Объединения педагогов в школе
методическая разработка на тему

Глазова Екатерина Николаевна

Профессиональные объединения педагогов в школе: понятие и назначение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._obedineniya_v_shkole.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛЕ: ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Доклад на ШМО 12.11.2011

Учитель математики, руководитель

методического объединения школы Глазова Е.Н.

Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

Количество методических объединений и их численность определяются, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед школой задач и устанавливаются приказом директора школы.

Учителя, входящие в состав методического объединения, осуществляют подготовку учащихся по предметам соответствующей образовательной области. Формы обучения – дневная и надомная. Перечень предметов, по которым допускается надомное обучение, устанавливается Министерством образования РФ.

Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором школы по представлению заместителя директора по УВР.

Методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по УВР.

Учебно-воспитательную, методическую и опытно-экспериментальную работу методические объединения осуществляют на основе настоящего Положения, приказов и директив Министра образования РФ, а также рекомендаций Комитета образования.

По вопросам внутреннего распорядка они руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (контрактами).

Методическое объединение как структурное подразделение школы создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:

- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

- организация и проведение на профессиональном уровне учебно-воспитательной и методической работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;

- совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;

- повышение педагогической квалификации учителей;

- организация и проведение работы по профессиональной ориентации выпускников.

Основные формы работы – это круглые столы, совещания по учебно-методическим вопросам, отчеты учителей

Заседания методических объединений по вопросам методики коррекции обучения и воспитания учащихся;

 Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

Доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

Проведение предметных и методических недель;

Взаимопосещение уроков; контроль за качеством проведения учебных занятий.

Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения.

Работа методобъединения проводится в соответствии с планом работы на текущий год. План составляется председателем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается директором школы. Заседания методического объединения проводить не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по методической работе, заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.  При рассмотрении вопросов, затрагивающих тему или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей.

Контроль за деятельностью методических объединений осуществляется директором школы, его заместителями по учебно-воспитательной работе в соответствие с планами методической работы школы и внутришкольного контроля.

Это – что касается общего положения о методическом объединении.

Мы не можем понять, почему 9 и 8 классы так ведут себя, они, как все говорят, совершенно неуправляемы. А может быть,  привлекая к работе психолога, дефектолога, мы бы добились какого-нибудь  улучшения? Ведь это не только учеба, и не в первую очередь – учеба,  а скорее межличностные отношения в классе – учитель – ученик, ученик-ученик, это психологический климат в нашей школе и, конечно, вести его должен психолог. Но не так, что, в какой-то момент, на каком-то уроке, учитель, возмущенный поведением ребят, идет за психологом и просит его привести состояние их в норму. Работа психолога – это планомерное, подчеркиваю, планомерная работа с трудными детьми, с трудными классами. И с учителями тоже. Я призываю учителей просить психолога проводить некие  так называемые ликбезы в области психологической науки, просить готовить и читать лекции, пояснять, как надо вести себя в той или иной ситуации, учитывая проблемы наших учеников.  В первую очередь руководителей ШМО – запланировать хотя бы раз в полугодие такую лекцию, да и психологу – также самой планировать лекции на какие-то тему, интересные педагогам в рамках наших школьных проблем.  

Кроме того, хочу немного сказать о том, что может быть, учитывая поведение и особенности психологии наших учеников нам надо задуматься о том, что можно было бы строить свои уроки не так, как требует методика традиционная. Мне кажется, что наши дети с удовольствием восприняли бы уроки, построенные нестандартно.  Тема «Нестандартные формы проведения уроков» была бы интересна всем, и учителям, и ученикам в рамках нашей общей школьной темы «Коррекция и развитие личности учащихся через оптимизацию учебного процесса и психолого-педагогическое сопровождение». В этом смысле мне понравились уроки учителя биологии. Она меня приглашала на два или три урока с так называемой «Вертушкой», это был шестой класс, седьмой и, кажется, девятый. И мне показалось, что дети и отвечают на вопросы с удовольствием (вопросы четкие, конкретные, ответы – да или нет, ), с удовольствием соревнуются друг с другом в количестве правильных ответов, все это учитель записывала на доске, затем все вместе (и учитель, и ученики) подсчитывали баллы, все вместе решали, кому какую оценку поставить. Здесь и элемент соревнования, и заинтересованности в оценке.  И это было живо, интересно и для учеников, и для меня, как зрителя.  

