Методобеспечение Методы изучения глубинного строения Земли
методическая разработка по теме

Шатилова Галина Борисовна

Методическое обеспечение раздела учебного плана «Методы изучения глубинного строения Земли» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Станция юных техников г. Туапсе   

Методическое обеспечение раздела учебного плана  

«Методы изучения глубинного строения Земли»

дополнительной образовательной

программы «Юный геолог-эколог»

Объединение «Геолог-эколог»

ул. Ленинградская, 11

ПДО Шатилова Галина Борисовна

возраст детей 11-16 лет

        

г. Туапсе

2009 г.

На изучение раздела «Методы изучения глубинного строения Земли»  планируется 33часа, из них 15 – теоретических, 12 – практических 6 выездных.

В  разделе  программы  приводятся  сведения о основных методах изучения глубинного  строения Земли: бурении и геофизики.

1 занятие  – 3 часа.

Беседа о способах бурения, видах буровых установок и задачах, решаемых бурением.

Окончательно убедиться в том,  что  в  данном  месте  где-то на глубине есть полезное ископаемое,  можно лишь  проникнув  в недра и добыв оттуда образец горной породы – керн.

Разведчики недр пробуривают толщи горных пород с помощью специальной техники В результате образуется круглое отверстие – буровая скважина диаметром от 16 мм. до 1 м (редко – до 8 м.). Это ударное, шнековое, бурение с промывкой и т.д.

Скважины имеют различное назначение: это добыча нефти, газа, воды, рассолов, исследование грунтов под строительство и т.д.

Древние скважины пробурены египтянами в 3-ем веке до новой эры (до 0,5м.).

             В 6-ом веке до  н.э. китайцы  смогли  при  помощи  бамбукового бурового  инструмента ударным способом пробурить скважины глубиною до 500 м.

             Самые первые скважины в России появились на Северной Двине и на Каме, связанные с солевым промыслом.

2 занятие   – 6 часов.

 Проводится экскурсия к буровым станкам, которые бурят в районе г.Туапсе.

3 занятие – 3 часа.

             Дается понятие о геофизических методах, преимуществе методов при решении геологических задач, основы методов. Сейчас трудно представить, когда геологи искали месторождения без помощи геофизиков. Разведочная геофизика – инструмент, позволяющий исследовать геологическое строение тех участков Земли, которые нельзя увидеть или изучить путём взятия проб.

              Одним из важных методов геофизических исследований – является «Сейсморазведка». Применяется она с целью изучения строения земной коры и поиска полезных ископаемых. В методе используются искусственные источники возбуждения упругих колебаний – взрывы, вибросейс.

4 занятие – 3  часа.

«Гравиразведка». Беседа о поле силы тяжести Земли – основе метода. По измерениям ускорения силы тяжести можно судить о породах, которые находятся под ногами. Наиболее широко применяется при поисках нефти и газа, рудных месторождений.

5 занятие –– 3 часа.

«Магниторазведка». Метод основан на изучении магнитного поля Земли и магнитных свойств горных пород. Применяется при поисках полезных руд, цветных металлов, благородных металлов, месторождений алмазов.

6 занятие –– 3 часа.  

«Электроразведка». Основана на изучении как естественных, так и искусственных электромагнитных полей.

Практические занятия (12 час.) проводятся по изучению следующих дидактических материалов: геологических, гидрогеологических карт района, карты сейсморайонирования, геологических и сейсмических разрезов, результатов ВЭЗ (вертикального электрического зондирования).

Проверка полученных знаний осуществляется посредством опроса по вопросам, разработанным педагогом:

  1. Какие виды бурения Вы знаете?
  2. Какой глубины пробурена самая глубокая скважина и где?
  3. Как изменяется продольные и поперечные волны на границе земная кора-мантия7 Как называется эта граница?
  4. Какие магнитные породы Вы знаете?
  5. Как геофизики определили, что верхняя часть ядра жидкая?
  6. Какой аномалией – положительной или отрицательной характеризуются нефть и газ?

     

Педагог дополнительного образования

Г.Б. Шатилова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО

Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях  АМО...

ИЗУЧЕНИЕ ГЛУБИН МИРОВОГО ОКЕАНА

УРОК РАЗРАБОТАН СОГЛАСНО ФГООС 3 ПОКОЛЕНИЯ, С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ....