Оценочный лист на уроках русского языка как средство контроля и самоконтроля обучающихся
статья по русскому языку на тему

Статья посвящена вопросам критериального оценивания знаний и умений обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_borichenko.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает разработку совершенно новой модели основной  школы, качественное изменение построения всего образовательного процесса. Одной из целей модернизации основного общего образования является реформирование системы школьного оценивания, которое предполагает сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.

 Это  предполагает становление ученика основной  школы  в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.

Без оценочного компонента, оценочных суждений, оценочной познавательной деятельности учение ребенка блуждало бы в потемках. Ученику необходимо знать, что ему удается, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы ему восполнить и как.

Поэтому задача учителей основной  школы — последовательно, системно вести работу по формированию у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний и умений, учить детей оценивать результаты учебной деятельности.

Зачем нужны критерии оценки?

Для учителей:

  • Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
  • Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
  • Делают процесс оценивания объективным и последовательным
  • Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

     Для учащихся:

  • Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
  • У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
  • Когда ученики привыкают регулярно  использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
  • Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обла- дать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля – оценочный лист. Причем стоит отметить, что оценочный лист – довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

Преимуществами  технологии критериального оценивания на уроках русского языка и литературы являются

  1. объективность оценивания: оценивается конкретная работа, а не ученик;
  2. мотивация учеников к самостоятельной деятельности;
  3. наглядность процесса оценивания;
  4. выявление трудностей и их причин;  
  5. стремление учеников преодолевать трудности;
  6. развитие навыков самооценивания.

Оценочные листы на уроках русского языка являются средством  контроля за работой ученика на уроке. Такие оценочные листы очень удобны для отслеживания динамики знаний по той или иной  изучаемой теме.  Обучающийся осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает себя. Вот примеры оценочных листов, которые использую на уроках русского языка в 5 классе.

 Пример  оценочного  листа  по теме «Правописание слов с чередующимися гласными а-о в корне»:

Критерии

Образец задания

Само

оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1.Умение находить орфограмму «Буквы О-А в корнях с чередованием» и правильно писать слова с данной орфограммой:

а)-лаг---лож-

б)-раст---ращ---рос-

в)-гор---гар-

г)-зор---зар-

2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм

1. 1.Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы

а) предл.гать усилия, распол.житься на ночлег, прил.гать усилия, изл.гать точку зрения, сл.гать стихи;

б) р.ститель

ный мир, постепенно разр.стаются, зар.сли тростника, выр.щенные овощи, отр.сль экономики;

в) дог.рать в облаках, заг.релый юноша, ог.рок свечи, сг.ревший куст, обг.реть на солнце;

г) оз.рять лес, утренняя з.ря, сверкают з.рницы, оз.рённый солнцем, з.рька алая

Использую оценочные листы и на уроках развития речи при выполнении  творческих заданий. Пример оценочного листа, используемого на уроке русского языка  по теме «Доказательства в рассуждении» .

Виды деятельности

Баллы

Контроли

рую себя

Оценка учителя

1

Группирую темы сочинений по типам речи

0-3

2

Работа с текстом.

Определяю

-тему текста;

-мысль, которую утверждает автор;

-доводы, факты, подтверждающие мысль автора;

-вывод.

0-3

3

Самостоятельно выделяю структурные элементы текста-рассуждения (разноуровневое задание):

-карточка;

-разрезанный текст

0-3

0-5

4

Составление собственного текста (сочинение-рассуждение)

Привел три аргумента-3б

Привел два аргумента -2б

Привел один аргумент – 1б

Сделал вывод – 2б

Допустил ошибок 0-5б

                                1-4б

                                 2-3б

                                 3-2б

                                 4-1б

                                 5-0б

Максимальное количество баллов- 10б

Оценки:

9-10б-«5»

7-8б-«4»

4-6б-«3»

1-3б-«2»

             

Также возможно использование  одного оценочного листа  на нескольких рабочих  уроках русского языка.

п/п

Виды деятельности на уроке

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Словарная работа

Определяю

-орфограмму;

-графически обозначаю условия выбора орфограммы;

-лексическое значение слова

2

Разборы

Выполняю

-фонетический разбор;

-морфологический разбор;

-синтаксический разбор;

-разбор слова по составу

3

Работа с текстом

Определяю

-тему;

-основную мысль;

-стиль;

-тип речи;

-озаглавливаю

4

Работа по учебнику

1.Работаю по материалу для наблюдений

2.Усваиваю правила написания

3.Выполняю упражнения, руководствуясь заданиями

Организация работы

5

Наличие учебных принадлежностей

6

Ведение тетради

7

Работа

-фронтально/индивидуально;

-в паре;

-в группе

8

Тема, задача, итог урока

Итог

Значение баллов

0-не работал(а)

1-менее половины успешно

2-более половины успешно

3-успешно более 90%

Задание со * оценивается отдельной отметкой от 4 до 5

Перевод оценки в отметку:

5-более 90%

4-70-90%

3-50-70%

Штрафные баллы на уроке:

за неудовлетворитель

ное поведение на уроке и /или невыполнение домашнего задания из отметки за урок вычитается 1 балл

Анализ результатов позволяет учителю определить уровень знаний каждого учащегося и спланировать дальнейшую работу с ним. Для обучающихся оценочный лист является стимулом для самообразования, позволяет самостоятельно организовать учебно-познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

«Интерактивное оборудование на уроках русского языка как средство создания современной обучающей среды ».

Деятельность учителя русского языка на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуника...

Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"

Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...