Почему бы эту модель не взять для закрепления нового материала, например? Но я не настаиваю на этом. У каждого учителя свои взгляды на это, у каждого большой опыт и каждый, наверное, может поделиться своими мыслями на эту тему. Я имею в виду – нестандартную форму проведения уроков.

Кроме того, я была на открытом уроке у учителя истории; восьмой класс, очень трудный, заниматься, думать их заставить очень трудно. Но там тоже  были вопросы в виде тестов,  и они старались отвечать, правильно или неправильно, но они работали,  что-то говорили, тоже самое соревнование, тот же подсчет очков, выставление оценок. Конечно, это был открытый урок,  но, может, все же хоть иногда предлагать им вопросы в виде тестов – то есть вопрос и выбрать ответ из трех вариантов. Конечно, эти тесты надо еще придумать, разработать, но ведь это мне кажется интересно!.

Одной из основных целей нашего образовательного учреждения а также работы методобъединения является формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!»

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к  образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса – все это имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо только увидеть эту связь.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Сейчас, как констатируют медики, существенно ухудшилось здоровье детей по всей стране. Так называемые школьные болезни связаны с нагрузкой, а также с усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.

В нашем методобъединении одним из главных направлений, как мне кажется, здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. Учителя используют на своих уроках игровые моменты, аудио и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Учитель литературы  постоянно на своих уроках использует аудиозаписи,  в основном на уроках литературы, но  иногда и на уроках русского языка.  У нас два телевизора и соответственно два видео для демонстрации видеоматериалов. Можно было бы чаще использовать и эту технику, предварительно пополнив базу видеоматериалов. Только просмотр видеоматериалов должен быть дозированным – не целый урок смотреть фильм, а просмотреть часть, обсудить эту часть, задать друг другу вопросы, затем следующую часть.

Кстати, у учителя биологии -  методическая тема «Внедрение видеофильмов для закрепления и коррекции представлений и понятий у учащихся на уроках биологии».  Она хорошо сочетается с темой «нестандартные формы проведения уроков».

Среди форм проведения уроков встречаются – урок-викторина, урок-соревнование, как я уже говорила об уроках учителей биологии и истории. Затем опять же я была свидетелем урока-путешествия, когда учителя водили детей на экскурсию, хотя бы и по школьному двору, вокруг школы. Это был 6 и 7 классы. Использование компьюторных технологий может повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

Одна из проблем, которая остро стоит в школе – это гиподинамия – уменьшение подвижности детей. В рамках внутришкольного контроля мы в прошлом полугодии обсуждали эту проблему после посещения   уроков в начальных классах.  Были сформулированы  рекомендации:  находить время для физкультурных упражнений на уроке,  стараться проводить физкультминутку где-нибудь в середине урока; во втором классе – по крайней мере дважды за урок проводить физкультминутки,  направленные на удаление психического напряжения.

На собраниях методобъединений можно обсудить более активное внедрение физкультминуток, и не только в начальных классах, но и в пятом, шестом и даже седьмом классе. Это и упражнение для глаз, для мелкой моторики, для дыхания. Упражнения не займут много времени, но если приучить детей к ним, то дети будут выполнять их, и может быть даже с удовольствием.

Профессиональные  объединения педагогов – это целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации, призванная решать те или иные задачи школы и самих членов объединения. Профессиональные объединения педагогов возникают для того, чтобы решать задачи, которые в одиночку решить трудно, или невозможно, или нерационально; для повышения профессиональной компетенции учителей. Но все-таки назначение этих объединений гораздо шире, многообразней. Ряд из них организуется для разработки программ развития школы, программ экспериментов и других управленческих программ.

Вот мнение практика, директора одной из московских школ, кандидата пед. наук. Назначение проф. объединений педагогов в ОУ вытекает из, увы, обострившейся в последние годы ситуации с молодыми специалистами. Все меньше выпускников пед вузов после их окончания идут работать в школу. В последние годы наблюдается приток в школы учителей, получивших за два года второе – педагогическое – образование не в вузе, а в учреждениях системы переподготовки кадров, их тоже надо доводить в школе до профессионального уровня. В-третьих, в ряде школ деятельность проф объединений вообще свернута из-за того, что ввиду острой нехватки учителей, те, кто работает, вынуждены вести по две или более ставок,  что физически лишает их возможности заниматься какой бы то ни было методической работой. То же самое наблюдается и с учителями-пенсионерами и совместителями. Их достаточно много и целый ряд руководителей не считает нужным, привлекать эти категории учителей в метод. работе. А одному руководителю просто невозможно без участия учителей создать удачные, доведенные до технологического уровня проекты будущего развивающейся школы.

