Моя педагогическая концепция
статья по теме

 Монгуш Шолбанмаа Экер-ооловна

Моя педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedkontseptsiya_eor_mshe.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне попробовать, и я научусь»

 Китайская мудрость

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

МОНГУШ Ш.Э.

 

Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. При переходе на концентрическую систему обучения произошло значительное увеличение объема учебного материала, подлежащего усвоению на II ступени обучения. Но количество часов, выделяемых базисным учебным планом РФ, не всегда достаточно для усвоения государственного стандарта по химии. Признание факта существования указанных противоречий делает актуальной проблему поиска новых педагогических технологий, которые:

-с одной стороны, способствовали бы формированию устойчивой положительной мотивации, а с другой стороны, обеспечивали бы выполнение государственного стандарта химического образования,

-формировали бы общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке.

Работая над темой самообразования «Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) на уроках химии» с целью

1. Повысить эффективность образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.

2. Развить предметные и ключевые компетенции обучающихся через включение их в активную учебно-познавательную деятельность.

3. Осуществлять социализацию школьников и профессиональное самоопределение выпускников через личностно-ориентированный подход и индивидуализацию обучения и воспитания.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)  – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий.

Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания.

Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.

Считаю, что активное внедрение и использование ЭОР нового поколения в образовательной деятельности школы в значительной мере повысит качество образовательного процесса; заинтересованность учащихся, а значит – повышение их успеваемости; поднимет уровень профессионализма учителя.

На мой взгляд, все это поспособствует соответствию современным требованиям Президентских направлений в области школьного образования.

Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы?! Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться  быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – это новые составляющие современного востребованного обществом качества образования.

 Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека, а именно:

Информационной: -  умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

Коммуникативной: - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

Самоорганизации: - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;

Самообразования: - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Использование    новых технологий в работе учителя позволит достичь целей образования современной молодёжи, но при условии, что цели образования станут для обучающегося  личностно значимыми.

Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования.

Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Поэтому, применяя на уроке ЭОР, следует помнить о том, что современный ЭОР

ЭОР должен отвечать  двум необходимым условиям:

 1). Насыщенность интерактивными компонентами, яркость,  наглядность, возможность показать то, что нельзя увидеть.

 2). Обеспечение организации самостоятельной деятельности учащихся как субъектов познания, реализация диалоговых моделей взаимодействия с пользователем.

Уроки с применением ЭОР имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, Интернета, новых  средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер.

Какие возможности  для изучения химии дают электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

 На мой взгляд, происходит повышение мотивации, упрощение процесса  подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации, подготовки к олимпиадам и конкурсам и др.

На слайде вы можете видеть ссылки наиболее широкоиспользуемых сайтов ЭОР:

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Правительства РФ

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ

-

 (Слайд №8) ЭОР, используемые мною на уроках химии:

 электронные учебники, различные диски, Интернет – ресурсы, презентации, видеофрагменты, учебные фильмы, флеш-анимации, коллекции картинок, аудиофайлы, музыкальные фрагменты.

Все это  помогает объяснить учебный материал, сделать урок понятным и красочным.

С 2011 года я работаю над методической темой «Использование новых информационных технологий при обучении химии».

Я начала проводить уроки с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, Smart Notebook  для учителя являются опорой для проведения уроков в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала приобрела медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия, диски для 8-11 классов. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника.  Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный, конечно, наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества

Применение ЭОР на разных этапах уроков:

На этапе введения в тему я часто применяю компьютерную презентацию, чтобы представить  большой объём информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты ВИДЕООПЫТОВ(1 картинка) делают материал более доступным для восприятия.

На этапе изучения нового материала(фрагмент урока «Водород. Его физические и химические свойства»), чаще всего использую презентацию с уже вставленными в нее ВИДЕОФРАГМЕНТАМИ (сова), т.к. если использовать фрагменты с дисков требуется дополнительное время. «Оживить» процессы и явления можно с помощью флеш-анимации.

На этапе обобщения знаний я использую чаще всего уже готовые продукты ЭОР министерства образования. Это позволяет обобщить за более короткое время большой объем информации. Что увеличивает интенсивность и темп урока.

