать развитию логического мышления, пространственного воображения, давать основные сведения о геометрических фигурах); интересным (написан живым языком и иллюстрирован).

Текст разбит на параграфы, а параграфы на пункты. Разбивка на пункты дает почасовую разбивку материала.  Больше 50% урока – решение задач.

 Научный уровень предмета.

Форма наглядного изложения. Доказательство опирается на изученные аксиомы. Аксиоматическое построение материала. Дедуктивное изложение вопросов. Соответствует классическому подходу.

Доступность изложения. Материал изложен доступно. Теоремы и аксиомы изложены легко. Знания можно проверить с помощью контрольных вопросов и решения задач.

 Основные приоритеты:

- развитие логического мышления учащихся. В качестве основного учебного требования автор выделяет требования «Доказывать все, особенно в начале обучения, в том числе обыкновенные факты» (связанные с отношением лежать между); использование метода доказательства от противного с первых шагов учения.

Большое значение уделено соотношению теории и практики. Не менее половины времени отводится на решение задач. К каждому параграфу подобраны вопросы и задачи. Есть вопросы качественного характера, задачи на доказательство, вычисление, на построение, практические работы. В конце каждой главы 20-30 дополнительных заданий. По каждому классу приведены задачи повышенной трудности.

Достоинства.

Практический опыт доказывает, что учебник выгодно отличается от других, главное преимущество учебника состоит в том, что он написан настолько просто, ясно, наглядно, доступно, что учение без учителя может освоить основные понятия геометрии. Благодаря удачному подходу к понятию площади доказательства многих теорем упрощаются, многие задачи решаются короче, экономится время для изучения следующих тем.

Для каждого параграфа составлены контрольные вопросы.

В курсе стереометрии включены задачи прикладного характера.

В пособии предусмотрены серии задач, в которых одно и то же понятие предстает в разных ракурсах, в качестве компонентов различных конфигураций. Характерной особенностью системы задач является широкое использование в них стандартных конфигураций, что способствует усвоению понятий, способов рассуждений.

Учебник занял первое место на Всесоюзном конкурсе учебников по математике для средней общеобразовательной школы.

В учебнике много оригинальных приемов изложения, которые используются авторами не ради желания блеснуть своим особым подходом, а ради стремления сделать учебник доступным учащимся и одновременно строгим.

Система задач позволяет развить интерес учащихся к математике с учетом их математической подготовки. Большое внимание уделяется тщательной формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи.

Учебник «Геометрия, 10–11» является продолжением учебника с аналогичной структурой для 7–9-х классов. Стиль изложения в книге для старшеклассников стал более строгим. При изложении теоретического материала соблюдается систематичность, последовательность и экономичность изложения. У учащихся формируется понятие красоты и изящества математических рассуждений.

В дидактические материалы вошли самостоятельные и контрольные работы, работы на повторение и математические диктанты в нескольких вариантах и различного уровня сложности, а также задачи повышенной трудности и примерные задачи к экзамену. Методическое пособие «Изучение геометрии в 7–9 классах» помогает учителю.  В книге формулируются основные требования к учащимся, даются методические рекомендации по проведению уроков по конкретным темам и распределению задач, самостоятельные и контрольные работы, карточки для устного опроса; приводится примерное тематическое планирование для основной школы в двух вариантах в зависимости от количества учебных часов; решены наиболее сложные задачи учебника и предложены дополнительные.

Использование тематических тестов по геометрии в учебном процессе позволит, во-первых, осуществить оперативную проверку знаний и умений учащихся, полученных ими в процессе обучения, и, во-вторых, подготовить их к итоговой аттестации в 9 и в 11 классе.

УМК «Геометрия» для 7-9 классов:

  1. Учебник. Геометрия. 7-9 классы. Авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И. И.
  2. Рабочие тетради для 7, 8 и 9 классов. Авторы: Атанасян Л. С., Бутузов В.Ф., Глазгов Ю.А., Юдина И.И.
  3. Дидактические материалы для 7, 8 и 9 классов. Авторы: Зив Б.Г., Майлер В.М., Баханский А.Г.
  4. Тематические тесты для 7, 8 и 9 классов. Авторы: Мищенко Т.М., Блинков А.Д.
  5. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы. Автор: Иченская М.А.
  6. Методические рекомендации к учебнику. 7-9 классы. Авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазгов Ю.А.

УМК «Геометрия» для 10-11 классов:

  1. Учебник: Геометрия, 10-11: Учебник. для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2011г.
  2. Изучение геометрии в 10-11 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2003.-22 с.
  3. Геометрия. 11 класс. Рабочая тетрадь: М: Просвещение, 2010. / Бутузов В.Ф.
  4. Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс: базовый и проф. уровни / Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2008 – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...

Обмен опытом по теме "Успех ученика - это радость учителя" (обоснование выбора образовательных технологий )

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать ...

Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы

Данная работа поможет сделать выбор учебных пособий, соответствующих ФГОС....

Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы

В статье дается обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы на 2017-2018 учебный год...

Обоснование выбора образовательных технологий

Для реализации инновационной образовательной программы школы в образовательном процессе использую современные образовательные технологии: Информационно-компьютерные технологии, технология РКМЧП, игров...

"Комплект учебно-методических материалов для организации логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ со сложной структурой дефекта"

Адаптированная образовательная программа для слабослышащего ребенка с задержкой психического развития...

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы профессиональных модулей, учебно-методические комплексы.

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, среднего профессионального образования, актулизированы в соответствии с требованиями ФГОС СПО....