Формирование личного интерактивного портфолио в wiki среде
статья по теме

Алексеева Оксана Сергеевна

Автор статьи считает, что вики-среда является комфортным местом для размещения портфолио потому. что в ней есть возмозможность учиться, накапливать опыт использования интернет - сервисов в своей работе и повышатьповышать квалификацию, расти как профессионалу, обмениваясь своим опытом и знаниями с представителями сетевого образовательного сообщества. Организация творческой, познавательной и проектной деятельности с детьми и подростками так же находит в вики - среде свое отражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио752.01 КБ

Предварительный просмотр:

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе

ничего сказать не можешь.

Козьма Прутков

Портфолио - как системная оценка качества работы библиотекаря.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки собственных достижений за определенный период времени. Этот способ позволяет свести воедино и систематизировать свои разработки, дополнять их по необходимости и выдавать по первому требованию. Портфолио наиболее полно и эффективно позволяет представить свой опыт работы. Его основной  смысл – показать все, на что способен специалист.

Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее, эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег и в конечном итоге ростом авторитета вашего учреждения.

Какие именно материалы (все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио – решает сам составитель.

Таким образом, портфолио – это накопитель достижений. Он отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

• проанализировать и обобщить свою работу;

• связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;

• отразить динамику профессионального развития;

• представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио:

• диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

• содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

• развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

• мотивационная – поощряет результаты деятельности;

• рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

Практическая значимость портфолио:

• аттестация в будущем;

• лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

• систематизация деятельности библиотекаря;

• фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

ВикиСибириаДа как площадка для обучения, творчества и формирования Портфолио библиотекаря.

ВикиСибириада – это региональный краеведческий вики-ресурс с доступными широкому кругу пользователей материалами, созданный при поддержке Фонда Прохорова, начавший функционировать в октябре 2011 года. Основной своей целью проект, рассчитанный на поддержку в течение одного года, провозгласил создание обучающей вики-среды краеведческой направленности для формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, гражданственности, причастности к своей истории, культуре, языку. Автор проекта и грантополучатель – Новосибирская областная библиотека им. А.М.Горького (руководитель Е.Смутнева, консультант – координатор «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН Е.Ястребцева).

Это не просто проект, это вики-среда, созданная для коллективного взаимодействия библиотекарей, педагогов, детей и подростков школьного возраста, приучения их к совместной полезной деятельности с документальными материалами историко-краеведческой направленности. Это сетевое сообщество, благоприятная среда, способствующая профессиональному росту, накоплению опыта, повышению квалификации и росту профессионализма.

Благодаря сетевой поддержке перед педагогами и библиотекарями открываются новые горизонты и возможности  обмена знаниями ,представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов, в том числе читателей. Проект носит инновационный характер. Успешную творческую и образовательную деятельность в профессиональной среде можно с успехом и легкостью отобразить на Личной страничке участника проекта. Сформировать собственное Портфолио, включая в него в том числе и достижения, достигнутые, благодаря участию в проекте.

Оттолкнувшись от «сообщающего обучения», авторы проекта сделали выбор в сторону создания образовательной вики-среды для сетевой поддержки творчества и образования библиотекарей, педагогов и детей/подростков-читателей библиотек/учащихся школ, среды, комфортной для самостоятельных действий при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать сообща, способствовать самостоятельному познанию, размышлениям и рефлексии, являющейся копилкой достижений каждого участника. 
Преимущества вики – среды:

  • направленность на коллективные действия и совместную работу
  • возможность соединения, сопряжения специализированных узлов и источников знаний («знание – в связях и отношениях»)
  • возможность формирования самостоятельного мышления (видеть связи между областями, идеями и концепциями)
  • зона ближайшего развития (подростков-читателей)
  • систематическое приобретение новых умений
  • отучение от копипаста (во многом присущего блогосфере)
  • общение с «умными» людьми (все – на равных)
  • возможность стать «экспертами» (даже подросткам

Платформа вики-вики очень удобна и позволяет собрать все социальные сервисы под одним "зонтиком", а значит и объединить созданные вами цифровые ресурсы на единой странице личного Портфолио. Вики среда - прекрасная возможность думать, действовать, общаться, сотрудничать, творить, строить структуры собственного интеллекта и обучаться.

Схема работы профессионального сетевого сообщества учителей, библиотекарей, педагогов:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • коллективная выработка методик, адекватных современным потребностям учащихся и техническим возможностям современных средств обучения;
  • реализация обмена информационными ресурсами в различных форматах, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);
  • коллективное обсуждение проблем современного образования;
  • обучение, в т.ч. в режиме самообучения;
  • повышение квалификации;
  • проведение различных конкурсов.

В качестве результатов работы такой сети можно отметить:

  • повышение квалификации преподавателей, в т.ч. в сфере ИКТ;
  • формирование новых методик;
  • повышение эффективности обучения и развития в целом.

Потфолио, или как оценить на что ты способен. 