А вот высказывание ученого, доктора пед наук, действительного члена РАО. Стремление к профессиональным объединениям педагогов и растущее многообразие их форм в современных учебных заведениях объясняются прежде всего теми коренными существенными изменениями, которые происходят в российском образовании в начале 21 века. Принципиально новые условия, в которые попал учитель, очевидное рассогласование его предшествующей проф. подготовки в пед. вузе и тех реалий, с которыми сталкивается современная школа, порождают необходимость и стремление педагогов к изысканию таких форм совместного обсуждения насущных образовательных проблем, с которыми справиться в одиночку весьма трудно. Это, например, свобода педагогического творчества, с которой многие педагоги не знают что делать. Приходится думать, решать… Многим педагогам стало не по силам работать, т.к. надо брать ответственность на себя, рассчитывать только на себя, а это трудно по причине годами складывавшейся жесткой  законопослушной ментальности.

Отсюда и вполне естественная тяга к «разделению ответственности», к «коллективно принятым критериям полезности и целесообразности тех или иных действий. Отсюда и стремление к объединениям, к своеобразным «профессиональным союзам», способным перевести нормативную сферу педагогической деятельности в неформальную плоскость.

Но, это, конечно,  психологические факторы и обстоятельства скорее негативного свойства. Но есть и позитив в набирающих силу профессиональных объединениях педагогов на всех уровнях. И позитив этот объясняется весьма просто. Во-первых, в нем просматривается естественное стремление педагогов к самовыражению своих собственных педагогических воззрений, к их сопоставлению с другими взглядами, к корректировке своей индивидуальной «философии образования».

Во-вторых, и это естественно, сама среда общения выдвигает своих лидеров, лидеров неформальных, но по своим профессиональным качествам и творческому потенциалу способным увлечь, явить собой некий образ для хотя бы разжигания дискуссионной активности. Ну и конечно все профессиональные объединения педагогов – это формы их совместной деятельности,  организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управление школой.

В настоящее время в учреждениях среднего общего образования России действуют более трех десятков видов различных объединений педагогов.. Это предметные методические объединения, объединения учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и воспитателей, творческие и научно-исследовательские коллективы, учительские клубы, лаборатории, кафедры (по направлениям работы, профильные, межпредметные),  творческие союзы, медико-педагогические комиссии, психолого-педагогические консилиумы, экспертные группы и советы и т.д. и т.п.

Нетрудно видеть, что вышеназванные объединения педагогов могут быть однопрофильными и многопрофильными по содержанию работы, временными, постоянно действующими, исследовательского характера и не занимающимися исследованиями, стихийно возникшими и созданными по инициативе администрации, внутришкольными, межшкольными, работающими на развитие школы, малочисленными и большими по численности, решающими проблемы стратегического, тактического или оперативного характера, управляемыми извне или сверху и самоуправляемыми, созданными на основе добровольности или на основе распоряжения директора и т.д. и т.п.

Методические объединения

Этот вид учительского сообщества наиболее давний, традиционно существующий и его вряд ли можно считать добровольным объединением. Просто так сложилось, что учителя одного предмета или профиля работы всю методическую деятельность проводили вместе, в рамках методобъединения под патронажем заместителя директора школы. Вне того или иного объединения никто остаться не мог, ибо они охватывали всех педагогов: объединения предметные, учителей нач. классов, классных руководителей и т.д.

Содержание их деятельности следует из названия: учителя в них занимались и занимаются прежде всего частной методикой, работой по предмету, куда входит: разработка и обсуждение приемов, методов, методик. Основная форма работы – заседания, на которых выступал один из членов объединения с сообщением, которое потом обсуждалось.

Разумеется, в арсенале методобъединений есть и такие вопросы, не потерявшие своей значимости и сегодня, как обзор новинок литературы, того, что печатают в методических журналах, обсуждение вечных школьных проблем – проведение олимпиад, дней и недель знаний по предметам: конечно же учителя дают друг перед другом открытые уроки, работают над темами самообразования и т.д.

Предметные или профильные методобъединения долгое время служили школе так, как могли, в их рамках было сделано и делается немало хорошего в школах России. Но есть несовершенства и традиционные ошибки в деятельности методобъединений. Во-первых, сведение всего содержания работы только к частнометодическим вопросам. Конечно, проблемы преподавания конкретной темы по конкретному предмету да еще в конкретном классе важны, и конкретизация как принцип, как некое действие имеет много положительных сторон. Но тут нужна оптимальная мера, работа должна иметь методологическую и теоретическую обоснованность. Педагоги не понимают, почему они так конкретно занимаются каким-то вопросом методики преподавания того или иного предмета, а результаты работы не улучшаются. Причина же кроется в неразрешенности более общих проблем дидактического или психологического характера.

В некоторых школах учителя, работая в методобъединениях, бывают ограничены проблемами методики преподавания только своего предмета. Это ограничивало их профессиональное общение и контакты с учителями других предметов. Кроме того, всегда в менее выгодном положении (с точки зрения возможностей совместной работы) оказывались учителя-предметники, которые были в единственном числе. Они конечно могли бы заниматься методической работой в районном объединении, но тогда вынуждено теряли бы связи с коллективом своей школы. Методическая, исследовательская работа требует прежде всего разнообразия форм и возможностей своей реализации. Учителю любого предмета необходимо широкое общение с учителями других дисциплин, особенно в нашей, коррекционной школе, а также с психологами, логопедами, дефектологами, социологами. Без этого тесного сотрудничества наша работа может быть даже теряет смысл. Мы не можем понять, почему, например, девятый класс так ведет себя на уроках математики, что учитель не в состоянии справиться с ними. А может быть, работая с психологом, дефектологом, можно найти пути восстановления нормальных взаимоотношений между учителем и детьми. А может быть, учителю математики надо посетить уроки того учителя, у которого взаимоотношения с этим классом несколько другие?

В некоторых школах учителя, работая в методобъединениях, бывают ограничены проблемами методики преподавания только своего предмета. Это ограничивало их профессиональное общение и контакты с учителями других предметов. Кроме того, всегда в менее выгодном положении (с точки зрения возможностей совместной работы) оказывались учителя-предметники, которые были в единственном числе. Они конечно могли бы заниматься методической работой в районном объединении, но тогда вынуждено теряли бы связи с коллективом своей школы. Методическая, исследовательская работа требует прежде всего разнообразия форм и возможностей своей реализации. Учителю любого предмета необходимо широкое общение с учителями других дисциплин, особенно в нашей, коррекционной школе, а также с психологами, логопедами, дефектологами, социологами. Без этого тесного сотрудничества наша работа может быть даже теряет смысл. Мы не можем понять, почему, например, девятый класс так ведет себя на уроках математики, что учитель не в состоянии справиться с ними. А может быть, работая с психологом, дефектологом, можно найти пути восстановления нормальных взаимоотношений между учителем и детьми. А может быть, учителю математики надо посетить уроки того учителя, у которого взаимоотношения с этим классом несколько другие?  Или построить свои уроки не так, как это было всегда, как этого требует педагогическая методика. Наши дети, мне кажется,  с удовольствием восприняли бы уроки, построенные нестандартно. Мне кажется, эта тема «Нестандартные формы проведения уроков» была бы интересна всем, и учителям, и ученикам.

Основной целью нашего образовательного учреждения, а также и работы методобъединения является формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!»

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы,  поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо только увидеть эту связь.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему пер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Сейчас, как констатируют медики, существенно ухудшилось здоровье детей по всей стране. Так называемые школьные болезни связаны с нагрузкой, а также с усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.

Методобъединение имеет право:  готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда;

Выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;

Ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

Рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;

Обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания к заместителям директора школы;

Вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;

Выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах «Учитель года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Толчком  для выбора данной темы статьи явились положительные тенденции  в деятельности профессиональных объединений педагогов в прогрессивных школах, такие, как:·...

Программы творческих объединений педагога школы №1

Программы творческих объединений школы №1 военно-патриотического направления....

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Проектирование индивидуального образовательного маршрута саморазвития педагога"

Материал предназначен для педагогов при подготовке к составлению индивидуального образовательного машрута.Цель: организация повышения квалификации педагогов посредством создания условий для сознательн...