Эссе «Моя педагогическая философия»
статья на тему

Из опыта работы участника конкурса «Учитель года-2007»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

«Моя педагогическая философия»

                                                              Преподавателям слово дано не для того,

                                                              чтобы усыплять свою мысль,

                                                              а чтобы будить чужую.

                                                                                                                В. Ключева

В последнее десятилетие термины «педагогическая философия», «философия образования» приобрели у нас права гражданства.

Я часто задумываюсь, есть ли у меня моя педагогическая философия, ведь я проработала в школе четыре года, велик ли мой учительский опыт. Могу ли я, молодой специалист, рассуждать о сущности моей педагогической философии. А почему бы и нет? Ведь я уже четыре года каждый день, входя в класс, решаю проблемы обучения в их широком значении – воспитывающем и развивающем. И в определенном смысле именно педагогическая философия задает парадигму мышления и определяет характер решения обобщенных педагогических проблем.

Начиная разговор о философии моей педагогической деятельности, я хотела бы задаться важным вопросом – каким должен быть современный учитель?

Безусловно, профессионалом. Но самого по себе профессионализма мало. Крайне важно, чтобы учитель был личностью творческой и саморазвивающейся. Ведь именно Учитель оказывает огромное  влияние  на формирование мировоззрения Человека, которого он обучает.

Современный учитель - это профессионал, он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но при этом  навсегда оставаться  и учеником.  Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами,  учиться  готовиться к уроку. Учиться, учиться, учиться… Педагогическая деятельность подобна  мозаике - образ складывается из кусочков, каждый из которых необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая: не всегда частички совпадают. Иной раз приходится все перекладывать заново и заново.

На своих уроках я  учу детей работать с информацией, а, говоря образно, учу детей «думать». Начиная работать в школе еще в качестве преподавателя физики, я пришла к выводу (а потом, много позже, нашла подтверждение и в теории, и на практике), что начинать «учить думать» нужно как можно раньше, в начальном звене, когда только складывается стиль мышления. При этом обучение на таких уроках можно строить в форме свободного общения, не ограниченного рамками обязательного оценивания. Оптимальным предметом для такого рода общения стала  информатика, которая как школьная дисциплина появилась в конце 80-ых годов. Содержание курса информатики в системе от младших до старших классов  формируется таким образом, чтобы оставаться актуальным в течение многих лет и не зависеть от уровня развития компьютерной техники, постоянно повышающегося с огромной скоростью. Однако естественно возникает необходимость следить и за развитием технологий, которые оказывают влияние на подход к объяснению материала детям и являются предметом изучения.

Как по этой причине, так и для саморазвития как преподавателя, я постоянно стараюсь повышать свой квалификационный уровень.

Используя полученные знания, я веду свой образовательный курс так, что он как живой организм  постоянно изменяется и дополняется моим видением программы. Мне кажется актуальной разработка таких направлений в работе учителя, которые послужат развитию учащихся и формированию их системного мировоззрения и овладению современными компьютерными технологиями. Подобная концепция делает главный акцент на развитии мышления: логического, творческого, практического. Поэтому на  уроках мы учимся  мыслить,  мыслить «со вкусом!», а главное, мыслить по-разному.

Безусловно, учитель должен работать в определенной  системе, в которой каждый урок или внеклассное мероприятие становится частью единого целого. Стержнем моей системы я считаю развитие мышления. С одной стороны, я развиваю мышление детей на уроках информатики и физики по вертикали, а с другой стороны, формирую новое педагогическое мышление у учителей, вовлекая их в сотрудничество в школьном образовательном пространстве, основанное на использование ИКТ - технологий.

Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы сегодня часто называем толерантностью, развивать у сегодняшних учеников самостоятельность, умение отстаивать свои права, готовность к сотрудничеству и созидательной деятельности.

Свою главную учительскую и  человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому  ребенку стать свободной, творческой и самодостаточной личностью. Современное общество остро нуждается в людях с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющих эти способности реализовать во имя личного и общего счастья. Поэтому моя цель - подготовить ребят к жизни и профессиональной деятельности в новом информационном обществе. Я стремлюсь, чтобы на  моих уроках дети осознали, что компьютер - современный помощник людей -  необходим для выполнения рутинных, шаблонных действий, что не следует соревноваться с компьютером там, где он заведомо сильнее - в скорости и точности вычислений, объеме памяти.  Но чтобы не стать придатком машины, человек должен делать то, что  недоступно машине: самостоятельно создавать и оперировать пространственными образами, творчески мыслить.

В философии   есть  такое  понятие  –  патернализм.  Он означает путь  к цели жизни, к счастью под руководством  патера, отца.  Дети находятся в стадии патернализма.  И  очень  важно,  кто  находится  рядом  с ними  в этот  период, сумеет  ли  он  научить  их  искать  свой  путь. Считаю  совершенно  справедливым  мнение,  что  одаренный  ребенок  – тот, кому повезло,  что  на  его  пути   встретился  человек, заметивший эту одаренность.    Ибо  далее  наступает  этап  свободы –  путь к  той  же  цели,  но на  основе  уже  собственных  усилий  и   собственной   воли.

Воспитание  творческой  личности,  способной   свободно  и  самостоятельно  мыслить, личности,  которая «смогла  бы  противостоять  моральному  нигилизм  нашему времени,  нести  в себе  духовные  ценности   и  критическое   мышление» - это и есть моя педагогическая философия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...