Формирование личного интерактивного портфолио в wiki среде
статья по теме
Автор статьи считает, что вики-среда является комфортным местом для размещения портфолио потому. что в ней есть возмозможность учиться, накапливать опыт использования интернет - сервисов в своей работе и повышатьповышать квалификацию, расти как профессионалу, обмениваясь своим опытом и знаниями с представителями сетевого образовательного сообщества. Организация творческой, познавательной и проектной деятельности с детьми и подростками так же находит в вики - среде свое отражение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 752.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе
ничего сказать не можешь.
Портфолио - как системная оценка качества работы библиотекаря.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки собственных достижений за определенный период времени. Этот способ позволяет свести воедино и систематизировать свои разработки, дополнять их по необходимости и выдавать по первому требованию. Портфолио наиболее полно и эффективно позволяет представить свой опыт работы. Его основной смысл – показать все, на что способен специалист.
Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее, эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег и в конечном итоге ростом авторитета вашего учреждения.
Какие именно материалы (все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио – решает сам составитель.
Таким образом, портфолио – это накопитель достижений. Он отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы.
Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи:
• проанализировать и обобщить свою работу;
• связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
• отразить динамику профессионального развития;
• представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио:
• диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
• содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
• развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
• мотивационная – поощряет результаты деятельности;
• рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Практическая значимость портфолио:
• аттестация в будущем;
• лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
• систематизация деятельности библиотекаря;
• фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
ВикиСибириаДа как площадка для обучения, творчества и формирования Портфолио библиотекаря.
ВикиСибириада – это региональный краеведческий вики-ресурс с доступными широкому кругу пользователей материалами, созданный при поддержке Фонда Прохорова, начавший функционировать в октябре 2011 года. Основной своей целью проект, рассчитанный на поддержку в течение одного года, провозгласил создание обучающей вики-среды краеведческой направленности для формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, гражданственности, причастности к своей истории, культуре, языку. Автор проекта и грантополучатель – Новосибирская областная библиотека им. А.М.Горького (руководитель Е.Смутнева, консультант – координатор «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН Е.Ястребцева).
Это не просто проект, это вики-среда, созданная для коллективного взаимодействия библиотекарей, педагогов, детей и подростков школьного возраста, приучения их к совместной полезной деятельности с документальными материалами историко-краеведческой направленности. Это сетевое сообщество, благоприятная среда, способствующая профессиональному росту, накоплению опыта, повышению квалификации и росту профессионализма.
Благодаря сетевой поддержке перед педагогами и библиотекарями открываются новые горизонты и возможности обмена знаниями ,представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов, в том числе читателей. Проект носит инновационный характер. Успешную творческую и образовательную деятельность в профессиональной среде можно с успехом и легкостью отобразить на Личной страничке участника проекта. Сформировать собственное Портфолио, включая в него в том числе и достижения, достигнутые, благодаря участию в проекте.
Оттолкнувшись от «сообщающего обучения», авторы проекта сделали выбор в сторону создания образовательной вики-среды для сетевой поддержки творчества и образования библиотекарей, педагогов и детей/подростков-читателей библиотек/учащихся школ, среды, комфортной для самостоятельных действий при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать сообща, способствовать самостоятельному познанию, размышлениям и рефлексии, являющейся копилкой достижений каждого участника.
Преимущества вики – среды:
- направленность на коллективные действия и совместную работу
- возможность соединения, сопряжения специализированных узлов и источников знаний («знание – в связях и отношениях»)
- возможность формирования самостоятельного мышления (видеть связи между областями, идеями и концепциями)
- зона ближайшего развития (подростков-читателей)
- систематическое приобретение новых умений
- отучение от копипаста (во многом присущего блогосфере)
- общение с «умными» людьми (все – на равных)
- возможность стать «экспертами» (даже подросткам
Платформа вики-вики очень удобна и позволяет собрать все социальные сервисы под одним "зонтиком", а значит и объединить созданные вами цифровые ресурсы на единой странице личного Портфолио. Вики среда - прекрасная возможность думать, действовать, общаться, сотрудничать, творить, строить структуры собственного интеллекта и обучаться.
Схема работы профессионального сетевого сообщества учителей, библиотекарей, педагогов:
- общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
- коллективная выработка методик, адекватных современным потребностям учащихся и техническим возможностям современных средств обучения;
- реализация обмена информационными ресурсами в различных форматах, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);
- коллективное обсуждение проблем современного образования;