Портфолио невозможно разработать однажды и на всю оставшуюся жизнь. Это означало бы, что рост профессионализма остановился. Поэтому накопление и систематизацию необходимо вести в течение всей деятельности специалиста. Что включает в себя портфолио на страничке ВикиСибириады?

Каждое Портфолио очень индивидуально. Но есть общие составляющие:

•        личные данные - ФИО, контактная информация, место жительства и работы, образование, стаж, квалификационный разряд(Рис.1)

 Рис.1. Фрагмент Портфолио Оксаны Алексеевой

•        достижения - информация/документы о повышении квалификации, званиях и наградах(Рис.2)

Рис.2. Фрагмент Личной страницы участника Галины Водневой

•        творческое досье - ссылки на публикации в печати и в интернете, выступления на конференциях, на материалы, подтверждающие участие библиотекаря в конкурсах и проектах(Рис.3)

Рис.3 Фрагмент Портфолио Елены Качевой

•        документы - ссылки на программы и проекты педагогической деятельности (например, разработанные библиотекарем сценарии, планы и программы развития чтения), библиотечного менеджмента (например, концепция и планы развития библиотеки), справочного и информационно- библиографического обслуживания (например, проведение информационных обзоров), внедрения ИКТ в деятельность библиотеки (например, консультации по презентации учебных исследований в виде ментальных карт). (Рис.4)

Рис.4 Фрагмент Портфолио Елены Ястребцевой

А так же:

Цифровые ресурсы, созданные самостоятельно, что характеризует уровень IT-компетенций, которые растут; (Рис.5)

Рис.5 Примерный план Портфолио, созданный участником проекта

 Ссылки на свои размещенные в вики статьи и мастер-классы, что говорит об открытости и желании обменяться опытом, т.е. "знаниями";

Представление дипломов, что говорит о постоянно растущем  уровне профессионализма;

 Юзербоксы, характиризующие активность участия в сетевой жизни сообщества :тренингах, проектах, конкурсах и др.(Рис.6)

Рис.6 Юзербоксы участников проекта

Демонстрация совместной работы с детьми-читателями - в тех же проектах, а в вики-среде видна их активность, что характеризует умение библиотекаря взаимодействовать в сети). На своих Личных страничках дети – читатели так же могут формировать свое Портфолио.(Рис.7)

Рис.7 Список активных ссылок на Личные странички детей-участников

Как создать Портфолио в ВикиСибириаДе.

  1. Зарегистрироваться на портале.
  2. Создать и заполнить Личную страничку участника.
  3. Ознакомиться с правилами работы в вики – среде.
  4. Разместить на Личной страничке материалы вашего Портфолио.

Работа библиотекаря кропотливая, требует значительных усилий, и для окружающих порой не заметна. При помощи правильно составленного Портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в городе или селе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.

Полезные материалы по теме:

  1. Создание учетной записи [Электронный ресурс] // Викисибириада. – Режим доступа: http://urlid.ru/bhpb
  2.  Справка: Использование в вики социальных сервисов [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа:   http://urlid.ru/b9p0
  3. Википедия:Личная страничка участника [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа: http://urlid.ru/bhpc
  4. Правила по работе в вики [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа: http://urlid.ru/bhpd
  5. Зинатулина, Н. Ш. От портфолио – к виртуальной экскурсии [Текст] : [о методике сбора и документирования достижений учреждений культуры] / Н. Ш. Зинатулина// Мир библиографии. – 2009. - №6. – С. 19 – 21.
  6. Козлова, О. В. Льстит ли мне это зеркало? [Текст] : что умеют и какими навыками владеют школьные библиотекари Москвы / О. В. Козлова// Библиотека в школе. – 2011. - №2. – С. 21-28.
  7. Макарова Е. Портфолио как он есть / Елена Макарова // Библиотека в школе. – 2006. – № 06(162). – С. 12–14.
  8. Портфолио школьного библиотекаря  [Текст] // Библиотека в школе. – М: Чистые пруды, 2009. - №30. – 32 с.
  9. Рязанцева, Л.  Портфолио, или как оценить, на что ты способен [Текст] : [о новых формах контроля и оценки проф. Достижений] / Л. Рязанцева// Библиополе. – 2009. - №12. – С. 43-45.
  10. Рязанцева, Л.М. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры [Текст] / Л. М. Рязанцева// Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - №3. – С. 48-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».

Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы  среды на городского жителя.     Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...

"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"

Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса.

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса (2009 / 2010 учебный год)Смысл и назначение деятельности современного классного руководителя – помочь воспитаннику в его...

Особенности формирования личных качеств в игровых командных видах спорта на примере баскетбола.

В этой статье говорится о том как вести тренировки и воспитывать учащихся обучая их командным видам спорта....

Формирование личной жизненной концепции как основы социального самоопределения неслышащих обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Одной из основ процесса социального самоопределения неслышащих обучающихся является формирование личной жизненной концепции. Для формирования личной жизненной концепции реализуется модель социального ...

Положение о проведении II лично - командных соревнований по троеборью среди сборных команд школ района

Положение o проведении II лично-командных соревнований памяти погибших при проведении СВО на Украине...