Этапы контроля знаний немыслимы без тестирования, которое стало неотъемлемой формой контроля знаний. Я применяю уже готовые программные продукты ЭОР. Очень удобно использовать такие тесты тем, что ребята могут сразу узнать результат тестирования и увидеть где они допустили ошибки. А так же могут вернуться и перерешать тест еще раз.

 Химия наука экспериментальная. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент является одним из самых важных компонентов химической грамотности. Работа в химической лаборатории с веществами и оборудованием, несомненно, имеет первостепенное значение для развития навыков постановки эксперимента. Но информационные технологии при обучении химии незаменимы в том случае, если идет изучение токсичных или взрывоопасных веществ, или же не имеем реактивов для проведения того или иного опыта. В сельской школе такое встречается часто. В особенности в органической химии.

На таких уроках я использую Виртуальную лабораторию  из  «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»

Виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока.

Заключение

Я считаю, что на сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании может стать комплексный подход к использованию ЭОР на уроках. Типология ЭОР позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе.

Уверена, что использование ЭОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЭОР очень просты и удобны в использовании и  способствуют развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывают существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

 Результативность моей работы:

В результате применения  ЭОР  можно выделить следующие положительные моменты:

1.    Возросла познавательная активность учащихся при изучении химии.

2.        Улучшилось психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь—преподаватель—учащийся—преподаватель.

3. Возросло качество образования по предмету

Можно проследить на  диаграммах, наблюдается значительный  рост качества знаний:

Учебные годы

Качество

Успеваемость

1

2008-2009

32

95

2

2009-2010

30

87

3

2010-2011

32

92

4

2011-2012

46

89

5

2012-2013

48

97

Олимпиады, конференции

Учебные годы

Школьный этап

Муниципальный

Дистанционные

1

2008-2009

3 призера

1призер

-

2

2009-2010

-

-

-

3

2010-2011

2 призера

-

5 участника

4

2011-2012

3призера

1 призер

5 учащихся

5

2012-2013

3призера

1 призер

6 участника, 1 призер

 Результаты ЕГЭ и ГИА

Учебные годы

ГИА

ЕГЭ

1

2008-2009

-

-

30

100

2

2009-2010

0

100

50

100

3

2010-2011

-

-

50

100

4

2011-2012

50

100

100

100

5

2012-2013

100

100

-

-

Результаты проведения уроков с использованием новых информационных технологий и ЭОР превысили мои ожидания.

 Перспектива моего опыта:

1.Компьютерное тестирование, которое увеличивает преимущества использования этого вида контроля: большая объективность, возможность тренинга, осуществление индивидуального подхода.

2.Исследовательская деятельность обучающихся. В этом учебном году ученица 9 класса Салчак Буяна и ученик 10 класса Серен-Чимит Анчы выполнили  исследовательскую работу «Влияние характера пищи на кариез зубов».  На муниципальном этапе научно-практической конференции учащихся «Шаг в будущее» их доклад занял 3 призовое место. Учащиеся 8  класса занимаются исследовательской работой по темам «Влияние табака на живые организмы»,  учащиеся 11 класса «Можно ли верить рекламе»

3.Повышение квалификации.

4. Дальнейшее применение электронных образовательных ресурсов на уроках.

Использованная литература

1.  Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе : [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176-182.

2.  Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков – М. : Филинь, 2003. – 616 с.

3.  Буханцева Н.В .Электронные ресурсы : технологии разработки и взаимодействия Н.В. Буханцева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос.образоват. учреждение высш. проф. образования "Волгогр. гос. ун-т". - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2008. - 402 с. - Библиогр.: с. 369-371 (64 назв.).

4.  Деревнина А.Ю. Принципы создания электронных учебников / А.Ю. Деревнина, М.Б. Кошелев Открытое образование. - 2001. - № 2. – C. 14-17.

5.  Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения [электронный ресурс]- :http edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=8845

6.  Сайт «Сеть творческих учителей» [электронный ресурс]-: http: school collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...