Главные вкладки

    Оценочный лист на уроках русского языка как средство контроля, самоконтроля и мотивации учащихся.
    статья по теме

    Вашкевич Олеся Дмитриевна

    новая форма оценки, удобно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otsenochnyy_list.docx20.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Оценочный лист на уроках русского языка как средство контроля, самоконтроля и мотивации учащихся.

    В соответствии с новым Федеральным образовательным стандартом школьный урок меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятельностного подхода. В связи с этим в  последнее время появляются новые формы итоговой и промежуточной аттестации учащихся. Логично, что на первый план в связи с этим выходит проблема контроля знаний и оценки деятельности учащихся.  

    Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля – оценочный лист. Причем стоит отметить, что оценочный лист – довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания,  ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

    Оценочный лист как средство контроля.

    Хочу поделиться опытом создания оценочного листа, как средства контроля за усвоением знаний после изучения определенной темы. Прежде всего, создается текст самой работы. В черновом варианте располагаю задания по нарастающему уровню сложности, затем в отдельной графе прописываю, какой навык, знание, УУД я хочу проверить при решении того или иного задания. Хорошо, если в задании, выдаваемом ученикам, эта графа тоже будет (например: задание: «Среди предложенных словосочетаний найдите одно со связью «согласование», рядом в графе предполагаемых умений - «Умение определять синтаксическую связь слов в словосочетании»). После того, как готов текст контрольной работы или теста, делаю оценочный лист. Он представляет собой таблицу, в которой в графе сверху вниз расположен список класса, а в графах, расположенных вверху таблицы слева направо – список знаний, умений и УУД, наличие которых отслеживается при проведении данной работы (приложение 1). Очень важно обратить внимание на разбалловку заданий, по которой можно будет судить о результатах. В зависимости от сложности, обычно даю 1 балл, редко 2 балла за одно задание. Эти баллы, как и номера заданий, в отдельных строчках прописываются под списком знаний, умений и УУД, выставляется сумма максимального балла. Внизу под таблицей описываю разбалловку (например: 38-40 баллов –«5», 30-37 баллов – «4», иногда делю на уровни знаний).Таким образом, выставляя в таблицу баллы, заработанные учениками при выполнении заданий и сосчитав баллы каждого, я получаю довольно много информации:

    - уровень знаний класса по теме при выведении среднего балла,

    - уровень знаний каждого ученика по теме,

    - выявляются знания, которые ученики усвоили лучше, чем остальной материал,

    - выявляются знания, пробел в которых придется восполнять общими усилиями.

         Если оценочный лист использовать как средство проверки качества знаний за семестр (при выполнении семестровой контрольной работы), учитель сможет сделать вывод о подтверждении\неподтверждении оценок учащихся, предполагаемых для выставления в журнал, как итоговых.

         Также удобен оценочный лист и для отслеживания динамики знаний, пример: работа с различными типами орфограмм. Учитель делает орфографический минимум, который учащиеся должны усвоить в течение месяца. Он содержит слова на разные виды орфограмм, что отмечается в графе ЗУНОВ в оценочном листе. После написания работы, взаимо- или самопроверки ученик видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать. Через некоторое время, данное на подготовку, тест проводится повторно, результаты анализируются.

    Оценочный лист, как средство самоконтроля и мотивации.

    Оценочный лист на уроке – важное средство самоконтроля и мотивации. Но подходить к его разработке нужно очень внимательно, чтобы не допустить переквалификации элементарных знаний в такие, которые можно оценить на данном уроке. Оценочный лист, опираясь на который ученик работает на уроке, может соответствовать как содержанию всего урока, так и определенному его этапу, пусть то будет проверка домашнего задания, практическая работа по теме или закрепление нового материала. Оценочный лист, рассчитанный на урок работы, должен содержать разноплановые задания, чтобы ребята почаще меняли виды деятельности. Целесообразно продумать задания индивидуального, парного и группового характера, ориентированные на само-и взаимопроверку. Рекомендую ввести в такой оценочный лист задания по целеполаганию или планированию работы (пример: «Исходя из темы, написанной на доске, определить цель урока» или «Подключив логику, расставить в нужной последовательности этапы урока»).