- обучение, в т.ч. в режиме самообучения;
- повышение квалификации;
- проведение различных конкурсов.
В качестве результатов работы такой сети можно отметить:
- повышение квалификации преподавателей, в т.ч. в сфере ИКТ;
- формирование новых методик;
- повышение эффективности обучения и развития в целом.
Потфолио, или как оценить на что ты способен.
Портфолио невозможно разработать однажды и на всю оставшуюся жизнь. Это означало бы, что рост профессионализма остановился. Поэтому накопление и систематизацию необходимо вести в течение всей деятельности специалиста. Что включает в себя портфолио на страничке ВикиСибириады?
Каждое Портфолио очень индивидуально. Но есть общие составляющие:
• личные данные - ФИО, контактная информация, место жительства и работы, образование, стаж, квалификационный разряд(Рис.1)
Рис.1. Фрагмент Портфолио Оксаны Алексеевой
• достижения - информация/документы о повышении квалификации, званиях и наградах(Рис.2)
Рис.2. Фрагмент Личной страницы участника Галины Водневой
• творческое досье - ссылки на публикации в печати и в интернете, выступления на конференциях, на материалы, подтверждающие участие библиотекаря в конкурсах и проектах(Рис.3)
Рис.3 Фрагмент Портфолио Елены Качевой
• документы - ссылки на программы и проекты педагогической деятельности (например, разработанные библиотекарем сценарии, планы и программы развития чтения), библиотечного менеджмента (например, концепция и планы развития библиотеки), справочного и информационно- библиографического обслуживания (например, проведение информационных обзоров), внедрения ИКТ в деятельность библиотеки (например, консультации по презентации учебных исследований в виде ментальных карт). (Рис.4)
Рис.4 Фрагмент Портфолио Елены Ястребцевой
А так же:
Цифровые ресурсы, созданные самостоятельно, что характеризует уровень IT-компетенций, которые растут; (Рис.5)
Рис.5 Примерный план Портфолио, созданный участником проекта
Ссылки на свои размещенные в вики статьи и мастер-классы, что говорит об открытости и желании обменяться опытом, т.е. "знаниями";
Представление дипломов, что говорит о постоянно растущем уровне профессионализма;
Юзербоксы, характиризующие активность участия в сетевой жизни сообщества :тренингах, проектах, конкурсах и др.(Рис.6)
Рис.6 Юзербоксы участников проекта
Демонстрация совместной работы с детьми-читателями - в тех же проектах, а в вики-среде видна их активность, что характеризует умение библиотекаря взаимодействовать в сети). На своих Личных страничках дети – читатели так же могут формировать свое Портфолио.(Рис.7)
Рис.7 Список активных ссылок на Личные странички детей-участников
Как создать Портфолио в ВикиСибириаДе.
- Зарегистрироваться на портале.
- Создать и заполнить Личную страничку участника.
- Ознакомиться с правилами работы в вики – среде.
- Разместить на Личной страничке материалы вашего Портфолио.
Работа библиотекаря кропотливая, требует значительных усилий, и для окружающих порой не заметна. При помощи правильно составленного Портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в городе или селе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.
Полезные материалы по теме:
- Создание учетной записи [Электронный ресурс] // Викисибириада. – Режим доступа: http://urlid.ru/bhpb
- Справка: Использование в вики социальных сервисов [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа: http://urlid.ru/b9p0
- Википедия:Личная страничка участника [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа: http://urlid.ru/bhpc
- Правила по работе в вики [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа: http://urlid.ru/bhpd
- Зинатулина, Н. Ш. От портфолио – к виртуальной экскурсии [Текст] : [о методике сбора и документирования достижений учреждений культуры] / Н. Ш. Зинатулина// Мир библиографии. – 2009. - №6. – С. 19 – 21.
- Козлова, О. В. Льстит ли мне это зеркало? [Текст] : что умеют и какими навыками владеют школьные библиотекари Москвы / О. В. Козлова// Библиотека в школе. – 2011. - №2. – С. 21-28.
- Макарова Е. Портфолио как он есть / Елена Макарова // Библиотека в школе. – 2006. – № 06(162). – С. 12–14.
- Портфолио школьного библиотекаря [Текст] // Библиотека в школе. – М: Чистые пруды, 2009. - №30. – 32 с.
- Рязанцева, Л. Портфолио, или как оценить, на что ты способен [Текст] : [о новых формах контроля и оценки проф. Достижений] / Л. Рязанцева// Библиополе. – 2009. - №12. – С. 43-45.
- Рязанцева, Л.М. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры [Текст] / Л. М. Рязанцева// Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - №3. – С. 48-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».
Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы среды на городского жителя. Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...

"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"
Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса.
Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса (2009 / 2010 учебный год)Смысл и назначение деятельности современного классного руководителя – помочь воспитаннику в его...

«Влияние Физической Культуры и Спорта на формирование личной физической культуры школьника».
Название ...

Особенности формирования личных качеств в игровых командных видах спорта на примере баскетбола.
В этой статье говорится о том как вести тренировки и воспитывать учащихся обучая их командным видам спорта....

Формирование личной жизненной концепции как основы социального самоопределения неслышащих обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Одной из основ процесса социального самоопределения неслышащих обучающихся является формирование личной жизненной концепции. Для формирования личной жизненной концепции реализуется модель социального ...

Положение о проведении II лично - командных соревнований по троеборью среди сборных команд школ района
Положение o проведении II лично-командных соревнований памяти погибших при проведении СВО на Украине...