    Несомненными плюсами такого оценочного листа являются :

    - разнообразие заданий(это не сделает урок монотонным),

    - возможность за счет само- и взаимопроверки значительно сократить время проверки заданий,

    - ребенок может сам планировать и оценивать свои достижения на уроке, что благотворно влияет на мотивационную сферу.

    Если хорошо организовать урок, то в корне меняется деятельность каждого ребёнка. Ученик изучает новый материал, осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает.

    Как мы видим, оценочный лист – большой помощник педагога. Единственная сложность, которая вызывает затруднение – это создание самого «помощника». Здесь учителю потребуется сначала проанализировать, чему он научил детей и что хочет проверить, и только потом можно приступать к созданию оценочного листа. И все это взаимосвязано и очень важно.

    Успех всех преобразований в школе определяется позицией учителя, его отношением, желанием и готовностью работать с полной отдачей. Наша с вами задача создать для ученика комфортные условия при осуществлении контроля. Хочу быть правильно понятой, комфортность – это не мягкое кресло, не безделье,  не снисходительные требования, а уверенность ученика в своих силах, условия для творчества, поддержка одноклассников и учителя, который сумеет вселить в ученика эту уверенность в себе, обеспечит разнообразие выбора и свободу ребёнку.

    Среди качеств, которые мы хотим привить ученику, одним из важнейших является стремление, желание – учиться, поэтому интеграция управленческой и методической деятельности на уроке должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования этого качества.

    Зачастую, ученик во время любого контроля  находится в состоянии тревоги, и одной из причин этого является то, что на уроке не организовано качественное методическое сопровождение учащегося. Важнейшей задачей педагога является научить школьников строить свою деятельность во время контроля как полноценную. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый и самим учеником. Таким образом, контроль приобретает функцию обучения школьников приемам планирования собственных действий, формирования у них потребности и привычки самоконтроля.

    На своих уроках стараюсь обучение математике ориентировать не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики.

    Одной из форм реализации самоконтроля или взаимоконтроля является оценочный лист, который даёт большой объем информации. Во-первых, он показывает всю картину успешности усвоения той или иной темы не только отдельным учеником, но и классом в целом. Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и автоматически спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Во-вторых, накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для учащихся оценочный лист является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

    Приведу пример  оценочного листа для контроля и оценки достижений учащихся.

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

    Дата _______________                 Ф.И. ______________________________

    Устный счет

    1 задание

    2 задание

    3 задание

    4 задание

    ИТОГО:

    Такой оценочный лист позволит повысить мотивацию ученика на каждом этапе урока. При этом учитель должен чётко определить критерии оценки для самоконтроля учащимся своей учебной деятельности. В условиях, когда математические способности учащихся развиты неодинаково и разброс велик, этот подход позволяет дать каждому ученику возможность работать в том темпе, при котором он наилучшим образом усваивает учебный материал.

    Новый современный учитель – это педагог, который владеет педагогикой сотрудничества и демократии. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы ребёнок его понял и начал действовать так, как желает учитель. Самостоятельная работа учащихся организуется в расчёте на то, чтобы она приносила им удовлетворение. Для этого педагог  должен тщательно готовиться к работе – чётко организовать каждый этапа урока,  составить вопросники, карточки, отобрать материал для осуществления контроля: математические диктанты, тесты, самостоятельные и контрольные работы.

    Если хорошо организовать урок, то в корне меняется деятельность каждого ребёнка. Ученик изучает новый материал, осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает.

    Представляю план одного из уроков с применением оценочного листа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

    В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

    Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....

    Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

    Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

    Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся

    Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Личностно-ориентированный подход требует становления педагога как професси...

    Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями

    Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....

    Оценочный лист на уроках русского языка как средство контроля и самоконтроля обучающихся

    Статья посвящена вопросам критериального оценивания знаний и умений обучающихся...

    Рабочий лист к уроку русского языка для учащихся 6 класса

    Рабочий лист к уроку русского языка для учащихся 6 класса...